АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2018 года № Ф03-2026/2018
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Биксур»: Бондажевский А.В., представитель по доверенности от 29.03.2018 № 27АА1231811;
от департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Каун О.А., представитель по доверенности от 29.12.2017 № 02-11/13210;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 09.01.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018
по делу № А73-16813/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Сапрыкина Е.И., Тищенко А.П.
по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Биксур»
кдепартаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
опризнании незаконными действий
Общество с ограниченной ответственностью «Биксур» (ОГРН 1052700234993, ИНН 2723069872, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 15, 248, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66, далее – департамент), совершенных 11.10.2017, по демонтажу ценовой вывески, принадлежащей обществу и обязательной для общества в силу действующего законодательства Российской Федерации, а также обязании департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата информационной (ценовой) вывески на прежнее место (г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, 16) способами и методами, позволяющими эксплуатировать информационную (ценовую) вывеску по ее прямому назначению, с учетом всех требований безопасности, за счет средств департамента.
Решением суда от 09.01.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018, требование общества удовлетворено, оспариваемые действия департамента признаны незаконными, последний обязали возвратить демонтированную ценовую вывеску на прежнее место.
Департамент, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, считая их незаконными, подал в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы, ссылаясь на положения пунктов 32.4, 32.6 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 (далее – Правила благоустройства), пункта 7.3 Порядка регистрации и учета информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного Постановлением Администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442 (далее – Порядок регистрации информационных конструкций), считает, что спорная информационная конструкция в виде стелы, будучи размещенной на территории города без регистрации в администрации города, подлежит демонтажу.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Представитель общества просил принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу департамента обоснованной, а принятые по делу судебные акты – подлежащими отмене.
Из материалов дела усматривается, что обществу на праве собственности принадлежит автозаправочная станция (далее – АЗС), расположенная по адресу г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, 16.
Рядом с АЗС общество разместило стелу (информационную конструкцию), содержащую сведения о фирменном наименовании организации, ассортименте и ценах на отпускаемую продукцию (топливо).
Предписаниями от 06.07.2017 №№ 37.2/12-07, 17.2/12-07 департамент указал, что данная информационная конструкция в виде стелы в нарушение требований пунктов 32.4, 32.6 Правил благоустройства не имеет регистрации, следовательно, будучи самовольно установленной, подлежит демонтажу на основании пункта 32.7 Правил благоустройства.
Обществу предписано в срок до 17.07.2017 демонтировать информационную конструкцию.
Письмом от 11.07.2017 № 278 общество сообщило департаменту о неправомерности вынесенных предписаний и пояснило, что рассматриваемая информационная конструкция фактически является информационной табличкой, не требующей регистрации на основании пункта 32.4 Правил благоустройства.
11.10.2017 отдел наружной рекламы и регистрации информационных конструкций департамента произвел демонтаж спорной информационной конструкции.
25.10.2017 обществу выставлено требование № 10/12-10 о возмещении расходов, понесенных в связи с демонтажом информационной конструкции, на сумму 3 996 руб.
Общество, не согласившись с действиями департамента по демонтажу информационной конструкции, считая их незаконными, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, установив, что данная информационная конструкция в виде стелы является вывеской, размещение которой для АЗС является распространенной практикой, требование удовлетворил, не усмотрев правовых оснований ни для регистрации рассматриваемой вывески в администрации города, ни для ее демонтажа. В порядке восстановления нарушенного права общества суд обязал департамент возвратить демонтированную информационную вывеску на прежнее место.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ.
Судебные инстанции также указали, что на спорной информационной конструкции размещалась обязательная для АЗС информация о перечне реализуемой продукции с указанием розничных цен, следовательно, посредством установки рассматриваемой информационной конструкции обществом были исполнены обязательные требования, установленные законодательством.
Между тем суды, делая вывод об отсутствии у департамента правовых оснований для демонтажа размещенной обществом информационной конструкции, по убеждению судебной коллегии, не учли следующего.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, среди прочего, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
На основании вышеуказанной нормы Закона № 131-ФЗ решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 утверждены Правила благоустройства, действовавшие в период рассматриваемых правоотношений.
Разделом IIIназванных Правил благоустройства регламентировано содержание фасадов зданий (включая жилые дома), сооружений, дорог, рекламных и информационных конструкций, элементов благоустройства.
Пунктом 32.2 Правил благоустройства обозначены общие требования, предъявляемые к информационным конструкциям и их размещению. Пунктом 32.1 Правил благоустройства особо отмечено, что распространение информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» может осуществляться путем размещения информационных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе как находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», так и не находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск».
В силу положений подпункта 7.1 пункта 6 Правил благоустройства под информационными конструкциями понимаются конструкции, размещаемые непосредственно на зданиях, строениях, сооружениях, землях или земельных участках в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг, и не содержащие сведений рекламного характера.
На основании пункта 32.3 Правил благоустройства к числу информационных конструкций относятся, в числе прочего, вывески, содержащие сведения и информацию, предусмотренную статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), и информационные табло (стелы). Применительно к вывескам оговорено, что они не подлежат регистрации в администрации города.
В соответствии с пунктом 32.4 Правил благоустройства распространение информационных конструкций (за исключением вывесок) на территории города допускается при условии их регистрации в администрации города. Таковой Порядок регистрации информационных конструкций утвержден Постановлением Администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442.
Приложением № 3 к названному Порядку определены типы и виды информационных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории городского округа «Город Хабаровск». По видам информационные конструкции подразделяются на отдельно стоящие информационные конструкции и информационные конструкции, размещаемые на зданиях, строениях, сооружениях и нестационарных торговых объектах.
Согласно пункту 1.2.1 Приложения № 3 к Порядку регистрации информационных конструкций вывеской является такой тип информационной конструкции, размещенной на здании, строении, сооружении и нестационарном торговом объекте, которая предназначена для доведения до потребителей информации, необходимой в соответствии со статьей 9 Закона о защите прав потребителей, не превышает размеров, предусмотренных Правилами благоустройства, и не подлежит регистрации в администрации города.
В свою очередь, в силу пункта 1.3.1 Приложения № 3 к Порядку регистрации информационных конструкций информационным табло (стелой) признается отдельно стоящая информационная конструкция, устанавливаемая на земельном участке, выполненная по индивидуальному проекту и имеющая формат, отличный от иных видов информационных конструкций, предусмотренных рассматриваемым Приложением № 3.
Пунктом 32.6 Правил благоустройства императивно установлено, что установка и эксплуатация информационных конструкций на территории города без их регистрации в администрации города (самовольная установка) не допускается. Эксплуатация информационных конструкций, срок действия регистрации которых истек либо регистрация которых досрочно прекращена по основаниям, определенным постановлением администрации города, не допускается.
Как подчеркнуто в пункте 32.7 Правил благоустройства, пункте 7.3 Порядка регистрации информационных конструкций, информационные конструкции, самовольно установленные на территории города либо эксплуатируемые после истечения или досрочного прекращения регистрации такой информационной конструкции, подлежат демонтажу.
Согласно подпункту 15.2 пункта 6 Правил благоустройства под самовольной установкой информационной конструкции понимается установка информационной конструкции на территории города без регистрации в администрации города.
Из системного и буквального анализа вышеуказанных норм Правил благоустройства, Порядка регистрации информационных конструкций следует, что признаны самовольно установленными и в дальнейшем демонтированы могут быть лишь информационные конструкции, отличные от вывески и не зарегистрированные в администрации города (либо срок регистрации которых истек или досрочно прекращен).
Судебные инстанции, делая вывод о неправомерности действий департамента по демонтажу информационной конструкции (стелы), принадлежащей обществу, исходили из того, что на названной информационной конструкции размещена обязательная в силу положений статьи 9 Закона о защите прав потребителей и специфики деятельности АЗС информация, вследствие чего спорная информационной конструкция фактически является вывеской, регистрация которой в администрации города не требуется.
Между тем, как усматривается из буквального толкования положений Правил благоустройства, Порядка регистрации информационных конструкций, распределение информационных конструкций по типам и видам зависит не содержания информации, размещенной на информационной конструкции, а от самой формы информационной конструкции и способа ее размещения (отдельная установка на земельном участке либо размещение на здании, строении, сооружении).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается и судами, в том числе на основе исследования и оценки по правилам главы 7 АПК РФ технического паспорта АЗС, установлено, что демонтированная департаментом информационная конструкция фактически является стелой.
При таких обстоятельствах, поскольку формат стелы по смыслу Правил благоустройства, Порядка регистрации информационных конструкций отличен от формата вывески, в том числе в части способа, места размещения информации, рекомендованного размера, спорная информационная конструкция, по убеждению судебной коллегии, определенно подлежала регистрации в администрации города в предусмотренном порядке.
Так как факт отсутствия таковой регистрации ни обществом, ни департаментом не отрицается, рассматриваемая информационная конструкция в виде стелы по смыслу подпункта 15.2 пункта 6 Правил благоустройства является самовольно установленной, вследствие чего на основании пункта 32.7 Правил благоустройства, пункта 7.3 Порядка регистрации информационных конструкций подлежит демонтажу.
То обстоятельство, что размещение информации о цене на реализуемое на АЗС топливо производится, как правило, с использованием информационных конструкций в виде стел, как считает окружной суд, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, обосновывающего возможность не соблюдения обществом общеобязательным к применению на территории городского округа «Город Хабаровск» Правил благоустройства, Порядка регистрации информационных конструкций, принятых в рамках предоставленных Законом № 131-ФЗ полномочий городскому округу.
Кроме того, из материалов дела не усматривается, что обществу со стороны департамента были созданы какие-либо непреодолимые и необоснованные препятствия для регистрации в установленном порядке рассматриваемой информационной конструкции (стелы).
Учитывая все вышеизложенное, по убеждению судебной коллегии, действия департамента, совершенные 11.10.2017, по демонтажу информационной конструкции (стелы), принадлежащей обществу и не зарегистрированной в администрации города, соответствуют Правилам благоустройства и Порядку регистрации информационных конструкций.
При таких обстоятельствах, исходя из неправильного применения судами Правил благоустройства и Порядка регистрации информационных конструкций, суд округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает необходимым решение от 09.01.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018 отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решением суда от 09.01.2018 с департамента в пользу общества взыскано 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. 05.04.2018 Арбитражным судом Хабаровского края после рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции выдан исполнительный лист на взыскание названной суммы. Учитывая отмену судом кассационной инстанции принятых по настоящему делу судебных актов и разрешение спора в полном объеме не в пользу общества, суду первой инстанции надлежит произвести поворот исполнения вышеуказанного исполнительного листа в порядке, установленном статьями 325, 326 АПК РФ.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2018 № 0000802, подлежит отмене на основании части 4 статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 283, 284, 286-289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.01.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018 по делу № А73-16813/2017 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью «Биксур» в удовлетворении заявленных требований отказать.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот исполнения решения от 09.01.2018 по вопросу взыскания с департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Биксур» судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2018 № 0000802, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
А.И. Михайлова