ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1999/2022 от 29.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

30 июня 2022 года № Ф03-1999/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Филимоновой Е.П., Ширяева И.В.

при участии:

от индивидуального предпринимателя Юнака Андрея Юрьевича: Гориченко А.Г., представитель по доверенности от 08.06.2021 № 25АА 3292933;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю: Виговская С.Н., представитель по доверенности от 10.01.2022 № 06-19/00298;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Юнака Андрея Юрьевича

на решение от 29.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022

по делу № А51-7850/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению индивидуального предпринимателя Юнака Андрея Юрьевича (ОГРНИП 31525400004770, ИНН 253900315648)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ОГРН 1122539000011, ИНН 2543000014, адрес: ул. Русская, д. 19, Приморский край, г. Владивосток, 690039)

о признании незаконными действий

установил: индивидуальный предприниматель Юнак Андрей Юрьевич (далее по тексту - предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе применить пониженную ставку 0,3% при расчете земельного налога за 2019 г., выраженных в письме от 22.12.2020 № 07-13/70931. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать МИФНС № 12 по Приморскому краю произвести перерасчет земельного налога за 2019 год.

Решением от 29.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами предприниматель обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на неверное применение норм материального права – положений пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), поскольку основным фактором применения ставки земельного налога в размере не более 0,3% является вид разрешенного и фактически используемого земельного участка (малоэтажная многоквартирная жилая застройка), а не статус лица, использующего земельный участок по назначению (собственник или арендатор). При этом полагает, что вид разрешенного использования спорного земельного участка предполагает извлечение прибыли. Сослался на судебную практику.

Инспекция в письменном отзыве доводы кассационной жалобы оспорила.

В заседании суда, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции, изложенные письменно.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы обоснованными по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Юнак А.Ю. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю с 13.05.2015 в качестве индивидуального предпринимателя.

По договору купли-продажи земельного участка от 01.11.2018 предприниматель приобрел земельный участок с кадастровым номером 25:28:050021:1331 общей площадью 68 445 кв.м., расположенный по адресу: ул. Бринера, 46, г. Владивосток, с установленным разрешенным использованием «для многоквартирной застройки», в связи с чем ИП Юнак А.Ю. является плательщиком земельного налога.

Согласно налоговому уведомлению от 01.09.2020 № 48279518 инспекцией произведено начисление земельного налога за 2019 год в сумме 860 355 руб. исходя из кадастровой стоимости в размере 57 357 000 руб., налоговой ставки - 1,5% и количества месяцев владения - 12 месяцев, который уплачен налогоплательщиком полностью платежным поручением от 05.11.2020 № 22211.

ИП Юнак А.Ю. обратился в инспекцию с заявлением (вх. от 10.12.2020 № 09030) о перерасчете суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 25:28:050021:1331 за 2019 год исходя из ставки 0,3%.

Инспекция письмом от 22.12.2020 № 15-45/67024 в адрес налогоплательщика сообщила о правомерности применения к земельному участку с кадастровым номером 25:28:050021:1331 ставки земельного налога, равной 1,5%, и произведения перерасчета земельного налога за 2019 год

Полагая незаконными действия инспекции по отказу применить пониженную ставку 0,3% при расчете земельного налога за 2019 год, оформленных письмом от 22.12.2020 № 07-13/70931, заявителем в порядке статьи 101.2 НК РФ подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, решением которого от 15.03.2021 № 13-10/09621@ жалоба на действия Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю оставлена без удовлетворения.

Полагая, что действия налогового органа не отвечают требованиям закона и нарушают его экономические права, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления предпринимателю земельного налога за 2019 год с применением ставки 1,5%.

Между тем выводы судов основаны на неверном понимании нормы права, регулирующего применение пониженной налоговой ставки земельного налога, действующей в спорный период.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований; вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 (в редакции от 24.07.2007) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

В отношении земельных участков, расположенных на территории Владивостокского городского округа, решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 № 108 «О земельном налоге в г. Владивостоке» (далее - Решение Думы г. Владивостока от 28.10.2005) установлен и введен в действие земельный налог, определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ Владивостокского городского округа, налоговые льготы, основания и порядок их предоставления, а также порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготы и (или) уменьшение налогооблагаемой базы.

Разделом 3 названного решения Думы г. Владивостока (в редакции, действовавшей в спорный период), установлены налоговые ставки с 01.01.2019 в следующих размерах: 0,3% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5% от кадастровой стоимости участка - в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

При разрешении вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога подлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного использования земельного участка.

При этом факт использования налогоплательщиком земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования имеет существенное значение для установления наличия у него права на применение пониженной ставки земельного налога.

Если использование земельного участка отвечает требованиям его целевого использования, то ставка налога в отношении этого земельного участка применяется исходя из вида целевого использования, указанного в правоустанавливающих (кадастровых) документах. Следовательно, если арендатор использует земельный участок по целевому назначению, арендодатель может платить земельный налог по пониженной ставке.

Как установлено судами и следует из материалов дела предпринимателем используется земельный участок с момента его приобретения по назначению, вид разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», категория земель «земли населенных пунктов» - по договору с ООО «АРМГРУПП» - арендатор земельного участка с кадастровым номером 25:28:050021:1331, расположенного по адресу: ул. Бринера, 46, г. Владивосток, Приморский край, по договору аренды от 29.11.2018 № А2, ведется строительство десяти малоэтажных многоквартирных домов.

ООО «АРМГРУПП» получены разрешения администрации г. Владивостока от 20.06.2018 (NRU25304000-270/2018, NRU253 04000-269/2018) и от 28.06.2018 (NRU25304000-310/2018) на строительство малоэтажных жилых домов в районе ул. Бриннера этажностью 4-5 этажей (однокомнатных и двухкомнатных) с балконами и террасами, с индивидуальными подсобными хозяйствами, гаражами-стоянками, гостевыми парковками.

Таким образом судами установлено, материалами дела подтверждено и не оспаривается налоговым органом использование земельного участка в спорный период по целевому назначению - строительство малоэтажных жилых домов в районе ул. Бриннера этажностью 4-5 этажей (однокомнатных и двухкомнатных) с балконами и террасами, с индивидуальными подсобными хозяйствами, гаражами-стоянками, гостевыми парковками.

Учитывая изложенное вывод судов об использовании ИП Юнак А.Ю. земельного участка с кадастровым номером 25:28:050021:1331 в предпринимательской деятельности с целью получения арендных платежей как вид использования не соответствует действительности.

Суд округа полагает, что использование спорного земельного участка предпринимателем в предпринимательской деятельности не противоречит виду использования названного земельного участка - «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», категория земель «земли населенных пунктов».

Ограничения для применения пониженной ставки земельного налога в размере 0,3%, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции от 24.07.2007), в настоящем случае не имеется, так как собственником выполнено условие о приобретении земельного участка под жилищное строительство, использование земельного участка по виду разрешенного использования подтверждено, а передача земельного участка в пользование третьим лицам для использования по целевому назначению не имеет правового значения.

Исключение для применения пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% установлено для использования земельного участка под строительство многоквартирных домов на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, что не подтверждено налоговым органом в отношении заявителя.

Вывод суда округа основан на правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258 по делу № А53-21469/2017.

Таким образом поскольку применение налоговой ставки 0,3% обусловлено свойствами объекта налогообложения (назначение и использование земельного участка), а не осуществляемой налогоплательщиком деятельностью, правовой режим земельного участка не зависит от статуса собственника земли и устанавливается исходя из сведений о его целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, документах, подтверждающих регистрацию права собственности на земельный участок, выводы судов о законности оспариваемых действий инспекции по отказу применить пониженную ставку 0,3 процента при расчете земельного налога за 2019 год, оформленных письмом от 22.12.2020 № 07-13/70931, не основаны на нормах права.

Ссылка судов на то, что основной вид деятельности предпринимателя по ОКВЭД не связан с видом разрешенного использования спорного земельного участка является несостоятельной, поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрены подобные условия в качестве имеющих правовое значение для применения пониженной ставки налога в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов.

В абзаце четвертом пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» разъяснено, что суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.

Поскольку фактические обстоятельства спора установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт об удовлетворении требований предпринимателя Юнака Андрея Юрьевича, в связи с чем признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю, выразившихся в отказе применить пониженную ставку 0,3 процента при расчете земельного налога за 2019 год, выраженных в письме от 22.12.2020 № 07-13/70931. В качестве способа восстановления нарушенного права обязать МИФНС № 12 по Приморскому краю произвести перерасчет заявителю земельного налога за 2019 год.

С учетом положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные индивидуальным предпринимателем Юнаком Андреем Юрьевичем при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб в общей сумме 600 руб., подлежат отнесению на МИФНС № 12 по Приморскому краю.

Руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу № А51-7850/2021 Арбитражного суда Приморского края отменить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю, выразившиеся в отказе применения пониженной ставки 0,3 процента при расчете земельного налога за 2019 год, оформленные письмом от 22.12.2020 № 07-13/70931.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Юнака Андрея Юрьевича.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю в пользу индивидуального предпринимателя Юнака Андрея Юрьевича судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам в сумме 600 рублей.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Л.М. Черняк

Судьи Е.П. Филимонова

И.В. Ширяев