ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2102/2011 от 07.06.2011 АС Дальневосточного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

15 июня 2011 г. № Ф03-2102/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

  в составе:

Председательствующего:   С.И. Гребенщикова

Судей:   Г.А. Камалиевой, Е.К. Яшкиной

при участии

от прокуратуры ЧАО:   Моргунова Н.Н., старший прокурор отдела по удостоверению от 14.05.2009 № 076781

представители других участвующих в деле лиц не явились

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу   прокурора Чукотского автономного округа

на   решение от 29.11.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011

по делу №   А80-239/2010 Арбитражного суда   Чукотского автономного округа

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции – судья  Ю.В. Дерезюк, в суде апелляционной инстанции – судьи Е.В. Гричановская, Т.Д. Пескова, Е.А. Швец

по заявлению   Прокурора Чукотского автономного округа

о   признании недействительными постановления администрации городского округа Анадырь от 22.07.2010 № 504 и договора оказания услуг от 02.08.2010, применении последствий недействительности ничтожной сделки

третьи лица:   Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, общество с ограниченной ответственностью «Легион»

Прокурор Чукотского автономного округа Киселев Е.Н. (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным постановления администрации городского округа Анадырь (далее – администрация) от 22.07.2010 № 504 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь»; признании недействительным договора оказания услуг по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь от 02.08.2010, заключенного между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Легион» (далее – ООО «Легион», общество), на основании статьи 168 ГК РФ и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата обществом в бюджет Чукотского автономного округа денежных средств в размере 632 552 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям.

Определениями от 20.09.2010, от 21.10.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа, Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее – Департамент финансов), ООО «Легион».

Решением от 29.11.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с недоказанностью прокурором совокупности условий необходимых для признания недействительным ненормативного правового акта, предусмотренных статьей 198 АПК РФ. Остальные требования прокурора оставлены без удовлетворения в связи с отказом в удовлетворении требования о признании ненормативного правового акта недействительным.

Не согласившись с принятыми судебными актами, прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, исковые требования удовлетворить.

По мнению заявителя, в соответствии с положениями статьи 113 ГК РФ, статей 17, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон об организации местного самоуправления) органы местного самоуправления наделены полномочиями исключительно по созданию муниципальных предприятий и учреждений, и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям, в связи с чем постановление администрации от 22.07.2010№ 504 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросампохоронного дела по осуществлению погребения умерших на территориигородского округа Анадырь» является незаконным. Суды пришли к ошибочному выводу, что требования в части признания недействительным постановления администрации и признания недействительным договора от 02.08.2010 «неразрывны» и рассмотрение их по существу в отдельности невозможно, поскольку предметом рассмотрения требования о признании сделки недействительной (ничтожной) и применении последствий недействительности ничтожной сделки является оценка соответствия ее требованиям закона. Указанные постановление и договор нарушают экономические интересы Чукотского автономного округа, поскольку перечисление бюджетных средств происходит в счет расходного обязательства, возникшего в нарушение требований действующего законодательства.

ООО «Легион», Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в отзывах на кассационную жалобу отклонили изложенные в ней доводы.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель прокурора поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.

Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.

Как следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса от 21.05.2010 по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь постановлением администрации городского округа Анадырь от 22.07.2010 № 504 обществу с ограниченной ответственностью «Легион» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь.

02.08.2010 на основании указанного постановления от 22.07.2010 № 504 между администрацией городского округа Анадырь (заказчик) и ООО «Легион» (исполнитель) заключен договор оказания услуг по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь б/н на срок с 01.09.2010 по 31.12.2010, пунктами 1.2 и 2.1 которого предусмотрено, что состав и стоимость услуг по договору определяются в соответствии с постановлением администрации городского округа Анадырь от 18.11.2008 № 119 (в ред. Постановления от 27.11.2009 № 836), а возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению осуществляется Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства за счет окружного бюджета.

На основании представленных Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Департамент финансов документов, в соответствии с постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 07.07.2003 № 195 «О порядке возмещения за счет средств окружного бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе», на счет Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства расходным расписанием от 13.10.2010 № 3 были перечислены денежные средства, в том числе, для ООО «Легион» - 632 552 руб.

Платежным поручением № 879 от 14.10.2010 Департамент перечислил денежные средства в сумме 632 552 руб. на счет ООО «Легион».

Полагая, что постановление администрации от 22.07.2010 № 504 не соответствует действующему законодательству и создает преимущественные условия для деятельности ООО «Легион» на рынке похоронных услуг, а заключенный на основании него договор от 02.08.2010 б/н является ничтожным, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Рассматривая требования прокурора в части признания недействительным постановления администрации от 22.07.2010 № 504, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято с нарушением Закона об организации местного самоуправления, Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о похоронном деле) и положений Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку органы местного самоуправления вправе создавать юридические лица в форме муниципальных предприятий или учреждений, и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, а присвоение статуса специализированной службы ООО «Легион» в силу закона не является созданием муниципального предприятия или учреждения.

Суд кассационной инстанции признает данные выводы суда первой инстанции правильными в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на том же рынке.

Пунктом 3 статьи 7 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 №12027/07).

Согласно пунктам 22, 23 части 1 статьи 16 Закона об организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу пункта 4 статьи 51 названного Закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе, межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Пунктом 2 статьи 25 Закона о похоронном деле предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 Закона о похоронном деле органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Из содержания указанных норм права в их совокупности следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

Вместе с тем, признав названное постановление не соответствующим закону, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления прокурора в данной части в связи с отсутствием второго условия, предусмотренного статьями 198, 201 АПК РФ и необходимого для признания ненормативного правового акта недействительным, а именно: нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако суд кассационной инстанции признает указанный вывод ошибочным, поскольку наделение ООО «Легион» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела создает преимущественные условия для деятельности общества как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и приходит к выводу о наличии в данном случае нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц - граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку каждый из названных субъектов имеет право на осуществление своих законных интересов в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами.

При этом вывод суда апелляционной инстанции о том, что администрацией городского округа Анадырь специализированная служба по похоронному делу создана путем объявления конкурса среди действующих юридических лиц, представляющих услуги по ритуальному обслуживанию населения, что не противоречит положениям Закона о конкуренции и Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», признается судом кассационной инстанции ошибочным, поскольку, как указано выше, присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации не является созданием муниципального учреждения или предприятия. Более того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.09.2008 №12027/07, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Следовательно, ООО «Легион» вправе было оказывать услуги по погребению и без присвоения ему статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.

На основании изложенного, поскольку фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции достаточно полно, но нормы материального права применены неправильно, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу в части требования о признании недействительным постановления администрации от 22.07.2010 № 504 новый судебный акт об удовлетворении заявленных прокурором требований в указанной части.

Рассматривая требования прокурора в части признания недействительным (ничтожным) договора оказания услуг по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь от 02.08.2010 б/н на основании статьи 168 ГК РФ и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата обществом в бюджет Чукотского автономного округа денежных средств в размере 632 552 руб., суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку требования о признании договора недействительным и применения последствий недействительности ничтожной сделки вытекают и неразрывно связаны с требованием о признании недействительным постановления администрации от 22.07.2010 № 504. Поскольку судами было отказано в удовлетворении первого требования, требования о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности сделки также оставлены судами без удовлетворения.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, на момент рассмотрения кассационной жалобы договор оказания услуг по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь от 02.08.2010 б/н прекратил свое действие в связи с окончанием срока его действия, следовательно, оспаривание прокурором судебных актов в части отказа в признании недействительным договора, прекратившего свое действие, беспредметно.

В силу пункта 2 статьи 166 ГК РФ требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Прокурор независимо от истечения срока действия договора является лицом, заинтересованным в применении в судебном порядке последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии с частью 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. То есть законом предусмотрена двусторонняя реституция.

Между тем, заявляя требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ООО «Легион» в бюджет Чукотского автономного округа денежных средств в сумме 632 552 руб., прокурором не учтено следующее.

Арбитражными судами установлено, что за оказанные ООО «Легион» услуги по погребению умерших последнему платежным поручением № 879 от 14.10.2010 перечислены Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа денежные средства в сумме 632 552 руб. из бюджета Чукотского автономного округа.

Вместе с тем Департамент промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа не являлся стороной по договору оказания услуг по осуществлению погребения умерших б/н от 02.08.2010, следовательно, применить последствия недействительности сделки в данном случае не представляется возможным, так как в первоначальное положение, согласно статье 167 ГК РФ, могут быть приведены только стороны договора.

Более того, суд кассационной инстанции считает, что применить последствия недействительности сделки в рассматриваемых правоотношениях невозможно, поскольку ООО «Легион» оказывались услуги по погребению умерших. Доказательств того, то обществом не оказывались услуги или оказаны в меньшем объеме, прокурором не представлено.

Поскольку ошибочные выводы судов обеих инстанций не повлияли на исход дела, суд кассационной инстанции считает возможным, применив к спорным правоотношениям надлежащие нормы материального права, признать отказ судов в части удовлетворения заявления о признании недействительным договора оказания услуг по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь от 02.08.2010 и применении последствий недействительности ничтожной сделки правильным. В данной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л   :

решение от 29.11.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу № А80-239/2010 Арбитражного суда Чукотского автономного округа изменить.

Постановление администрации городского округа Анадырь от 22.07.2010 № 504 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела по осуществлению погребения умерших на территории городского округа Анадырь» признать недействительным.

В остальной части решение от 29.11.2010 и постановление от 15.02.2011 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий С.И. Гребенщиков

Судьи Г.А. Камалиева

Е.К. Яшкина