АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2021 года № Ф03-2156/2021
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей С.И. Гребенщикова, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2: ФИО3, доверенности от 05.12.2018 №№ 25АА2685134, 25АА2685136.
от управления муниципальной собственности города Владивостока: ФИО4, доверенность от 25.12.2020.
от Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа»: Дю У.В., доверенности от 10.11.2020 № 207/4/49д, от 17.12.2020 № 29/62.
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2
на решение от 09.10.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021
по делу № А51-4182/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к управлению муниципальной собственности города Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119019, <...>), Федеральное государственное казенное учреждение «1976 ОМИС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690003, <...>, А), Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680038, <...>)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 (далее – предприниматели, ФИО1, ФИО2) обратились в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения управления муниципальной собственности города Владивостока (далее – управление, УМС г. Владивостока) от 31.12.2019 № 27815/20. В качестве способа восстановления нарушенного права заявители просили обязать управление принять решение о предоставлении в общую долевую собственность ФИО1 и ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45. Одновременно предпринимателями заявлено об установлении в их пользу в равных долях денежной суммы, подлежащей взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента истечения срока, установленного для его добровольного исполнения, по день фактического исполнения решения суда.
Определениями от 12.05.2020 и 17.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее – третье лицо, Минобороны России), Федеральное государственное казенное учреждение «1976 ОМИС» (далее – третье лицо, ФГКУ «1976 ОМИС»), Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – третье лицо, ФКУ «ОСК ВВО»).
Решением от 09.10.2020 решение УМС г. Владивостока от 31.12.2019 № 27815/20 признано незаконным; суд обязал управление подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45 и направить его для подписания заявителям; в присуждении судебной неустойки отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 решение от 09.10.2020 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматели ФИО1 и ФИО2 просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить материалы на новое рассмотрение. Заявители не согласны с выводами апелляционной инстанции о нахождении спорного земельного участка в границах запретного района военного объекта «701» в/ч 13079, считая их неподтвержденными надлежащими доказательствами.Ссылаются, что границы запретного района, установленные постановлением № 217-пг, не включены в геоинформационную систему ЕГРН.
В отзывах на кассационную жалобу УМС г. Владивостока, ФКУ «ОСК ВВО», Минобороны России приводят свои возражения против ее доводов и просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, дав суду пояснения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 являются собственниками объекта недвижимости – нежилого здания – склад общей площадью 246,7 кв.м, кадастровый номер 25:28:040014:5649, (доля в праве ½, каждого), расположенный по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, сформированной по состоянию на 18.12.2018; право долевой собственности зарегистрировано 18.12.2018 на основании договора купли-продажи от 05.12.2018.
Указанный объект недвижимости находится в границах земельного участка площадью 1777 кв.м с кадастровым номером 25:28:040014:45, имеющим разрешенное использование – для эксплуатации складских помещений.
Ранее этот земельный участок использовался ООО «ХРИЗОПРАЗ-2» на условиях аренды по договору от 12.04.2001 № 3257; соглашением от 25.04.2019 указанный договор расторгнут.
Предприниматели ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию г. Владивостока с заявлением (вх.№ 27815/20у от 03.12.2019) о выкупе земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45 в долевую собственность в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В ответ на указанное обращение УМС г. Владивостока письмом от 31.12.2019 № 27815/20 отказало в выкупе указанного земельного участка ввиду нахождения его в запретном районе, установленном для в/ч 13079 МО РФ постановлением губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг, земельные участки в границах которого относятся к землям, ограниченным в обороте и не подлежащим приватизации.
Предприниматели, расценив данное письмо как отказ в выкупе земельного участка и полагая его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права заявителей, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просили обязать управление принять решение о предоставлении в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 39.20 установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.
По общему правилу приобретение земельного участка в собственность осуществляется за плату по договору купли-продажи, без проведения торгов (статьи 39.1, 39.3 ЗК РФ). При этом без проведения торгов осуществляется продажа, в частности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ закреплен порядок предоставления, в том числе в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера; основание предоставление земельного участка без проведения торгов; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок; цель использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов, в частности договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).
Статьей 39.16 ЗК РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ).
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 находится в границах территории Владивостокского городского округа, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
С 01.05.2019 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа осуществляет УМС г. Владивостока в соответствии Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» в редакции Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ, постановлением администрации города Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа, общедоступной «Карте границ зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа», входящей в состав картографических материалов к Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, обзорной схемы взаимного расположения земельных участков, расположенных в районе ул. Снеговая, д. 111-113а и зон с особыми условиями использования территорий следует, что территория, отраженная на фрагменте карты, с указанным на ней испрашиваемым земельным участком, полностью расположена в границах зоны с особыми условиями использования территорий, а именно в запретном районе военного объекта.
В силу пункта 7 статьи 93 ЗК РФ (в редакции на дату издания Приказа) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны урегулирован Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 (далее – Положение № 405); ранее соответствующий порядок был закреплен в Положении об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 № 135.
Согласно пункту 5 постановления от 17.02.2000 № 135 границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся.
Установлено, что постановлением губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю», действующим с учетом внесенных в него изменений постановлением губернатора от 18.04.2013 № 56, в отношении объекта «701» войсковой части 13079, район дислокации бухта Горностай установлены: запретная зона 400 м, запретный район – 3 км, противопожарная полоса – 50 м. Запретная зона и запретный район в отношении военного объекта «701» установлены на основании действующего в указанный период постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135, которое признано утратившим силу в связи с принятием постановления от 05.05.2014 № 405.
Вместе с тем постановление от 07.12.2005 № 217-пг в части установления запретной зоны и запретного района в отношении объекта «701» сохраняет свою силу.
Согласно действующему положению № 405 используются термины «запретная зона», «зона охраняемого военного объекта», «охранная зона военного объекта», «внешний периметр военного объекта», «специальная зона». При этом под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Указанное постановление понятия о запретном районе не содержит.
В соответствии с пунктом 4 Положения № 405 запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Решение вопросов об установлении запретной зоны и иных специальных зон, изменении границ таких зон, их упразднении возложены на межведомственную комиссию по определению необходимости установления соответствующих зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, которое осуществляется на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект (пункты 16, 24 Положения № 405).
В материалы дела представлено письмо от 27.11.2019 № 24/316-4437 Морской инженерной службы Тихоокеанского флота Минобороны России, в котором указано, что войсковая часть 13079 аннулирована в 2012 году, ее правопреемником является войсковая часть 25030 Тихоокеанского флота; для объекта «21» войсковой части 25030 установлена запретная зона по периметру ограждения.
Кроме того, в письме от 05.06.2020 № 24/з/с-1991 Морской инженерной службы Тихоокеанского флота Минобороны России отражено, что объект «701», расположенный по адресу: г. Владивосток, б. Горностай, военный городок № 35 используется в интересах в/ч 30926 ТОФ; объект «21», расположенный в г. Владивостоке, в районе «Зеленый угол», в/г № 5 используется в интересах в/ч 25030-23 ТОФ. Со ссылкой на директивы МО РФ указано, что в/ч 13079 переформирована в в/ч 25030-22, которая, в свою очередь расформирована и объекты недвижимости переданы в в/ч 25030-23, являющуюся структурным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа»; земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:45 в соответствии с выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии от 14.07.2016 № 3/МК, утвержденного первым заместителем МО РФ, по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения безопасности функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, не входит в запретные зоны (районы), установленные для объектов ТОФ.
При разрешении спора суд первой инстанции признал возможным принять письмо от 05.06.2020 № 24/з/с-1991 Морской инженерной службы Тихоокеанского флота Минобороны России и, оценив его наряду с другими документами по делу (выписки из ЕГРН, справка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа, с приложенными к ней картографическими материалами, обзорными схемами и др.), руководствуясь пунктами 7-11, 16, 24 Положения № 405, установил, что сведения о запретном районе военного объекта, с учетом которых уполномоченным органом отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45, не являются актуальными; указанный земельный участок из границ запретной зоны военного объекта исключен, поэтому признал соответствующие мотивы, приведенные в оспариваемом отказе необоснованными. При этом суд, установив отсутствие иных обстоятельств, препятствующих для предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45 в общую долевую собственность, удовлетворил заявленные требования предпринимателей, обязав управление подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его для подписания заявителям.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что границы запретного района военного объекта «701» установлены постановлением № 217-пг, действующим на момент рассмотрения спора; сведения о границах запретного района внесены в геоинформационную систему и отражены в документах градостроительного зонирования на территории Владивостокского городского округа, подлежащие обязательному учету при определении границ земельного участка с целью его последующего предоставления в собственность; надлежащих доказательств того, что спорный земельный участок в установленном порядке исключен из запретного района военного объекта в деле не имеется; письмо от 05.06.2020 № 24/з/с-1991 к таким доказательствам не может быть отнесено.
В этой связи суд, учитывая, что режим запретного района, в границах которого находится спорный земельный участок до настоящего времени в установленном порядке не изменен (отменен), обоснованно признал, что спорный земельный участок, находящийся в границах запретного района, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого отказа УМС г. Владивостока в предоставлении предпринимателям ФИО1 и ФИО2 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:45.
Доводы заявителей кассационной жалобы, в том числе со ссылкой на письмо от 05.06.2020 № 24/з/с-1991 фактически не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок в установленном порядке не исключен из запретного района военного объекта, поэтому судом округа, в силу положений статьи 286 АПК РФ, не принимаются.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, апелляционной инстанций не допущено.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление принято с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу № А51-4182/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи С.И. Гребенщиков
В.А. Гребенщикова