АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2020 года № Ф03-2325/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Яшкиной Е.К., Мельниковой Н.Ю.
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 06.02.2020 № 45-ДЭК, ФИО2 по доверенности от 06.02.2020 № 33-ДЭК,
от Министерства ЖКХ Хабаровского края: ФИО3 по доверенности от 31.01.2020 № 1-07/1315,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 15.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020
по делу № А73-16623/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»
к муниципальному образованию «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
о взыскании 123 628 руб. 05 коп.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН – <***>; далее – АО «ДГК», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Финансового управления администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН – <***>), администрации г. Комсомольска-на-Амуре (ОГРН – <***>), Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН – <***>), Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН – <***>), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН – <***>) о взыскании убытков, понесенных в июне 2019 года в связи с реализацией краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, в размере 123 628 руб. 05 коп.
По ходатайству АО «ДГК» произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего. Исковые требования поддержаны к муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на- Амуре» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края за счет казны муниципального образования.
Решением суда от 15.01.2020 (судья Левинталь О.М.), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 (судьи Гричановская Е.В., Козлова Т.Д., Воронцов А.И.), иск удовлетворен в заявленном размере, с муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края за счет казны муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» взысканы убытки в размере 123 628 руб. 05 коп.
В кассационной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить и принять новое постановление об отказе в иске.
Ссылаясь на положения статей 169, 174.2, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Закон Хабаровского края № 356), Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги», постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13.06.2018 № 1321-па «Об утверждении порядка предоставления организациям субсидий за счет средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Порядок № 1321-па) кассатор указывает, что оснований для выплаты субсидии не имелось, поскольку истец своевременно не предоставил информацию о размере начисленной гражданам платы за коммунальные услуги в 2019 году. В настоящем случае имеет место просрочка кредитора (статьи 406, 406 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Размер убытков истцом не обоснован документально, а по результатам проверки и исполнения поручений Министерства ЖКХ Хабаровского края у истца отсутствует задолженность перед истцом, напротив выявлена переплата АО «ДГК» в сумме 10 501 190 руб. 95 коп.
АО «ДГК» в отзыве указало на несостоятельность доводов ответчика, просило оставить судебные акты без изменения.
Минфин Хабаровского края в отзыве на кассационную жалобу поддержал доводы кассатора, просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Министерства ЖКХ Хабаровского края и АО «ДГК» поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Минфин Хабаровского края представил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Администрация города Комсомольска-на-Амуре 06.07.2020 заявила ходатайство об отложении судебного заседания, указав, что в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции направление муниципальных служащих в служебную командировку может обуславливаться крайней необходимостью, которая в рассматриваемом случае отсутствует. После наладки соответствующего оборудования администрация будет иметь возможность участвовать в судебном заседании путем использования средств веб-конференции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 АПК РФ отложение рассмотрения дела при наличии уважительных причин неявки в судебное заседание является правом, а не обязанностью суда.
Рассмотрев данное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения, не признав причины уважительными.
Совместно с кассационной жалобой кассатор представил: расчет компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг за 2019 год; акт по результатам контрольного мероприятия (выездной проверки) по вопросу соблюдения порядка предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, в 2019 году от 20.11.2019; представление Министерства ЖКХ Хабаровского края от 03.12.2019 № 199; ответ на представление Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25.12.2010 № 2-2-36/1094; письмо Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10.12.2019 № 2-2-36/1115, адресованное АО «ДГК»; письмо Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 29.01.2020 № 1131/985, адресованное АО «ДГК». Указанные документы не были предметом исследования судов, в связи с чем суд округа расценил приложение документов к жалобе как ходатайство о приобщении их к материалам дела.
В удовлетворении данного ходатайства отказано, поскольку в силу части 3 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов нижестоящих инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает наличие у суда округа полномочий по приобщению к материалам дела, исследованию и оценке новых дополнительных доказательств.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение Законов Хабаровского края № 356 и № 357, Порядка предоставления компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом оплаты за данные услуги, а также предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.06.2014г. № 176-пр (далее –- Порядок № 176-пр) между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре и АО «ДГК» заключено соглашение от 11.03.2019 о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Согласно п.1.1 соглашения оно регулирует отношения по возмещению истцу недополученных доходов при предоставлении коммунальных услуг населению, в целях соблюдения требований статьи 157.1 ЖК для предоставления гражданам компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре.
В силу п.1.2 соглашения субсидии предоставляются в целях компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги. Компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством Хабаровского края.
Согласно п.1.3 соглашения уполномоченный орган предоставляет ресурсоснабжающей организации в 2019 году субсидию на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения перечисление средств субсидии истцу осуществляется в порядке, предусмотренном Порядком № 1321-па.
В июне 2019 года АО «ДГК» предоставлены услуги по горячему водоснабжению населению муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края. К оплате потребителям (гражданам) выставлялась плата, определенная с учетом компенсации.
По расчетам истца, произведенным на основании сведений, ежемесячно направляемых муниципальным унитарным предприятием «Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре» (далее - МУП «ЕРКЦ») в адрес АО «ДГК», сумма компенсации за июнь 2019 года определена в размере 10 058 964 руб. 56 коп., из которых оплачено 9 935 336 руб. 51 коп.
В претензии от 19.07.2019 № 37/11487-тэ АО «ДГК» потребовало покрыть убытки, в возникшие в связи с предоставлением гражданам услуг горячего водоснабжения по сниженным ценам, в размере 123 638 руб. 05 коп.
Невыполнение обязанности по выплате субсидии в полном объеме, послужило основанием для обращения АО «ДГК» в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 309, 310, 1069 ГК РФ, статьями 6, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 4 - 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьями 3, 7, 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства», Постановлением Губернатора Хабаровского края от 04.12.2018 № 83 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на долгосрочный период 2019-2023 годов», Законами Хабаровского края № 356 и № 357, Порядком предоставления субсидий № 1321-па, суд счел требования обоснованными и удовлетворил требование в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции отказал Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, обосновывающих заявленный в апелляционной инстанции довод о переплате истцу субсидии за июнь 2019 года. Вывод суда о наличии у истца права на возмещение убытков в заявленном размере поддержал, сославшись на то, что в суде первой инстанции участвующие в деле лицами не оспаривали подготовленный истцом расчет убытков.
Поддерживая выводы судов, суд округа исходит из следующего.
В статьях 15 и 16 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее – межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Законом Хабаровского края № 356 установлено, что компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством края.
Постановлением губернатора Хабаровского края от 04.12.2018 № 83 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на долгосрочный период 2019-2023 годов. Для города Комсомольска-на-Амуре на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 установлен предельный индекс 1,7.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» ( Закон Хабаровского края № 357 ) предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг.
Обязанность по предоставлению компенсации возлагается на органы местного самоуправления (статья 3 Закона Хабаровского края № 357). Денежные средства выделяются из бюджета Хабаровского края (статья 3 Закона Хабаровского края № 356).
Размер компенсации определяется органами местного самоуправления края ежемесячно на основании информации о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги. Порядок предоставления такой информации определяется органами местного самоуправления края (пункт 4.1 Порядка № 176-пр).
Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим коммунальные услуги, установлен Порядком № 1321-па.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления № 1321-па уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Согласно пункту 2.5 постановления № 1321-па расчет размера компенсации для получателей субсидии осуществляется МУП «ЕРКЦ» ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, на основании заключенного соглашения с Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
МУП «ЕРКЦ» производит расчет компенсации с учетом платы за услуги горячего водоснабжения по каждому лицевому счету на основании информации, предоставляемой поставщиком услуг.
При этом расчет компенсации производится с учетом установленных пунктом 2.5 Порядка №1231-па условий сопоставимости показателей увеличения стоимости услуг, заданных пунктом 4.2 Порядка № 176-пр.
Для определения размера компенсации организации ежемесячно предоставляют в МУП «ЕРКЦ» информацию о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги в едином формате к требуемой информации, необходимой для расчета совокупного платежа граждан за потребленные коммунальные услуги, в сроки, определенные по соглашению сторон.
Исполнение требований статьи 157.1 ЖК РФ производится путем уменьшения размера платежа гражданина на сумму начисленной компенсации и отражения ее в квитанции на оплату коммунальных услуг в графе «Справочно».
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций, исходя из того, что орган местного самоуправления муниципального образования осуществляет переданное ему государственное полномочие по предоставлению гражданам меры социальной поддержки путем предоставления субсидий исполнителю коммунальных услуг в соответствии с установленным порядком, заключив соответствующее соглашение о компенсации данных расходов, ответчик фактически уклонился от возмещения возникших у АО «ДГК» убытков.
Суд первой и апелляционной инстанции исходили из того, что расчет убытков выполнен истцом по пункту 2.5 постановления № 1321-па на основании данных МУП «ЕРКЦ» о начислении платы за коммунальные услуги населению в июне 2019 года. Данный расчет ответчиком документально не оспорен.
Поддерживая указанные выводы, суд округа дополнительно исходит из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства о неисполнении органами государственного управления Хабаровского края обязанности по финансированию органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре при исполнении последними переданных полномочий по предоставлению компенсаций организациям, исполняющим положения статьи 157.1 ЖК РФ. Напротив, как следует из пояснений Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, размер субвенций городскому округу «Город Комсомольск-на-Амуре» увеличен на 2019 год и перечислен в полном объеме, указанная сумма являлась достаточной для выплаты компенсации муниципальным образованием.
Суд округа отклоняет доводы кассатора о том, что включение в проект закона о краевом бюджете бюджетных ассигнований на предоставление местным бюджетам субвенций на выплату компенсации и их размер находятся в прямой зависимости от своевременного предоставления необходимой информации организациями, оказывающие коммунальные услуги гражданам, что в настоящем случае со стороны АО «ДГК» не сделано. По существу возражения направлены на оспаривание размера убытков, вместе с тем, в суде первой и апелляционной инстанции доводы о недостоверности расчета, некорректности примененной истцом методики не приведены, сведения о размере предоставленной компенсации гражданам за спорный период, предоставленные по данным МУП «ЕРКЦ», не опровергнуты, контррасчет не представлен.
Ссылки кассатора на наличие переплаты в пользу истца по результатам финансового года (2019 года) на 10 501 190 руб. 95 коп., суд кассационной инстанции во внимание не принимает и не оценивает, поскольку при разрешении настоящего спора предметом оценки был лишь один месяц 2019 года (июнь).
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют приведенную при рассмотрении дела правовую позицию ответчика и выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных главой 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации кассатор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2020 по делу № А73-16623/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.Н. Захаренко
Судьи Е.К. Яшкина
Н.Ю. Мельникова