АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2021 года № Ф03-2419/2021
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью У «Жилремсервис»: представитель не явился;
от Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью У «Жилремсервис»
на решение от 25.01.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021
по делу № А24-5368/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью У «Жилремсервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683030, <...>)
к Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью У «Жилремсервис» (далее - ООО У «Жилремсервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным решения Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - управление, административный орган) от 06.10.2020 об отказе в заключении соглашения и об отказе в предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в целях частичного возмещения затрат в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2020 году.
Решением суда от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с нарушением норм материального права, удовлетворить заявленные требования. Настаивает на том, что в данном случае ООО УК «Жилремсервис» на основании договора об осуществлении деятельности по приему платежей от 01.02.2012 и в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» производит перечисление не собственных денежных средств, а денежных средств поставщика - ООО У «Жилремсервис». По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не установлено какое юридическое лицо понесло расходы на дезинфекцию мест общего пользования; общество представило полный пакет документов и подтвердило расходы на проведение дезинфекционных мероприятий.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет на территории Петропавловск-Камчатского городского округа деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления многоквартирными домами.
23.09.2020 общество обратилось в управление с заявлением о заключении соглашения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат по выполнению работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мет общего пользования. Одновременно обществом в подтверждение выполненных работ по дезинфекции были приложены документы, в том числе: копии договора на проведение дезинфекционных мероприятий и дополнительного соглашения к нему, копии платежных поручений, копия договора об осуществлении деятельности по приему платежей.
По результатам рассмотрения представленного пакета документов, управлением принято решение, оформленное письмом от 06.10.2020, об отказе в заключении соглашения и об отказе в предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в целях частичного возмещения затрат в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2020 году.
В качестве мотивов отказа управлением со ссылкой на пункт 2.6.9 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях частичного возмещения затрат в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2020 году, утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2020 № 805 (далее – Порядок № 805) указано, что обществом представлены платежные поручения ООО УК «Жилремсервис».
Общество, не согласившись с названным решением, посчитав, что оно является незаконным и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок № 805 разработан в соответствии со статьей 78 БК РФ, в рамках реализации мероприятия «Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям), индивидуальным предпринимателям» подпрограммы 7 «Повышение качества условий жизни жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 № 1985.
Получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, выполняющие работы или заключившие договор о выполнении работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе, включенных в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе и приобретшие в целях выполнения указанных работ дезинфицирующие средства (далее - получатели субсидии) (пункт 1.5 Порядка № 805).
В силу пункта 1.6 Порядка № 805 возмещению подлежит часть понесенных получателями субсидии расходов в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах, протирания поручней, перил, дверных и оконных ручек, выключателей, панелей домофонов и лифтов, почтовых ящиков, подоконников в местах общего пользования многоквартирных домов в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее - места общего пользования) и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе после заключения соглашения о предоставлении субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе, в целях реализации мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края:
- на приобретение дезинфицирующих средств в случае выполнения работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов собственными силами и (или) подрядной организацией на основании заключенного договора в регламентированные сроки проведения влажной уборки, установленные договором управления многоквартирным домом и (или) документами, на основании которых осуществляется деятельность по управлению многоквартирным домом (подпункт 1.6.1);
- на оплату выполненных работ по дезинфекции в случае их выполнения на основании письма и (или) предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю подрядной организацией и (или) специализированной подрядной организацией, имеющей санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим и нормативным правилам, в установленные в них сроки, на основании заключенного договора (подпункт 1.6.2).
Согласно пункту 2.6.9 Порядка № 805 к заявлению прилагаются документы (кассовые чеки, платежные поручения, счета, счета-фактуры, товарные накладные, товарные чеки), подтверждающие произведенные расходы в случае выполнения работ, указанных в подпункте 1.6.1 настоящего Порядка, либо надлежащим образом заверенные копии указанных документов. Документы (кассовые чеки, платежные поручения, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, акты оказанных услуг), подтверждающие произведенные расходы на оплату выполненных работ, указанных в подпункте 1.6.2, либо надлежащим образом заверенные копии указанных документов.
В соответствии с пунктом 2.11 Порядка № 805 основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения является, в частности непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Порядка.
Судами установлено, что обществом с заявлением о заключении соглашения о предоставлении субсидии представлены, копия договора от 20.09.2019 № 1229/20 на проведение дезинфекционных мероприятий, копия дополнительного соглашения № 1 от 01.05.2020, копии писем от 06.05.2020 № 183/бух/20, от 13.05.2020 № 185/бух/20, от 15.05.2020 № 190/бух/20, от 18.05.2020 № 191/бух/20, от 25.05.2020 № 215/бух/20, от 28.05.2020 № 226/бух/20 ООО У «Жилремсервис» о перечислении денежных средств за дезинфекцию, направленных в адрес ООО УК «Жилремсервис», копии платежных поручений от 18.05.2020 № 585, от 25.05.2020 № 620, от 28.05.2020 № 673, от 06.05.2020 № 540, от 13.05.2020 № 570, от 15.05.2020 № 584.
При этом в нарушение пункта 2.6.9 Порядка № 805 плательщиком по вышеназванным платежным поручениям является иное лицо – ООО УК «Жилремсервис», с которым обществом заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей от 01.02.2012.
Поскольку субсидия носит целевой характер и составляющие её денежные средства не могут быть направлены на цели, не предусмотренные Порядком № 805, суды отклонили ссылки общества на письма о перечислении денежных средств за дезинфекцию, направленные в адрес ООО УК «Жилремсервис» и платежные поручения.
Судами верно указано, что получение субсидии возможно только при строгом соблюдении Порядка № 805. Однако, обществом в управление не был направлен финансовый документ, подтверждающий спорные затраты, которые подлежат возмещению за счет средств субсидии.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения БК РФ и Порядка № 805, придя к выводу, что представленные обществом документы в полной мере не подтверждают произведенные затраты на выполнение дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, судебные инстанции обоснованно признали законным оспариваемое решение управления и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии общества с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., а по платежному поручению от 05.04.2021 № 232, уплачено 3 000 руб., государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату лицу, её уплатившему, как излишне уплаченная на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104,284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу № А24-5368/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью УК «Жилремсервис» государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.04.2021 № 232, в размере 1500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Н.В. Меркулова
И.В. Ширяев