ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2110/20 от 10.06.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2020 года                                                                        № Ф03-2110/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н.

при участии:

от Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края: представитель не явился;

от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: представитель не явился;

от Федерального казначейства: представитель не явился;

от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края

на решение от 26.11.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020

по делу №  А73-18800/2018 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края                                  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

кУправлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю                        (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>); Федеральному казначейству                     (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 101000, <...>); Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 109097,                            <...>)

опризнании недействительными представления, уведомления, приказа, извещения

У С Т А Н О В И Л :

Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (в настоящее время Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края; далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными: представления Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю, казначейство) от 02.08.2018 № 22-14-85/51-12130,  уведомления казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 20.08.2018 № 07-04-04/09-17616, приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 20.09.2018 № 2562 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» и извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 № 19- 09-05/68140.

Решением суда от 26.11.2019, оставленным без изменения  постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020, производство по делу в части требования о признании недействительным извещения Минфина России от 24.09.2018 прекращено; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и постановление  апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Ссылается на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.Приводит доводы о том, что суды пришли к необоснованному выводу о несоблюдении министерством правил софинансирования при исполнении расходных обязательств края, поскольку не учли абзац 2 пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 (далее – Правила № 1460). Считает, что методика расчета суммы необоснованно затраченных средств федерального бюджета не предусмотрена ни одним нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения.

Минфин России и УФК по Хабаровскому краю в отзывах на кассационную жалобу против изложенных в ней доводов возражают, просят судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм  процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, казначейством проведена внеплановая камеральная проверка министерства по вопросу соблюдения в 2016 году условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее - Программа).

В ходе проверочных мероприятий установлено, что между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Хабаровского края 03.02.2016 заключено Соглашение          № 156/17-с о предоставлении субсидий федерального бюджета бюджету Хабаровского края (далее - Соглашение № 156/17-с), приложениями № 1 и   № 2 которого определено, что объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия Программы на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, составляет 1 481 200 руб. (64,931 %), за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета Хабаровского края – 800 000 руб. (35,069 %).

УФК по Хабаровскому краю, установив, что по отчетам об исполнении бюджета фактические расходы составили 1 831 326,96 руб., в том числе         1 354 488,87 руб. (73,962 %) – за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;  476 838,09 руб. (26,038 %) - за счет средств бюджета Хабаровского края, пришло к выводу о нарушении министерством пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), приложений № 1 и № 2 к Соглашению № 156/17-с и несоблюдении условия представления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий) из федерального бюджета Хабаровского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 165 394,76 руб.

На основании акта проверки, руководствуясь статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса, УФК по Хабаровскому краю, как орган внутреннего государственного финансового контроля, направило в адрес министерства представление от 02.08.2018 № 22-14-85/51-12130 о необходимости рассмотрения информации о выявленных нарушениях, а также принятии мер по устранению причин и условий их совершения в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения представления.

Казначейство направило в Минфин России уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 20.08.2018 № 07- 04-04/09-17616.

Минфином России вынесен приказ от 20.09.2018 № 2562 «О бесспорном взыскании сумм средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несовременный возврат средств федерального бюджета».

Извещением о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 № 19-09-05/68140 Минфин России известил Федеральное казначейство о принятии решения о бесспорном взыскании из бюджета Хабаровского края и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в размере 165 394,76 руб.

Не согласившись с вышеназванными представлением, уведомлением, приказом, министерство обратилось в арбитражный суд.

Признавая оспариваемые ненормативные акты законными и  обоснованными, суды руководствовались положениями Бюджетного кодекса, Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Приняв во внимание позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 № 307-ЭС15-7013, суды исходили из того, что финансирование полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Финансовая поддержка, оказываемая из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации, носит исключительный характер, оказывается дополнительно к финансированию, которое выделяется на те же цели из бюджета субъекта Российской Федерации, и не может рассматриваться в качестве преимущественного источника удовлетворения финансовой потребности субъекта Российской Федерации. Предоставление субсидии из федерального бюджета на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации не влечет переход расходного обязательства к Российской Федерации.

Учитывая изложенное, изучив содержание Соглашения № 156/17-с, суды пришли к выводу, что обеспечение соразмерного участия Российской Федерации и Хабаровского края в софинансировании мероприятий программы являлось существенным условием предоставления субсидии, и согласились с тем, что в действиях министерства имеется вменяемое ему бюджетное правонарушение.

Проверяя расчет суммы перерасхода средств федерального бюджета суды правомерно применили положения Приказа Минфина России от 31.03.2017 № 53н «Об утверждении методических рекомендаций по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета».

Выводы судов основаны на правильном применении норм права, сформулированы относительно юридически значимых обстоятельств дела, круг которых всесторонне исследован судам и которые получили надлежащую правовую квалификацию.

Довод министерства о том, что буквальное содержание условий соглашения не предусматривает соблюдения уровня софинансирования, изучен и отклонен судами. Гражданско-правовые соглашения, заключаемые в бюджетной сфере, не могут толковаться в отрыве от положений бюджетного законодательства.

Сокращение субъектом Российской Федерации своих расходов и их приведение к среднему уровню софинансирования, установленному Правилами № 1460, является односторонним нарушением соглашения и формальным поводом для получения экономии собственных средств бюджета области в нарушение принятых на себя обязательств (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2019 № 304-ЭС19-11720), что в силу изложенных выше норм бюджетного законодательства недопустимо.

Судами обоснованно отмечено, что соглашение о предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края является окончательным документом, в котором стороны согласуют соответствующие взаимные расходные обязательства на исполнение программных мероприятий, устанавливая конкретные суммы средств в рублях, находящихся фактически в соответствующей пропорции по отношению к общему объему средств за счет двух бюджетов.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.11.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу № А73-18800/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Е.П. Филимонова                    

Судьи                                                                                    Н.В. Меркулова         

                                                                                         Т.Н. Никитина