АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
мая 2021 года № Ф03-2420/2021
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен мая 2021 года .
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Лидер» - представитель не явился;
от Межрегионального управления Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу – ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2021 № дов 7-1; ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021 № дов 7-3;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 10.12.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021
по делу № А51-13544/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692245, <...>)
к Межрегиональному управлению Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
об оспаривании постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2020 № 0702/230320/01207 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.19 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. и о прекращении производства по административному делу, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.
Решением суда от 10.12.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021, обществу восстановлен процессуальный срок на подачу заявления в суд; требования удовлетворены: постановление от 29.06.2020 признано незаконным и отменено, производство по делу в части требований о прекращении производства по административному делу прекращено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Управление в жалобе и его представители в суде округа настаивали на наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что в нарушение требований пункта 5.1.1 Приложения 5 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее - Приказ № 149), пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) общество внесло недостоверные (искаженные) сведения о датах отгрузки алкогольной продукции в ЕГАИС, не совпадающие с датой отгрузки в ТТН на бумажном носителе. Считают, что при таких действиях происходит искажение объема алкогольной продукции и допускается нарушение порядка учёта оборота алкогольной продукции.
Общество отзыв не представило, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что общество в 4 квартале 2019 года осуществляло деятельность по закупке, хранению и поставкам пива.
При сравнительном анализе сведений ЕГАИС и представленных обществом ТТН, административным органом установлено нарушение порядка учета алкогольной и спиртосодержащей продукции при её обороте в части внесения недостоверных сведений о датах отгрузки ТТН при фиксации в ЕГАИС.
Так, 21.10.2019 был сформирован заказ оператором общества по ТТН № 00000000713. Фиксация заявки в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции была осуществлена 22.10.2019. Отгрузка товара по ТТН № 00000000713 была осуществлена 22.10.2019, после фиксации заявки об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС.
24.10.2019 оператором компании был сформирован заказ по ТТН № 00000000718. Фиксация заявки в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции была осуществлена 25.10.2019. Отгрузка товара по ТТН № 00000000718 была осуществлена 25.10.2019, после фиксации заявки об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС.
Указывая, что поскольку заявку о фиксации с уточненными данными общество в ЕГАИС не направляло, заявлений на внесение сведений в ЕГАИС в управление от общества не поступало, административный орган посчитал, что при осуществлении оборота алкогольной продукции общество нарушило установленный законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции порядок, предусмотренный пунктом 5.1.1 Приложения 5 к Приказу № 149, а именно, осуществило фиксацию в ЕГАИС недостоверных сведений о датах отгрузки алкогольной продукции.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, управление в отношении общества составило протокол об административном правонарушении от 22.05.2020 № 0702/230320/01207.
По результатам рассмотрения административного дела 29.06.2020 управлением вынесены: постановление № 0702/230320/01207 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., а также преставление об устранении причин, способствующих совершению административного правонарушения.
Общество, полагая, что указанное постановление является незаконным обратилось с заявлением в арбитражный суд, который установив отсутствие нарушений установленного порядка заполнения заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
Действия, связанные с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Законом № 171-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
На основании статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к ТТН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила № 1459).
Ведение единой информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя, в том числе внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку (пункт 5 Правил № 1459).
На основании пункта 15 Правил № 1459 организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 1, 2, 3, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил, в том числе сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной; номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот продукции; сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции.
Согласно пункту 21 Правил № 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения № 5 Приказа № 149, определяющим порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции представляется организациями, осуществляющими поставку продукции до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции.
В заявке о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции поля «1. Номер ЕГАИС», «3. Статус» и «4. Дата составления документа» формируются и заполняются автоматически. В полях «5. Дата отпуска груза», «6. Номер документа» и «7. Серия документа» указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, и заполняются оператором организации-поставщика продукции.
Суды установили, что обществу вменяется нарушение требований, установленных пунктом 5.1.1 Приложения 5 к Приказу № 149, а именно: внесение недостоверных сведений о датах отгрузки алкогольной продукции при фиксации в ЕГАИС.
Признавая незаконным постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности, суды исходили из того, что общество в соответствии установленным порядком заранее - до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции – оформило заявку в ЕГАИС, внеся соответствующие сведения: товарно-транспортная накладная № 00000000713 датирована 21.10.2019, при этом датой фиксации заявки в ЕГАИС является - 22.10.2019, отгрузка осуществлена 22.10.2019; товарно-транспортная накладная № 00000000718 датирована 24.10.2019, датой фиксации заявки в ЕГАИС является 25.10.2019, отгрузка осуществлена 25.10.2019.
Таким образом, по верным выводам судов, даты отгрузки в ЕГАИС совпадают с датами вышеуказанных товарно-транспортных накладных, а даты фактической отгрузки совпадают датами фиксации ТТН в ЕГАИС.
При этом суды обоснованно учли пояснение ООО Фирма «Орбита» от 06.05.2020 № 3489 согласно которому между обществом и ООО Фирма «Орбита» существуют договорные отношения. В рамках данных правоотношений 22.10.2019 и 25.10.2019 общество осуществило поставку алкогольной продукции компании по спорным ТТН, в свою очередь ООО Фирма «Орбита» осуществило прием алкогольной продукции и зафиксировало получение товара в системе ЕГАИС.
Также суды, вопреки доводам жалобы, применив положения пункта 5.1.1 Приказа № 149 верно отметили, что указанной нормой установлен крайний срок, не позднее которого поставщик обязан представить в ЕГАИС сведения о производимой им отгрузке алкогольной продукции, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции; предварительная фиксация сведений, до даты фактической отгрузки алкогольной продукции, не запрещена и допускается; дата фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке алкогольной продукции может быть ранее даты фактической отгрузки (выезда транспортного средства).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды, учитывая, что обществом сроки фиксации сведений в ЕГАИС не нарушены, сведения соответствуют оформленным на бумажном носителе товарно-транспортным накладным и фактическим действиям общества, обоснованно признали, что в его действиях не усматривается наличие признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями статьи 14.19 КоАП РФ.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что изложенные в оспариваемом постановлении выводы управления о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, не нашли своего подтверждения, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое постановление на основании части 2 статьи 211 АПК РФ является незаконным и подлежит отмене.
Доводы о необоснованном отказе судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства управления о приобщении дополнительных доказательств, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», не установил уважительности причин невозможности представления данных документов управлением в суд первой инстанции, а также верно указал, что письмо Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 28.12.2020 не отвечает признакам относимости доказательств по делу и составлено в отношении иного юридического лица, в связи с чем, отклонил ходатайство управления, что соответствует процессуальным полномочиям суда.
Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, равно как и полномочий для переоценки сделанных выводов, у суда округа не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа, основаны на несогласии с выводами судов и ином толковании правовых норм.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.12.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу № А51-13544/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев