АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
мая 2021 года № Ф03-2323/2021
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен мая 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.И. Гребенщикова
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: У.В. Дю, представитель, доверенность от 10.11.2020 №207/4/49д
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 02.12.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021
по делу № А24-4124/2020
Арбитражного суда Камчатского края
по иску Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации
о прекращении права оперативного управления, об изъятии жилого помещения путем выкупа в муниципальную собственность, о прекращении права собственности, о признании права собственности
Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>; далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с требованиями к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119019, <...>; далее - Минобороны России) и Федеральному государственному казенному учреждению «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683004, <...>; далее - ФГКУ «261 ОМИС», Учреждение) о прекращении права оперативного управления ФГКУ «261 ОМИС» на жилое помещение - кв. 11, <...> в г. Петропавловск-Камчатский, об изъятии путем выкупа у Российской Федерации в лице Минобороны РФ в муниципальную собственность жилого помещения общей площадью 67,0 кв.м, расположенного по адресу: <...>, с выплатой выкупной цены в размере 2 911 000 руб. путем перечисления денежных средств в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда о прекращении права собственности Российской Федерации и признании права собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на жилое помещение общей площадью 67,0 кв.м, расположенное по адресу: <...>.
Определением суда от 26.10.2020 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119019, <...>; далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021, исковые требования Управления удовлетворены в полном объеме.
Минобороны России, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы привел доводы о том, что проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение не подписан, поправки, предложенные Департаментом, не внесены, в связи с чем Управлением не соблюдена императивная процедура в отношении требований об изъятии имущества. Полагает недостоверным отчет об оценке от 05.03.2020 №66-15/20, подготовленный ООО «Камчатский центр независимой оценки». Указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, которое выразилось в необоснованном отклонении ходатайства Минобороны РФ об участии в судебном заседании посредством веб-конференции, в результате чего ответчик был лишен возможности предоставления дополнительных возражений.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель Минобороны РФ поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на её удовлетворении.
Иные лица, участвующее в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 290 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их изменения или отмены.
Судами по материалам дела установлено, что жилое помещение с кадастровым номером 41:01:0010127:2365, расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, с 29.08.2019 передано в оперативное управление ФГКУ «261 ОМИС».
Согласно распоряжению Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2016 №326-р многоквартирный дом №10 по ул. Капитана ФИО1 признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес ФГКУ «261 ОМИС» направлено требование от 11.04.2017 №01-01-01/453/117 о сносе дома №10 по ул. Капитана ФИО1. Согласно абзацу 2 указанного требования собственникам необходимо принять меры к сносу аварийного дома в срок до 01.06.2017, в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.07.2018 №1404 «Об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010127:5688 и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>» (официально опубликовано в печатном издании (газете) «Град Петра и Павла» от 06.07.2018 №30 (661) принято решение об изъятии для муниципальным нужд Петропавловск-Камчатского городского округа, в том числе:
- земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома №10 по улице Капитана ФИО1, кадастровый номер 41:01:0010127:5688, площадью 576 кв.м, местоположение: <...> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многоквартирной застройки;
- жилое помещение - квартира №11, кадастровый номер 41:01:0010127:2365, общей площадью 67,0 кв.м, расположенная по адресу: <...>.
Управлением в адрес ФГКУ «261 ОМИС» направлено письмо-уведомление от 27.02.2020 №01-12-01/1759/20 об организации работы по определению суммы возмещения за жилое помещение, находящееся у последнего в оперативном управлении.
С целью определения выкупной цены обществом с ограниченной ответственностью «Камчатский центр независимой оценки» произведена оценка объекта - квартиры, расположенной по адресу: <...>, по результатам которой определена рыночная стоимость объекта оценки.
Согласно отчету об оценке от 05.03.2020 №66-15/20 о стоимости объекта оценки (далее - отчет об оценке) рыночная стоимость спорного жилого помещения составляет 2 911 000 руб., из них: 2 800 000 руб. - стоимость квартиры, 111 000 руб. - убытки, подлежащие возмещению в связи с изъятием квартиры.
Письмом Управления от 27.03.2020 №01-12-01/2677/20 в адрес Департамента направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение, в связи с изъятием для муниципальных нужд спорного жилого помещения.
Предметом представленного в материалы дела проекта соглашения является денежная сумма в размере 2 911 000 руб. в качестве возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Поскольку <...> признан аварийным и подлежащим сносу, а с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, удовлетворяя который суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
В силу положений статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1); отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 3).
На основании статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1); при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством; в случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2); принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).
Подпунктом «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Как следует из содержания распоряжения Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2016 №326-р многоквартирный дом №10 по ул. Капитана ФИО1 признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010127:5688 и жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <...>, изъяты для муниципальных нужд.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен ЖК РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Из положений части 7 статьи 32 ЖК РФ следует, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В целях определения размера компенсации за изымаемое жилое помещение Управлением получен отчет об оценке от 05.03.2020 №66-15/20, подготовленный ООО «Камчатский центр независимой оценки».
Материалами дела подтверждается соблюдение истцом процедуры изъятия недвижимого имущества. Из представленного в материалы дела письма Минобороны РФ от 09.07.2020 №141/20832, направленного в адрес Управления, следует, что между сторонами спор относительно выкупной стоимости недвижимого имущества отсутствовал.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что многоквартирный дом №10 по ул. Капитана ФИО1 признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010127:5688, на котором располагается многоквартирный дом, и другие жилые помещения, изъяты для муниципальных нужд, установив, что отчет об оценке от 05.03.2020 №66-15/20, подготовленный ООО «Камчатский центр независимой оценки», соответствует положениям статей 67, 68 АПК РФ и Федеральному закону от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суды обоснованно признали, что размер возмещения, определенный в указанном отчете в сумме 2 911 000 руб., является равноценным, вследствие чего правомерно удовлетворили заявленные Управлением требования.
В силу подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности; основанием для прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке.
На основании изложенного требования Управления обоснованно удовлетворены судами в полном объеме.
Утверждения Минобороны РФ о том, что представленный отчет об оценке является ненадлежащим доказательством, не принимаются судом округа, поскольку ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательств обратного в материалы дела не представлено. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчики не заявляли ходатайств о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Кроме того, Министерство и Учреждение не были лишены возможности представить иные доказательства в подтверждение своей правовой позиции.
В целом приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, а потому не могут служить поводом для их отмены.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.12.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу №А24-4124/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.Ю. Бурлова-Ульянова
Судьи В.А. Гребенщикова
С.И. Гребенщиков