АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2019 года № Ф03-2104/2019
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Черняк Л.М.
Судей: Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края: представитель не явился;
от Сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива «Молоко и сливки»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива «Молоко и сливки»
на решение от 26.12.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019
по делу № А51-9630/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Гарбуз М.Н., в апелляционном суде судьи: Бессчасная Л.А., Пяткова А.В., Сидорович Е.Л.
по иску Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. 1-я Морская, д. 2, г. Владивосток, Приморский край, 690007)
к Сельскохозяйственному перерабатывающему потребительскому кооперативу «Молоко и сливки» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес:ул. Ленина, д. 4, оф. 15, с. Владимиро-Петровка, Ханкайский р-н, Приморский край, 692672)
о взыскании 8 291 150 руб.
установил: Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к сельскохозяйственному перерабатывающему потребительскому кооперативу «Молоко и сливки» (далее – ответчик, кооператив) об обязании возвратить в бюджет Приморского края 8 291 150 руб. 00 коп., предоставленных в виде субсидии на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае.
Решением суда от 26.12.2018 удовлетворены заявленные требования в полном объеме, взыскано с кооператива в пользу Департамента 8 291 150 руб. субсидии.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 решение изменено, требования удовлетворены в размере 2 819 400 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе кооператива, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заявитель жалобы ссылается на необоснованные выводы судов о нарушении обязательств кооператива по исполнению условий соглашения по срокам его исполнения, вследствие чего подлежит возврату средства субсидии в полном объеме - по мнению суда первой инстанции, и в части, потраченной за пределами установленного соглашением срока, - согласно выводам апелляционного суда.
Полагает, что суд апелляционной инстанции при вынесении постановления исходил из буквального толкования пунктов 3.1 и 3.2 соглашения о предоставлении Гранта, но без учетов доводов кооператива об исполнении обязательства по целевому назначению и в полном объеме, в связи с чем неиспользованных средств Гранта у кооператива не имеется.
Департамент заявил ходатайство о проведении судебного заседания без участия своего представителя, отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа полагает жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с целью реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013-2021 годы», утвержденной постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 № 392-па, а также положений Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 13.12.2013 № 470-па «О предоставлении из краевого бюджета субсидий на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае» (далее – Порядок № 470-па) между кооперативом и Департаментом 23.10.2015 заключено соглашение № 1 о предоставлении гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Предметом соглашения № 1 является сотрудничество сторон по реализации мероприятий по предоставлению гранта кооперативу на развитие материально-технической базы кооператива для организации заготовки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции для достижения конечных целей, выражающихся в обеспечении жителей Приморского края качественными, экологически безопасными продуктами питания собственного производства и снижения зависимости продовольственного рынка края от импорта сырья и продовольствия.
Согласно пункту 2.2.1 соглашения кооператив использует средства гранта в соответствии с планом расходов, утвержденным межведомственной конкурсной комиссией по отбору кооперативов для предоставления государственной поддержки, в течение восемнадцати месяцев со дня их получения.
Пунктом 2.2.3 соглашения предусмотрено ежеквартальное предоставление отчета о целевом использовании гранта в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сводный отчет о полном целевом использовании гранта по форме, утвержденной Департаментом, кооператив обязан предоставить в течение месяца со дня его полного использования с приложением копий документов, подтверждающих его целевое использование (п. 2.2.4 соглашения).
Согласно пункту 2.2.8. соглашения кооператив обязан осуществлять исполнение бизнес-плана (достижение показателей), представленного на рассмотрение межведомственной конкурсной комиссии, в полном объеме.
В случае неиспользования или неполного использования средств гранта в течение срока, указного в пункте 2.2.1 соглашения (18 месяцев), кооператив обязан осуществить возврат гранта или неиспользованного остатка в краевой бюджет (п. 3.1 соглашения).
В пункте 3.2 соглашения предусмотрено, что в случае нарушения условий использования грантов, установленных Порядком и настоящим соглашением при предоставлении гранта, кооператив обязан осуществить возврат гранта в краевой бюджет в полном объеме.
Во исполнение указанного соглашения Департаментом в порядке и на условиях действующего законодательства кооперативу предоставлена субсидия в общей сумме 8 291 150 руб., что подтверждено платёжными поручениями от 01.12.2015 № 184657 на сумму 3 214 500 руб., от 17.12.2015 № 381826 на сумму 240 280 руб. 18 коп., от 23.12.2015 № 464282 на сумму 4 500 000 руб., от 23.12.2015 № 464283 на сумму 336 369 руб. 82 коп.
Установив нарушение взятых на себя обязательств по использованию субсидии в течение 18 месяцев, а именно: по предоставлению в Департамент сводного отчета о целевом использовании субсидии в течение месяца со дня ее полного использования, исполнению бизнес-плана, истец претензией от 17.04.2018 предложил ответчику возвратить денежные средства.
Неисполнение требования о возврате средств субсидии послужило основанием для обращения Департамента с иском в суд.
Арбитражный суд Приморского края удовлетворил исковые требования в полном объеме, применив положения пункта 18 Порядка № 470-па, пункта 3 соглашения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции частично, применив положения пунктов 2.2.1 и 3.1 соглашения, оценив сумму в размере 2 819 400 руб. как неиспользованный остаток гранта.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Согласно пункту 2.1.1 соглашения предусмотренная данным соглашением государственная поддержка в виде гранта выделена на развитие материально-технической базы кооператива для организации заготовки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции на территории Приморского края.
При этом, кооператив обязался использовать средства гранта в соответствии с планом расходов, утвержденным межведомственной конкурсной комиссией по отбору кооперативов для предоставления государственной поддержки в течение 18 месяцев со дня их получения (пункт 2.2.1).
Планом расходов (приложение № 1 к соглашению) утверждено приобретение комплекта оборудования по переработке 4000 л. молока и транспортных средств для перевозки готовой молочной продукции общей стоимостью 19 991,4 тыс. руб., из которых средства субсидии – 10 881,2 тыс. руб., собственные средства – 7 254,16 тыс. руб., заемные средства – 1 856 тыс. руб.
Протоколом от 29.09.2016 межведомственная экспертная комиссия на основании постановления администрации Приморского края от 26.07.2016 № 344-па, утвердившего Порядок предоставления из краевого бюджета грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Приморском крае в 2016-2020 годах, а также обращения председателя кооператива, утвердила новый план расходов кооператива СППК «Молоко и Сливки», по которому стоимость оборудования составила 17 664,5 тыс. руб., из них средства субсидии – 10 423,7 тыс. руб., собственные средства – 6 950,8 тыс. руб., заемные средства – 290 тыс. руб.
При этом, цели расходования средств государственной поддержки кооператива не изменились.
Судами установлено, что в целях подтверждения расходования средств бюджета кооперативом предоставлялись в Департамент отчеты по установленной форме.
Также судами установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что все полученные в качестве гранта (субсидии) средства бюджета потрачены на приобретение оборудования и транспортных средств согласно плану расходов, что является целевым использованием полученных по соглашению денежных средств.
В силу положений пункта 3.2 соглашения в случае нарушения условий использования гранта, установленных при предоставлении субсидии, получатель субсидии обязан осуществить возврат гранта в краевой бюджет в полном объеме.
Как установлено судами, основанием для обращения Департамента в суд с иском о возврате субсидии в бюджет в заявленном размере послужил факт установления невыполнения кооперативом принятых на себя обязательств по соглашению в части несвоевременного освоения им предоставленной субсидии в полном объеме.
Судами удовлетворены требования на основании установления факта нарушения кооперативом положений пункта 2.2.1 соглашения – использование средств гранта в течение 18 месяцев со дня их получения.
Однако, судами не в полном объеме исследованы положения соглашения на соответствие Порядка № 470-па, в соответствии с которым и заключено данное соглашение.
Пунктом 17 Порядка установлено, что в случае неиспользования или неполного использования субсидии в течение срока, указанного в пункте 13 настоящего Порядка (в течение 18 месяцев со дня их получения), кооператив обязан осуществить возврат субсидии или неиспользованного остатка субсидии в краевой бюджет.
Судом апелляционной инстанции требование удовлетворено частично, исходя из того, что часть субсидии в сумме 2 819 400 руб. по состоянию на 23.06.2017 (18 месяцев с момента получения средств) не была использована кооперативом.
Между тем, как установлено судами и подтверждается материалами дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции и до принятия судом решения по делу кооперативом использованы указанные выше средства на приобретение автотранспорта, шкафа для копчения сыра, камеры для хранения готовой продукции, пресса-тележки для творога, машины для мойки оборудования, ванны моечной, о чем 26.10.2018 представлен отчет в Департамент.
Также факт целевого использования субсидии в полном объеме выделенных средств подтвержден актом обследования от 12.02.2019 (комиссия в составе начальника отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Департамента, главного специалиста-эксперта отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Департамента, председателя Приморского краевого комитета Профсоюза работников агропромышленного комплекса), в присутствии председателя кооператива, из которого установлено приобретение кооперативом оборудования и автотранспорта на общую сумму 13 956 132 руб. в соответствие с утвержденным в 2015 году планом расходов с изменениями 2016 года.
Таким образом, кооперативом использованы все средства субсидии, то есть исполнены принятые на себя по соглашениюобязательства в соответствии с ее целями и задачами. При этом, Департаментом подтверждено, что кооператив предоставлял отчетность о целевом использовании средств гранта и предоставил сводный отчет о полном целевом использовании гранта с приложением копий обосновывающих документов.
Кроме того, Постановлением администрации Приморского края от 26.07.2016 № 344-па отменено Постановление и Порядок № 470-па, и утвержден новый Порядок предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в части финансового обеспечения затрат на грантовую поддержку сельскохозяйственных производственных кооперативов (далее – Порядок № 344-па).
В соответствии с новым Порядком № 344-па, неоднократно меняющим свои редакции, срок освоения грантов увеличен до 24 месяцев.
Поскольку данное условие освоения грантов улучшает положение кооператива, учитывая целевой характер использования субсидии кооперативом, соблюдение принципа адресности, добросовестное выполнение кооперативом остальных условий предоставления гранта, отсутствие на момент вынесения решения судом первой инстанции остатка неиспользованных средств субсидии (пункт 3.1 соглашения), суд полагает возможным применить Порядок № 344-па для разрешения настоящего спора.
Таким образом, основания для обязания кооператива возвратить средства субсидии отсутствуют.
Учитывая изложенное, решение первой инстанции подлежит отмене в полном объеме, постановление апелляционной инстанции – в части удовлетворения требований.
Поскольку для применения статей 325, 326 АПК РФ суд округа не имеет сведений об исполнении постановления апелляционной инстанции, кооператив вправе обратиться в суд первой инстанции для разрешения вопроса о повороте исполнения судебного акта.
Излишне уплаченная кооперативом государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета в силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 по делу № А51-9630/2018 Арбитражного суда Приморского края изменить.
В удовлетворении требований Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края о взыскании с Сельскохозяйственного перерабатывающего потребительского кооператива «Молоко и сливки» 2 819 400 руб. субсидии отказать.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Возвратить Сельскохозяйственному перерабатывающему потребительскому кооперативу «Молоко и сливки» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 08.04.2019 операция 4982.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Т.Н. Никитина
Е.П. Филимонова