ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2172/20 от 10.08.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

10 августа 2020 года                                                                   № Ф03-2172/2020

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе

судьи Кондратьевой Я.В.

рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу акционерного общества «Ванинский морской торговый порт»

на решение от 26.12.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2020

по делу № А73-20847/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску акционерного общества «Ванинский морской торговый порт»

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

о взыскании неосновательного обогащения, процентов

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Ванинский морской торговый порт»                  (ОГРН 1022700711450, ИНН 2709001590, адрес: 682860, Хабаровский край, район Ванинский, рп Ванино, ул. Железнодорожная, 1; далее – АО «ВМТП») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»                                             (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва,                                      ул. Новая Басманная, 2; далее – ОАО «РЖД») с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 153 548 руб. 68 коп., процентов в размере 8 197 руб. 91 коп., за списание ответчиком с единого лицевого счета истца платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.

Определением суда первой инстанции от 28.10.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением суда в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ)                           от 17.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

По заявлению АО «ВМТП» 26.12.2019 судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда                            от 10.04.2020 решение от 26.12.20019 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, АО «ВМТП» просит решение от 26.12.2019, постановление апелляционного суда от 10.04.2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что АО «ВМТП» в отношении вагонов, прибывавших на станцию Ванино и простаивавших на путях общего пользования не является собственником либо владельцем путей необщего пользования, равно как не являлся грузоотправителем либо грузополучателем данных вагонов. В этой связи считает необоснованным взимание с него платы, предусмотренной статьей 39 Федерального закона                   от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ). Также указывает на то, что существующее соглашение, регламентирующее безакцептное списание средств, не предусматривает возможность списания денежных средств с единого лицевого счета.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «РЖД», выразив несогласие относительно доводов, изложенных в ней, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность решения от 26.12.2019, постановления суда апелляционной инстанции от 10.04.2020 в порядке, установленном                статьями 286 и 288.2 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для их отмены.

Судами первой и апелляционной инстанций из материалов дела установлено, что 19.06.2013 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО «ВМТП» (пользователь) заключен договор № 393А, по условиям которого осуществляется подача, расстановка вагонов на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к станции Ванино, локомотивом перевозчика.

Пользователь оплачивает перевозчику плату за время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от пользователя, определяемую в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства № 2, в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице 9 Тарифного руководства № 2, с учетом коэффициентов индексации (подпункт «б» пункта 18 договора).

На станцию Ванино Дальневосточной железной дороги в адрес                      АО «ВМТП» в период с ноября 2018 года по февраль 2019 года прибывали вагоны и простаивали на путях общего пользования в ожидании подачи, по причине занятости путей необщего пользования истца, что зафиксировано актами общей формы, составленными в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45.

В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 05.08.2013 № 1685р «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между ОАО «РЖД» и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, а также Соглашения об организации расчетов (в ред. от 29.12.2018), между                      АО «ВМТП» и ОАО «РЖД» заключено соглашение об организации расчетов от 07.06.2017 № ТЦ-916, которым регулируются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) при перевозках грузов и (или) порожних вагонов.

По накопительным ведомостям от 09.11.2018 № 091110, от 23.01.2019 №№ 230127, 230128, 230129, 230130, от 14.02.2019 №№ 140229, 140232, от 16.02.2019 №№ 160217, 160219 ОАО «РЖД» в лице Дальневосточного ТЦФТО выставило АО «ВМТП» счета-фактуры: от 10.11.2018                                 № 0000690/11002436, от 25.01.2019 № 0000690/01006036, от 15.02.2019                      № 0000690/02003848, от 20.02.2019 № 0000690/02005430 и направило на согласование акты оказанных услуг: от 10.11.2018 № 1000003560/2018112,    от 25.01.2019 № 1000003560/2019015, от 15.02.2019 № 1000003560/2019023, от 20.02.2019 № 1000003560/2019024, впоследствии произведя списание с ЕЛС АО «ВМТП» плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 153 548 руб. 68 коп.

Ссылаясь на то, что указанные акты и счета-фактуры выставлены перевозчиком по накопительным ведомостям, которые не подписаны уполномоченным работником пользователя, АО «ВМТП» направило претензию от 18.03.2019 № 045/19-180301 с требованием возвратить неправомерно списанную плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 153 548 руб. 68 коп.

Поскольку  претензия от 18.03.2019 № 045/19-180301 оставлена ОАО «РЖД» без удовлетворения, АО «ВМТП» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного кодекса.

В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано на то, что частью 12 статьи 39 УЖТ РФ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности, в частности, в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 указано, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

Из пунктов 3.1 и 3.2 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 «Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» следует, что акты общей формы составляются перевозчиком на станциях отправления, назначения и в пути следования, в том числе для удостоверения фактов задержки вагонов и отказа или уклонения владельца от подписания актов общей формы.

Основные права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность сторон и иные условия по исполнению Соглашения о расчетах указаны в Приложении о прядке взаимодействия между ОАО «РЖД» и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей с использованием ЕЛС клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 05.08.2013г. № 1685р (опубликованным на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу www/rzd.ru), являющемся неотъемлемой частью Соглашения (далее – Распоряжение № 1685р).

Так, согласно пунктам 3.1 и 3.4 Распоряжения № 1685р клиент перечисляет на расчетный счет ОАО «РЖД» в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся                   ОАО «РЖД» платежей. ОАО «РЖД» каждые 5 (пять) дней формирует и представляет клиенту два экземпляра акта оказанных услуг по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению (при электронном документообороте - один экземпляр), с приложением перечня первичных документов (приложение № 4 к настоящему Положению) и счета-фактуры.

На основании Соглашения об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок (утв. ОАО «РЖД» 18.12.2017 № 2633/р, заключенного между сторонами, акт оказанных услуг (Приложение № 3), перечень первичных документов (Приложение № 4), счета-фактуры и иные документы могут быть оформлены и предоставлены ОАО «РЖД» и клиентом в электронном виде с применением электронной подписи.

Оплата услуг по Соглашению № 2633 производится на основании Отчета оказанных информационных услуг (далее - Отчет, акт оказанных услуг). Клиент обеспечивает подписание Отчета в течение 1 рабочего дня с момента его получения. Отчет может быть подписан в электронном виде с применением ЭП при наличии соглашения, предусматривающего электронный обмен документами. Моментом получения отчета считается момент открытия доступа для подписания отчета клиентом в электронном виде или направления отчета по электронной почте, указанной в заявлении о присоединении. В случае направления отчета на подписание по электронной почте, подписанный Отчет со стороны Клиента направляется в течение 1 рабочего дня на электронный адрес, с которого пришел данный отчет. При этом клиент обеспечивает направление отчета с электронного адреса, указанного в заявлении о присоединении, и несет ответственность за достоверность сведений и подписи, указанных в отчете, переданном по электронной почте. В случае, если клиент не обеспечил подписание отчета в установленный срок и не произвел в АС ЭТРАН операцию «Отказ от подписи» с указанием причины, или не подписал с разногласиями отчет на бумажном носителе и не проинформировал ОАО «РЖД» (официальным письмом в адрес ЦФТО/ТЦФТО или направлением по электронной почте на адрес, с которого был направлен отчет), то сумма, указанная в отчете, считается согласованной клиентом. На основании данных в отчете                     ОАО «РЖД» формирует накопительные ведомости формы ФДУ-92. Подписание накопительной ведомости, оформленной на основании отчета оказанных информационных услуг, со стороны клиента не требуется (пункты 12.3, 12.4, 12.5, 12.6 Соглашения № 2633).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе накопительные ведомости, акты общей формы, подписанные уполномоченным представителем АО «ВМТП» без возражений, памятки приемосдатчика, которыми подтверждена занятость путей, принимая во внимание направление АО «ВМТП» в адрес ОАО «РЖД» заявления                       от 18.04.2018 № ТЦ-799  о присоединении к Соглашению № 2633, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности списания ОАО «РЖД» с ЕЛС АО «ВМТП» платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования на основании актов общей формы и сочли недоказанным факт неосновательного обогащения на стороне ответчика.

Доводы жалобы относительно того, что АО «ВМТП» в отношении вагонов, прибывавших на станцию Ванино и простаивавших на путях общего пользования не является собственником либо владельцем путей необщего пользования, равно как не являлся грузоотправителем либо грузополучателем данных вагонов, в связи с чем, взимание с него платы, предусмотренной статьей 39 УЖТ РФ, является необоснованным, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку исследовав и дав оценку содержанию договора № 343А, сведений железнодорожных накладных (дорожных ведомостей), актов общей формы, инструкций о порядке обслуживания и организации движения путей необщего пользования ОППК-1 и ОППК-3, суды пришли к выводу о том, что истец фактически является пользователем путей необщего пользования в целях оказания услуг перевалки грузов. Оснований для иной оценки представленным в материалы дела доказательств у суда кассационной инстанции не имеется. При этом доказательств того, что простой спорных вагонов на путях общего пользования произошел по вине иных лиц, истцом в материалы дела не представлено.

Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения настоящего дела, судом округа из кассационной жалобы не установлено.

Нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлены.

В этой связи обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286-288, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.12.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда  от 10.04.2020 по делу № А73-20847/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  обжалованию не подлежит.

Судья                                                                 Я.В. Кондратьева