ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-232/20 от 26.05.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2020 года                                                                        № Ф03-232/2020

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Яшкиной Е.К.

судей Захаренко Е.Н., Серги Д.Г.

при участии:

от ответчика: Потапенко В.В. – представитель по доверенности от 09.01.2020, Акуленко Д.В. – генеральный директор

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ярославская управляющая компания»

на решение от 23.09.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019

по делу №  А51-8077/2019

Арбитражного суда Приморского края

по иску краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» 

к обществу с ограниченной ответственностью «Ярославская управляющая компания» 

о взыскании 282 504,14 руб.

УСТАНОВИЛ:

краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (ОГРН 1022501284970, ИНН  2536112729, адрес: 690089, Приморский край, г. Владивосток, ул. Героев Варяга, д. 12, далее - КГУП «Примтеплоэнерго») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ярославская управляющая компания» (ОГРН 1072533000495, ИНН  2532009368, адрес: 692270, Приморский край, Хорольский р-он, пгт. Ярославский, ул. Ленинская, д. 15, далее -                   ООО «Ярославская управляющая компания») о взыскании 282 504,14 руб., в том числе 267 427,90 руб. основного долга по оплате стоимости горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - ГВС на ОДН) за период с октября 2018 года по апрель 2019 года и 15 614,67 руб. пени за период с 21.11.2018 по 17.07.2019, а также пени на сумму 267 427,90 руб. за период с 18.07.2019 по день фактической оплаты (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением суда от 23.09.2019 (судья Саломай В.В.), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 (судьи Горбачева С.Н., Верещашина В.В., Чижиков И.С.), исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Ярославская управляющая компания» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное постановление отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель привел доводы об ошибочности выводов судов о наличии в спорных жилых домах открытой системы ГВС. Настаивает на том, что на территории Ярославского городского поселения сети горячего водоснабжения отсутствуют и конструктивные особенности МКД не имеют возможности потребления горячего водоснабжения. Кроме того, заявитель обратил внимание суда округа на то, что постановление Департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2017 № 72/9, которым утвержден норматив тепловой энергии, используемый на подогрев воды, примененный истцом в расчете, признано недействующим по решению суда. Наряду с этим ответчик не согласен с расчетом истца, который не учитывал минусовые показания в предыдущих расчетных периодах для целей перерасчета в спорный период.

В отзыве на кассационную жалобу  КГУП «Примтеплоэнерго» выразило несогласие с изложенными в ней доводами, настаивая на оставлении в силе обжалуемых судебных актов. При этом истец опроверг доводы ответчика об отсутствии в Ярославском городском поселении сетей горячего водоснабжения, считает, что факт подключения спорных МКД к ЦГВС подтвержден имеющимися в деле доказательствами. Со ссылкой на разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление № 50), указал на возможность в спорной ситуации применения норматива тепловой энергии, используемого на подогрев воды. Возражения относительно цифровых показателей расчета считает бездоказательными.

В судебном заседании кассационной инстанции, в котором неоднократно объявлялся перерыв и разбирательство откладывалось, в том числе по причине неблагополучной эпидемиологической обстановки, представители сторон свои позиции по кассационной жалобе и отзыву поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Ярославская управляющая компания» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ярославского городского поселения, в управлении которого в период с октября 2018 года по апрель 2019 года находился ряд домов, расположенных по адресам: п. Ярославский, пр-т Ленина, 6, 7, 9, 11; проезд Школьный, 1, 3, 6, 7, 8, 10; ул. Лазо, 3, 5, 7; ул. Ленинская, 1, 4, 5, 6, 9, 11, 18, 20; ул. Ломоносова, 23, 25, 26; ул. Матросова, 14, 15, 20;                            ул. Советская, 15, 17, 19; ул. Геологическая, 41.

В период с октября 2018 года по апрель 2019 года истец поставлял ответчику коммунальный ресурс ГВС на ОДН, на оплату которого предъявлены счета-фактуры, оставленные ответчиком без оплаты.

Уклонение управляющей компании от оплаты выставленных счетов-фактур, оставление претензии от 17.01.2019 № 441/0013 без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, судебные инстанции признали установленным факт поставки горячей воды в спорные МКД. Как следствие, суды, признав ответчика лицом, обязанным перед теплоснабжающей организацией по оплате стоимости горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества в МКД, пришли к выводу о правомерности требований истца о взыскании основного долга и неустойки.

При этом суды руководствовались положениями статей 309, 310, 539, 544 ГК РФ, статей 154, 157, 161, 162 ЖК РФ, пунктом 21(1)  Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Специальные нормы, регламентирующие правоотношения ресурсоснабжающих организаций и управляющих организации, применены судами верно. Кроме того, апелляционный суд сделал соответствующий пункту 38 Постановления № 50 вывод о возможности в спорной ситуации применения норматива, установленного Департаментом по тарифам Приморского края от 19.12.2017 № 72/9.  

Однако судами не учтено, что в ходе судебного разбирательства ответчик  утверждал, что на территории Ярославского городского поселения сети горячего водоснабжения отсутствуют, равно как и отсутствует подключение МКД Ярославского городского поселения к сетям горячего водоснабжения. При этом в дело представлены ответы администрации Ярославского городского поселения, в том числе содержащие информацию о том, что горячее водоснабжение потребителей осуществляется путем отбора технической воды из тепловой сети в подвалах домов либо непосредственно из кранов батарей. По пояснениям представителей ответчика,  данным в судебном заседании суда округа, даже в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, централизованное горячее водоснабжение отсутствует, отбор горячей воды производится потребителями из батарей.

Подпунктом «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.

Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил № 354).

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», вступившим в действие с 01.01.2017, в ряд нормативных правовых актов, включая Правила № 491 и Правила № 354, внесены изменения, в том числе понятие «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» изменено на «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Из буквального толкования пункта 2 Правил № 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.

Возможность взимания платы за потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Соответственно, при разрешении спора судам надлежало дать оценку конструктивным особенностям многоквартирных жилых домов, включенных в расчет суммы иска, на предмет возможности потребления коммунального ресурса «горячая вода» из системы центрального горячего водоснабжения.

Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. Кроме того, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома.

Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса «горячая вода» при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

При принятии решения или постановления арбитражный суд должен оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений. В мотивировочной части судебных актов суды должны указать среди прочего доказательства, на которых основаны их выводы об обстоятельствах дела, доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства, приняты или отклонены приведенные сторонами в обоснование требований и возражений доводы (пункт 1 статьи 168, пункт 2 части 4 статьи 170, пункты 12, 14 части 2 статьи 271 АПК РФ).

При рассмотрении настоящего спора вышеуказанные требования процессуального законодательства (при наличии в деле противоречивых и взаимоисключающих доказательств относительно факта подключения спорных МКД к централизованной открытой системе горячего водоснабжения) не соблюдены, нормы, регулирующие спорные отношения, применены без исследования обстоятельств, необходимых для правильного применения закона.

Вместе с тем исследование обстоятельств наличия (отсутствия) централизованной системы горячего водоснабжения, вид системы горячего водоснабжения (в случае установления факта наличия таковой) значимо для настоящего спора, поскольку напрямую влияет на возможность ресурсоснабжающей организации начислять, предъявлять и взимать с управляющей организации плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Учитывая, что для правильного рассмотрения настоящего спора требуется установление фактических обстоятельств дела, дополнительное исследование доказательств, дача им соответствующей правовой оценки, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть обстоятельства, на которые указано в настоящем постановлении, проанализировать техническую документацию на жилой фонд, оценить расчет суммы иска с учетом данных сведений и возражений ответчика, исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.09.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу № А51-8077/2019 Арбитражного суда Приморского края отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Е.К. Яшкина    

Судьи                                                                                        Е.Н. Захаренко    

                                                                                                   Д.Г. Серга