АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2019 года № Ф03-2357/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.
Судей: Никитиной Т.Н., Черняк Л.М.
при участии:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 31.01.2019 № 1-07/646;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение от 25.12.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019
по делу № А73-1925/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Гавриш О.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
о признании недействительным представления
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю, управление) от 29.12.2017 № 2200-51-10/18599, вынесенного по результатам выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство объекта «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске» за период 2012 - 2013 годы.
Решением суда от 25.12.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФК по Хабаровскому краю просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, в удовлетворении требований министерства отказать.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие проектной мощности объекта «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске», указанной в Долгосрочной целевой инвестиционной программе Хабаровского края на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 04.12.2008 № 286-пр, проектной мощности объекта, предусмотренной Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.1996 № 480 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1059; далее - Федеральная целевая программа № 480). Приводит доводы о том, что министерством не соблюдены требования к реализации Федеральной целевой программы № 480 в виде наличия утвержденной в установленном порядке проектной документации на объект строительства; не обеспечена результативность использования средств федерального бюджета, поскольку объект не был построен и не введен в эксплуатацию.
Отзыв на кассационную жалобу министерством не представлен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя министерства, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.10.2017 № 390 УФК по Хабаровскому краю в период с 19.10.2017 по 14.11.2017 проведена выездная проверка министерства на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство объекта «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске» за период 2012 - 2013 годы.
По результатам проверки составлен акт и 29.12.2017 министерству выдано представление № 2200-51-10/18599, содержащее требование о рассмотрении указанной в нем информации и принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в представлении, в тридцатидневный срок.
В ходе проверки управлением выявлены нарушения подпункта «а» пункта 3, подпункта «г» пункта 4 Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (Приложение № 7 (1) к Федеральной целевой программе № 480; далее – Правила распределения и предоставления субсидий), подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158, пункта 1 статьи 160.2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а именно:
- несоответствие показателей краевых и муниципальных программ по строительству объекта «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске (1 очередь)» положениям действующей в соответствующие периоды Федеральной целевой программе № 480 в части проектной мощности объекта, сроков его строительства, в связи с чем перечисление средств, выделенных на реализацию вышеуказанной программы было осуществлено с нарушением установленных правил (пункт 1 представления);
- осуществлено финансирование для оплаты выполненных работ по строительству объекта без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, на основании имеющегося технико-экономического обоснования (пункт 2 представления);
- не обеспечена результативность использования средств федерального бюджета в сумме 6 294 813 900 руб. в связи с незавершением строительства объекта в установленные Федеральной целевой программой № 480 сроки (пункт 3 представления).
Не согласившись представлением, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 6, 34, 265, 266.1, 270.1 БК РФ, пунктом 1.2 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр, положениями Федеральной целевой программы № 480, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта управления.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил распределения и предоставления субсидий (в редакции действующей в спорный период) условием предоставления субсидий является, в том числе, наличие региональной и (или) муниципальных программ, аналогичных Федеральной программе.
Судами установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1059 утверждена редакция Федеральной целевой программы № 480, предусматривающая снижение проектной мощности объекта капитального строительства «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске (1 очередь)» с 206 до 106 тыс. куб. м/сут.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.12.2008 № 286-пр утверждена долгосрочная целевая инвестиционная программа Хабаровского края на период до 2013 года (далее – Региональная программа № 286-пр). Планом мероприятий Региональная программа № 286-пр предусмотрен объект «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске», проектной мощностью 206 тыс. куб. м/с, срок реализации проекта с 2008 - 2013.
Решением Хабаровской городской Думы от 25.01.2011 № 325 утверждена Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск» на 2011 и 2015 годы (далее - Муниципальная программа № 325), в которой предусмотрен объект «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске», проектной мощностью 206 тыс. куб. м/с, срок реализации проекта с 2000 - 2013.
07.06.2012 постановлением Правительства Хабаровского края № 185-пр утверждена государственная целевая программа Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» (далее - Региональная программа № 185-пр). Планом мероприятий Региональной программы № 185-пр предусмотрен объект «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске (1 очередь)», проектной мощностью 106 тыс. куб. м/с, срок реализации проекта с 2001 - 2013.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2013 № 82-пр утверждена редакция Региональной программы № 185-пр, в которой предусмотрен объект «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске (1 очередь)», проектной мощностью 106 тыс. куб. м/с, срок реализации проекта с 2000 - 2014.
С учетом изложенного, показатели Региональной программы № 185-пр по наименованию объекта и его проектной мощности соответствовали положениям Федеральной целевой программы № 480.
Поскольку Региональная программа № 286-пр и Муниципальная программа № 325 приняты ранее внесенных в Федеральную целевую программу № 480 изменений относительно размера проектной мощности объекта, это повлекло несоответствие указанных показателей. При этом доказательств того, что указанное несоответствие привело к нецелевому или иному неправомерному расходованию бюджетных средств либо необоснованному их увеличению УФК по Хабаровскому краю не представлено.
Также управлением не представлено доказательств несоблюдения Хабаровским краем условий получения субсидий, нарушения министерством, как главным распорядителем, правил перечисления средств субсидий для целей строительства спорного объекта.
Кроме того, суды, учитывая условия действующих Региональной программы № 185-пр и Муниципальной программы № 325, сочли, что пункт 1 оспариваемого представления является для министерства неисполнимым. Доводы управления об обратном обоснованно отклонены.
Согласно подпункту «г» пункту 4 Правил распределения и предоставления субсидий (в редакции действующей в спорный период), субсидия предоставляется в соответствии с соглашением, содержащим, в том числе сведения о наличии утвержденной проектной документации на объекты, строительство (реконструкция) которых предусмотрено мероприятиями Федеральной программы, или обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривающее обеспечение разработки и проведения государственной экспертизы (в случае если проведение этой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным), а также утверждения в текущем году проектной документации на эти объекты без использования субсидии для разработки и (или) проведения государственной экспертизы указанной документации.
Из материалов дела следует, что строительство указанного объекта осуществляется с 2000 года в соответствии разработанной ОАО «Сибгипрокоммунводоканал» проектной документацией на стадии технико-экономического обоснования, которое получило положительное заключение вневедомственной экспертизы при администрации Хабаровского края от 03.07.2000 № 80-2000; заданием на корректировку ТЭО «Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске (1 очередь)», утвержденным первым заместителем Председателя Правительства Хабаровского края от 10.12.2007, а также в связи с изменением условий строительства и технологии очистки и обеззараживания воды в ТЭО внесены изменения, в том числе относительно сметной стоимости. Получено положительное заключение экспертизы от 02.03.2010 № 054-10/ХГЭ-0503/02, выданное ФГУ «Главгосэкспертиза России». Имеется заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО от 20.06.2000 № 118, срок действия которой приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО от 01.02.2006 № 4 продлен до 01.01.2010, Приказом Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 12.11.2009 № 54-П - до 12.11.2014. Проектная документация объекта утверждена постановлением администрации г.Хабаровска от 11.06.2010 № 1893. Строительство объекта велось на основании разрешений от 02.06.2009 № ХАБ 1, от 08.12.2015 № 79-06-45-2015.
Проверяя законность пункта 2 оспариваемого представления, судебные инстанции установили, что финансирование работ в 2012-2013 годах осуществлялось по утвержденной в установленном порядке проектной документации. Представленными в материалы дела доказательствами опровергается нарушение требований подпункта «г» пункта 4 Правил распределения и предоставления субсидий.
По пункту 3 оспариваемого представления, связанного с оценкой эффективности использования субсидии, суды установили, что указанная оценка в рамках Федеральной целевой программы № 480 осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета, исходя из степени достижения субъектом Российской Федерации предусмотренных соглашением значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных пунктом 12 Правил распределения и предоставления субсидий. Срок введения в эксплуатацию объекта капитального строительства не определен в качестве значения результативности предоставления субсидии.
Между тем, Региональная программа № 185-пр и Муниципальная программа № 325 находятся в стадии реализации, доказательств недостижения заявителем значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных пунктом 12 Правил распределения и предоставления субсидий, управлением не представлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, придя к мотивированному выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы министерства, судебные инстанции правомерно признали его недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования судов обеих инстанций, не влияют на правильность их выводов, свидетельствуют о несогласии управления с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.12.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу № А73-1925/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Т.Н. Никитина
Л.М. Черняк