ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-247/2024 от 13.02.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

22 февраля 2024 года № Ф03-247/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Гребенщиковой В.А.

судей Бурловой-Ульяновой М.Ю., Новиковой С.Н.

при участии:

от ООО «Горнолыжный курорт «Грибановка»: ФИО1, представитель по доверенности б/н от 20.03.2023

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горнолыжный курорт «Грибановка»

на решение от 15.08.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023

по делу № А51-19433/2021 Арбитражного суда Приморского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Горнолыжный курорт «Грибановка» (ИНН <***>, ОГРН <***>; адрес: 692847, <...>,)

к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 290090, <...>)

о перерасчете арендной платы

третьи лица: департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690014, <...>); краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Приморского края» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690033, <...>, каб. 506); администрация Шкотовского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 692802, <...>); федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес:109316, <...>)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Горнолыжный курорт «Грибановка» (далее – ООО «ГК «Грибановка», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее – министерство, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в расчете арендной платы по договору аренды лесного участка от 25.06.2009 № 14/41 в части минимального размера, подлежащего уплате в федеральный бюджет в размере 159 563,43 руб. за 2019 год, 190 801 руб. за 2020 год; обязании произвести перерасчет арендной платы по указанному договору в части минимального размера, подлежащего уплате в федеральный бюджет, с учетом коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии свыше 3 километров - 0,5 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Приморского края», администрация Шкотовского муниципального района, федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг».

Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.08.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ООО «ГК «Грибановка» просит указанные судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что дорога, указанная в таксационном описании, не закреплена в качестве таковой в правовых актах органов субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления, не содержится в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения, следовательно, не является автомобильной дорогой общего пользования. Утверждает, что дорога, расположенная вблизи арендуемого лесного участка, проходит в лесном массиве и образовалась в результате проезда автомобилей к близлежащей базе отдыха, часть заасфальтирована. Сведения о спорной дороге (как объекте капитального строительства) в едином государственном реестре автомобильных дорог отсутствуют. Не принято судами во внимание письмо министерства от 30.09.2021 № 1717-10-2675, в котором содержатся сведения о том, что согласно карте функциональных зон, входящей в состав генерального плана Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета Новонежинского сельского поселения от 18.04.2014 № 330 (в редакции от 03.08.2021), примерно в 5,3 км по направлению на северо-запад от земельного участка с кадастровым номером 25:24:000000:392 отображена автомобильная дорога общего пользования - автомобильная дорога регионального или муниципального значения. В этой связи считает довод истца о том, что спорная дорога не является дорогой общего пользования, а является лесной дорогой, которая не может быть признана дорогой общего пользования, основан на действующих нормах права, а выводы судов обеих инстанций противоречат имеющимся в деле доказательствам и законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу министерство, возражая относительно изложенных в ней доводов, просит в ее удовлетворении отказать, состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном посредством веб-конференции,представитель ООО «ГК «Грибановка» поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, дав суду пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив законность принятых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав в судебном заседании объяснения представителя истца, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

По материалам дела установлено, по результатам аукциона (протокол от 16.06.2009 № 21) между управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ООО «ГК «Грибановка» (арендатор) заключен договор аренды от 25.06.2009 № 14/41 в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 7,8 га, местоположение: Приморский край, Шкотовский район, Артемовское лесничество, Анисимовское участковое лесничество, квартал 59, часть выдела 13 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 36/1105031-2009-04), для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 (для осуществления рекреационной деятельности), сроком на 49 лет.

Арендная плата по договору составила 130 000 руб. в год, в том числе минимальный размер арендной платы – 95 4000,50 руб., плата, превышающая минимальный размер арендной платы – 34 599, 50 руб. (пункт 5 договора).

Пунктом 3 договора предусмотрено, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях № 1 и № 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющимся неотъемлемой частью договора).

В силу пункта 7 договора арендодатель в одностороннем порядке вправе изменить размер фиксированной арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка. Перерасчет арендной платы не требует внесения изменений в настоящий договор. Арендодатель обязан предварительно (за 15 дней) до направления счета на оплату известить арендатора о произведенном перерасчете арендной платы.

Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 25.06.2009.

ООО «ГК «Грибановка», полагая, что арендодателем неверно определен минимальный размер арендной платы, подлежащий уплате в федеральный бюджет в 2019 и 2020 годах, предъявило в арбитражный суд настоящие требования, отказывая в удовлетворении которых суды первой и апелляционной инстанций учитывали следующее.

Возникшие правоотношения сторон верно квалифицированы судами как вытекающие из договора аренды лесного участка, регулируемые нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

На основании 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов

В соответствии с постановлениями администрации Приморского края от 05.12.2012 № 373-па «О переименовании управления лесным хозяйством Приморского края и об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства Приморского края», от 20.08.2019 № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» уполномоченным органом по распоряжению лесными участками, находящимися в государственной собственности, на территории Приморского края является министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, в связи с чем права и обязанности арендодателя в отношении спорного договора аренды лесного участка осуществляет министерство.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации; далее – ЛК РФ).

Одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ).

По общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на дату заключения спорного договора аренды).

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ обусловлено, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Согласно статье 614 ГК РФ и статье 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.

В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов для федеральной собственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - постановление № 310).

Из таблицы № 11 к постановлению № 310 усматривается, что ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности на территории Приморского края составляет 6185 руб. за гектар в год.

В примечании к таблице № 11 указаны поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы.

Так, в соответствии с пунктом «б» таблицы № 11 постановления № 310 к установленной ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и выделенного для рекреационной деятельности, применяется коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования: на расстояние от 0 до 1 километра включительно - 3,5; от 1 до 2 километров включительно - 3; от 2 до 3 километров включительно - 2,5; свыше 3 километров - 0,5.

Судами установлено, что при расчете арендной платы по спорному договору в 2019 и 2020 годах министерством был применен, в том числе, коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 0 до 1 километра включительно, в размере 3,5.

Вместе с тем, ООО «ГК «Грибановка» полагает, что применению подлежал коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстоянии свыше 3 километров – 0,5.

Как установлено судами, из приложения № 1 к договору аренды, изготовленного с использованием лесоустроительного планшета 2003 года, следует, в непосредственной близости от переданного обществу в аренду лесного участка расположен линейный объект – дорога, схематично отраженная непрерывной и пунктирной линиями.

В 2019-2020 годах на территории Анисимовского участкового лесничества Владивостокского лесничества проведены лесоустроительные работы, в том числе, таксация лесов с целью установления количественных и качественных характеристик лесов, материалы таксации утверждены и введены в действие приказом министерства от 11.02.2021 № 132 и внесены в государственный лесной реестр.

Сопоставив лесоустроительную документацию 2003 и 2021 годов (лесоустроительных планшетов), суды сделали вывод об изменении конфигурации лесотаксационных выделов, в том числе выдела № 13 квартала № 59, также на лесоустроительном планшете 2021 года графически отображен линейный объект – дорога.

Согласно таксационному описанию в квартале 59 Анисимовского лесничества (выделы № 47, № 48, № 49) расположена грунтовая дорога общего пользования общей протяженностью 2,6 км.

По сведениям, отраженным в публичной кадастровой карте, в пределах участка с кадастровым номером 25:24:000000:392, расположенного по адресу: Приморский край, р-н Шкотовский, Артемовское лесничество, Анисимовское участковое лесничество, квартал 59, часть выдела 13, находится линейный объект – дорога.

Фактическое наличие в непосредственной близости от спорного лесного участка вышеуказанной дороги не оспаривается истцом.

Вместе с тем, общество считает, что в целях применения к расчету арендной платы коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, необходимо чтобы сведения о вышеуказанной дороге содержались в соответствующем перечне автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения. Для применения соответствующего коэффициента необходим факт возведения спорной дороги в качестве объекта недвижимости с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, а также введения ее в эксплуатацию в установленном порядке, внесение сведений в публичный реестр.

Однако указанные доводы правомерно отклонены в ходе разрешения спора.

На основании статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2). К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3), а к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (часть 4).

Таким образом, из указанных норм права не усматривается необходимость включения автомобильных дорог общего пользования в соответствующие реестры либо их возведения и введения в эксплуатацию в порядке, установленном градостроительным законодательством, в целях расчета арендной платы за лесной участок применительно к постановлению № 310.

Как отмечено судами, автомобильная дорога используется неограниченным кругом лиц, в том числе истцом, для проезда к арендованному лесному участку. В порядке статьи 65 АПК РФ доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», вступившим в силу с 01.10.2015, в ЛК РФ внесена статья 74.1, которой регулируется порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенного по итогам торгов.

Вчасти 2 статьи 74.1 ЛК РФ закреплено, изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

В соответствии с частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Положения статьи 74.1 ЛК РФ, предусматривающие лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора, баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 1021-О и от 30.06.2020 № 1540-О).

Исходя из буквального толкования статьи 74.1 ЛК РФ, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды, то есть после его заключения.

В том случае, когда речь идет не о возникновении в период действия договора аренды обстоятельств, послуживших причиной существенного изменения характеристик лесного участка, а о несоответствии сведений, из которых стороны исходили при заключении договора, фактическим количественным и качественным характеристикам лесного участка на этот момент, то оснований для изменения договора аренды лесного участка не имеется.

При этом именно лицо, обращающееся в суд с иском о внесении изменений в договор аренды лесного участка, касающихся в том числе перерасчета в сторону уменьшения размера арендной платы, должно доказать наличие предусмотренных законом оснований для таких изменений.

Такая правовая позиция была изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2023 № 306-ЭС23-5655 по делу № А72-15617/2021.

Судами установлено, спорный договор аренды заключен на основании протокола приема заявок на участие в аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков от 16.06.2009 №21, то есть на торгах.

При этом арендная плата за данный участок в аукционной документации была определена с применением коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 0 до 1 километра включительно – 3,5.

Результаты и порядок проведения аукциона участниками спора, а также иными заинтересованными лицами не оспаривались.

Истец не представил в материалы дела доказательств того, что спорная дорога, наличие которой учитывалось в аукционной документации при формировании арендной платы, перестала существовать.

Общество, участвуя в аукционе, было осведомлено о характеристиках участка, его местоположении, размере и методике определения начальной цены права аренды, согласилось на участие в аукционе на предложенных условиях и в последующем более 10 лет использовало участок и осуществляло арендные платежи исходя из стоимости аренды, определенной на аукционе.

Доказательства изменения иных количественно-качественных характеристик лесного участка в период действия договора аренды, являющихся основанием для изменения его условий относительно расчета арендной платы применительно к статье 74.1 ЛК РФ, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, с учетом доводов сторон, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически представляют собой ранее сформированную позицию по делу, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов судов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для итогового разрешения спора по существу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов.

С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.08.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу № А51-19433/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Гребенщикова

Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова

С.Н. Новикова