ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-223/20 от 18.03.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

марта 2020 года                                                                    № Ф03-223/2020

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Селивановой В.Д.

при участии:

от Акционерного общества «Южморрыбфлот» - ФИО1, представитель по доверенности от 29.11.2019 № 1;

от Находкинской таможни – ФИО2, представитель по доверенности от 29.10.2019 № 05-30/92; ФИО3, представитель по доверенности от 18.02.2020 № 05-28/20; ФИО4, представитель по доверенности от 19.12.2019 № 05-30/135; ФИО5, представитель по доверенности от 18.02.2020 № 05-28/20;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества «Южморрыбфлот»

на решение от 23.07.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019

по делу №   А51-1621/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Акционерного общества «Южморрыбфлот»                                 (ОГРН <***>, ИНН  <***>, адрес: 692954, Приморский край, г.Находка, ул.Заводская (мкр. поселок Ливадия), 16)

к Находкинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>,                        адрес: 692941, Приморский край, г. Находка, ул. Внутрипортовая (мкр. посёлок Врангель), 21)

о признании незаконными действий

Акционерное общество «Южморрыбфлот» (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня), совершенных 15.08.2016 должностным лицом таможенного поста «Морской порт Находка» в отношении судна «Озерск» (далее – судно) и перевозимой им рыбопродукции, в результате которых рыбопродукция (1 036 359,85 кг брутто рыбных консервов «сайра тихоокеанская натуральная» и «сайра тихоокеанская с добавлением масла»), прибывшая на судне, выпущена таможней без декларирования и помещения под таможенные процедуры (с учетом уточнения даты оспариваемых действий).

Решением суда от 23.07.2019, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в  которой просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Общество в жалобе, дополнениях и его представитель в судебном заседании суда округа, полагали, что судами не в полном объеме рассмотрены уточненные требования заявителя, поскольку вопрос о действиях таможни по выпуску без декларирования товара и помещения под таможенные процедуры, не разрешен. Настаивали, что суды не учли, что указанные действия таможни  и должностного лица, осведомленного о том, что товар изготовлен из иностранного сырья, но разрешившего его разгрузку и выпуск без оформления декларации на товар, нарушили права и законные интересы общества, поскольку повлекли доначисление таможенных платежей. Считают, что положения таможенного законодательства именно на должностное лицо таможенного органа, а не на декларанта, возлагают обязанность по определению статуса товара. Вместе с этим отмечают оставленную без внимания судами при разрешении спора с таможенным органом социальную значимость заявителя для продовольственной безопасности страны в его деятельности по вылову рыбопродукции в Мировом океане.

Таможня в отзыве и её представители в судебном заседании, проведенном посредством организации видеоконференц-связи с Девятым кассационным судом общей юрисдикции в порядке статьи 153.1 АПК РФ,  доводы заявителя, изложенные в  кассационной жалобе, отклонили, считая судебные акты законными и подлежащими оставлению без изменений.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены либо изменения судебных актов.

Судами установлено и следует из материалов дела, что 15.08.2016 общество, являющееся владельцем судна, в связи с его приходом из Тихого океана в порт Находка подало в таможню стандартные документы перевозчика, в том числе ИМО генеральную (общую) декларацию, декларацию о грузе, транспортные документы на груз (коносаменты), грузовой план, декларацию о судовых припасах, судовую роль.

В ИМО генеральной (общей) декларации №10714060/140816/0000718 общество указало краткое описание груза: рыбопродукция 1 101 879,04 кг нетто, 1 404 899,06 кг брутто. Такое же количество груза заявлено в декларации о грузе.

Согласно сведениям декларации о грузе и коносаментов, в числе ввезенных товаров находились 1 036 359,85 кг брутто рыбных консервов «сайра тихоокеанская натуральная» и «сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла», произведенных судном «Всеволод Сибирцев» из сырья, поставленного иностранными судами, добыча которого осуществлялась в открытом море.

Таможенный контроль судна завершен 15.08.2016, о чем таможенный орган в генеральной декларации проставил соответствующий штамп, заверив отметку личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

При совершении таможенных операций, связанных с прибытием судна с грузом рыбопродукции на борту, не совершались операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском данной рыбопродукции, таможенные пошлины, налоги не уплачивались.

Впоследствии, в период с 13.03.2018 по 19.10.2018 таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в отношении общества по вопросу соблюдения требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования при ввозе на судах, принадлежащих обществу, на таможенную территорию ЕАЭС рыбопродукции из сайры, в том числе на судне ТР «Озерск» (ТДТС                            № 10714060/150816/10001377).

В результате проверки таможенный орган установил, что рыбопродукция: рыбные консервы «сайра тихоокеанская натуральная» и «сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла» (далее – рыбопродукция, товар) общим весом брутто 1 036 359,85 кг брутто, ввезенная на судне, была перегружена на КРКПБ «Всеволод Сибирцев» с иностранных судов, выловлена вне пределов исключительной экономической зоны Российской Федерации и не российскими судами.

По установленным обстоятельствам таможня пришла к выводам, изложенным в акте камеральной таможенной проверки от 19.10.2018 №10714000/210/191018/А000012, о том, что данный товар не обладает статусом товара Таможенного союза, который позволяет товарам находиться и использоваться на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по его пользованию и распоряжению, и о том, что отсутствие факта декларирования товара с помещением под таможенную процедуру, предусматривающую приобретение товаром статуса товаров Таможенного союза, свидетельствует, что товар в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС является незаконно перемещенным товаром.

На основании акта таможней принято решение от 10.12.2018                                № 10714000/210/101218/Т000012/005, в соответствии с которым товар признан незаконно перемещенным товаром в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, и решено взыскать с общества в порядке, установленном статьей 56 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги.

Во исполнение решения 28.12.2018 таможенный орган направил обществу уведомление № 10714000/Ув2018/0001565 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, которым предложено уплатить 25 099 311,40 руб., в том числе: 11 777 683,10 руб. ввозной таможенной пошлины и 2 429 474,29 руб. соответствующих ей пени, а также 9 029 557,05 руб. налога на добавленную стоимость и 1 862 596,96 руб. соответствующих ему пени.

Посчитав, что его права и законные интересы нарушены именно в результате действий таможни, совершенных 15.08.2016 и формализованных путем проставления соответствующих отметок и оттиска номерной печати на ИМО генеральной декларации судна «Озерск», общество обратилось в соответствующим заявлением в арбитражный суд, который признав, что обращение осуществлено в пределах трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ (октябрь 2018 года), в удовлетворении требований отказал, установив законность действий таможни и не нарушение такими действиями прав декларанта.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые правомерно исходили из следующего.

Порядок совершения таможенных операций в отношении судов рыбопромыслового флота и продукции морского промысла установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» (далее – Порядок № 184), а также Приказом ФТС России от 15.01.2013 № 40 «О Порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза» (далее - Приказ №40).

Согласно пункту 3 Приказа №40 не совершаются таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла, в случае, если в результате совершения таможенных операций при прибытии продукции морского промысла установлено, что такая продукция с учетом подпунктов 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее - Правила определения страны происхождения товаров) является полностью произведенной в Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 Кодекса является товаром Таможенного союза.

Подпунктами 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров,  установлено, что товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны, а также продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта.

В силу подпункта 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС обязательными условиями признания товаров товарами таможенного союза являются нахождение товаров на таможенной территории таможенного союза и его полное производство на территориях государств - членов таможенного союза.

Таким образом, необходимость помещения товаров под таможенную процедуру возникает в случае, если ввезенный товар не отвечает вышеназванным признакам и условиям признания товара товаром Таможенного союза, в связи с чем, он признается товаром, обладающим статусом иностранного товара.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенная процедура – это  совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Подпунктом 29 пункта 1 данной статьи Кодекса определено, что  таможенные операции – это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Под таможенным декларированием, согласно подпункту 27 данной нормы  понимается - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров; декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 6); перевозчик – это лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств (подпункт 21).

В соответствии с пунктом 3 статьи 160 ТК ТС в местах прибытия допускается совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В силу пункта 4 статьи 160 ТК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы (пункт 1 статьи 161 ТК ТС).

Статьей 188 Кодекса определены обязанности декларанта при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, в том числе:произвести таможенное декларирование товаров;уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу – это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Из совокупного анализа вышеприведенных положений следует, что при прибытии на таможенную территорию таможенного союза именно перевозчик либо иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, в частности по декларированию товара и уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае определения и признания ввезенного этим лицом товара товаром, обладающим статусом иностранного товара.

В свою очередь, на таможенные органы в соответствии со статьей 6 ТК ТС на таможенной территории таможенного союза возложено решение следующих основных задач, в том числе: обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи; взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

Под таможенным контролем согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 4 Кодекса понимается - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза;

Действия должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза этими судами, регламентированы Инструкцией, утвержденной Приказом ФТС России от 19.07.2013 №1349 (далее - Инструкция) и Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным приказом ГТК России от 12.09.2001 № 892 (далее - Положение №892).

Согласно пункту 6 Инструкции должностное лицо таможни при прибытии судна на таможенную территорию принимает от перевозчика документы и сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса.

В силу пункта 9 Инструкции должностные лица не вправе требовать от перевозчика представления других документов и сведений, кроме предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса.

Согласно пункту 16 Инструкции при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении прибывшего судна, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых судном, должностные лица:

- проверяют правильность заполнения документов для таможенных целей, полноту и достоверность заявленных таможенному органу сведений, содержащихся в представленных перевозчиком документах;

- выявляют товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию;

- принимают решения в рамках и на основании системы управления рисками (о применении в отношении судна и перемещаемых им товаров необходимых форм таможенного контроля, установленных статьей 110 Кодекса);

- проверяют соблюдение условий временного ввоза судна на таможенную территорию либо завершения временного вывоза судна с таможенной территории, установленных Кодексом и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- проводят таможенный контроль товаров, перемещаемых пассажирами и членами экипажа судна, в установленных Технологической схемой местах;

- принимают меры, установленные таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации, при выявлении признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза или законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Инструкции после проверки представленных документов и проведения таможенного контроля в указанном объеме должностное лицо таможенного органа в экземплярах декларации о грузе (судовых манифестах), почтовых накладных сдачи на почтовые отправления, подлежащие выгрузке в портах Таможенного союза, проставляет штамп «Груз таможенный», указывает место выгрузки товаров в порту прибытия (заявленное перевозчиком) и заверяет штамп и отметки оттисками ЛНП; по просьбе (устной или письменной) перевозчика в экземплярах транспортных (перевозочных) документов (в необходимом количестве оригиналов) на товары, подлежащие выгрузке, проставляет штамп «Груз таможенный», дату и заверяет их оттиском ЛНП.

Следовательно, по обоснованным выводам судов, обязанность по представлению документов и сведений по прибытии судна на таможенную территорию, и соответственно, при  необходимости помещения ввезенного товара под определенную таможенную процедуру путем подачи декларации на товар, возложена не на таможенный орган, а на перевозчика либо иное уполномоченное лицо. При этом приведенные положения законодательства не содержат обязанности таможенного органа по уведомлению участника внешнеэкономической деятельности о необходимости декларирования ввезенного им груза как товара.

По материалам настоящего дела судами установлено, что обществом таможенное декларирование осуществлено в рамках требований статьи 350 ТК ТС, то есть  путем подачи стандартных документов перевозчика (ТД ТС № 10714060/150816/10001377).

15.08.2016 должностным лицом таможенного поста Морской порт Находка были совершены таможенные операции прибытия в отношении судна, прибывшего в порт Находка с грузом рыбопродукции на борту в соответствии с представленными обществом документами и сведениями и требованиями приведенных пунктов Инструкции.

При этом дальнейшее совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, в отношении указанной рыбопродукции как самостоятельного товара, обществом не осуществлялось, таможенные пошлины, налоги не уплачивались, а в силу пункта 9 Инструкции требовать от заявителя представления иных документов и сведений должностное лицо таможни было не вправе.

Кроме того, арбитражные суды обоснованно указали, что непроставление штампа «Груз таможенный» не препятствовало исполнению обществом обязанности по декларированию товара, предусмотренной пунктом 4 статьи 160 ТК ТС. Доказательств обратному обществом судам не представлено.

Довод общества о том, что отсутствие такого штампа подтверждало статус ввезенной продукции как товара таможенного союза, судами отклонен правомерно с обоснованной ссылкой на пункт 18 Инструкции, так как данный штамп проставляется по просьбе (устной или письменной) перевозчика в экземплярах документов на товары, подлежащие выгрузке, а не декларированию.

Вместе с этим таможенным органом по результатам таможенной проверки и в дальнейшем судами установлено, что обществом при ввозе в 2016 статус товара по правилам таможенного законодательства как товара таможенного союза, а не иностранного товара, подлежащего декларированию и оплате таможенными пошлинами налогами, подтвержден не был. Напротив, было заявлено, что рыбопродукция, изготовлена из сайры сырца, добытого иностранными судами.

Следовательно, при таких обстоятельствах, выводы судов о наличии обязанности самого общества подать декларацию на товар своевременно при его ввозе, и уплатить соответствующие платежи в этот же период, обоснованны, мотивированы и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и подлежащим применению к спорной ситуации нормам права.

На основании изложенного выводы судов о том, что оспариваемые действия таможенного органа в их формулировке по уточненным требованиям заявителя, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества, правомерны.

Как верно отметили суды, в рассматриваемом случае, бездействие самого общества привело к не заявлению спорной рыбопродукции к таможенному декларированию, что заявитель ошибочно связывает с фактом проставления и (или) не проставления таможенным органом соответствующих штампов в стандартных документах перевозчика. Учитывая, что рыбопродукция не является товаром таможенного союза и подлежит таможенному декларированию, то, не заявив ее к таможенному оформлению, общество приняло на себя риски возможных дальнейших негативных последствий  от своих действий (бездействия).

В связи с этим требования общества удовлетворению при рассмотрении дела в арбитражном суде не подлежали.

Доводы общества, о том, что, по его мнению, на него в спорный период ввоза (2016 год) распространяются правила и льготы для освобождения от уплаты таможенных платежей, налогов, в связи с принятием Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 28.05.2019 №57 «О внесении изменения в пункт 6 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза», вступившего в силу 10.06.2019, судом округа отклоняются как ошибочные и  не опровергающие фактические обстоятельства недекларирования им товара, при указании товара как товара иностранного, следовательно, подлежащего оплате таможенными платежами, налогами на момент их ввоза.

Таким образом, при рассмотрении дела в суде округа установлено, что доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и процессуального права, а по существу сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами и их оценкой судами.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Представленные обществом в день судебного заседании  для исследования и оценки по отношению к оспариваемым судебным актам дополнительные документы к дополнительным пояснениям, подлежат возврату, в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции соответствующих полномочий.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.07.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу № А51-1621/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                    

Судьи                                                                                    С.Ю. Лесненко         

                                                                                         И.В. Ширяев