ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2560/20 от 10.09.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2020 года                                                                № Ф03-2560/2020

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.

при участии:

от Министерства строительства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 23.12.2019 № 29;

от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю:  ФИО2, представитель по доверенности б/н от 31.12.2019;                ФИО3, представитель по доверенности б/н от 09.12.2019;

от Министерства просвещения Российской Федерации: представитель не явился;

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;

от Правительства Хабаровского края: ФИО4, представитель по доверенности от 26.12.2018 № 12.3.19-32841;

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Правительства Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края

на решение от 20.03.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020

по делу №  А73-22419/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Министерства строительства Хабаровского края                        (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Муравьева-Амурского,    д. 32, г. Хабаровск, Хабаровский край,680000)

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю                    (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Дзержинского, д. 41,                 г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

третьи лица: Министерство просвещения Российской Федерации                   (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Каретный ряд, д. 2,                   <...>), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>,                           адрес: ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000), Правительство Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Карла Маркса, д. 56, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

о признании недействительным представления

установил: министерство строительства Хабаровского края (далее - минстрой края) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) от 09.10.2019 № 22-14-75/50-7139 в части нарушений указанных в пунктах 1, 2 и требования об устранении бюджетного нарушения, указанного в пункте 2 представления.

Определением от 18.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство просвещения Российской Федерации, правительство Хабаровского края (далее – правительство края).

Определением от 10.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - МЖКХ Хабаровского края).

Решением от 20.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационным жалобам минстроя края и правительства края полагающих, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просят их отменить, принять по делу новый акт об удовлетворении требований в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе минстроя края приведены доводы о нарушении правил доказывания в судах и неверная оценка судами представленных доказательств, поскольку минстроем представлены все доказательства превышения результативности исполнения обязанности по предоставлению квартир данной категории  льготников.

Также минстрой края ссылается на неправильное применение норм материального права, поскольку акты, регулирующие предоставление субсидий из бюджета не содержат оговорки об исполнении в течение того же финансового года, в котором предоставлены средства субсидии. Главный распорядитель средств субсидии – Минпросвещения России принимал отчеты о достижении показателя результативности по спорным соглашениям о предоставлении субсидии.

Полагает, что УФК по Хабаровскому краю не может оценивать показатели результативности по соглашениям, учитывая только использование средств субсидии без учета средств бюджета края по условиям софинансирования.

В кассационной жалобе правительства края выражается несогласие с выводами судов о не достижении результативности по соглашениям, поскольку по факту предоставлено квартир льготной категории граждан в большем размере, чем предусмотрено в качестве результата по соглашению.

Также по мнению правительства края судами неверно применена статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), тогда как предоставление субсидии из федерального бюджета краевому регулируется статьей 132 БК РФ; суды не возложили бремя доказывания на орган, принявший оспариваемый акт; суды не учли, что главный распорядитель средств субсидии принимал без замечаний отчеты о достижении показателей результативности; для расчета показателей результативности необходимо было включить все использованные на приобретение жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей средства бюджета края. Также отмечает, что использование предоставленных в текущем финансовом году средств субсидии только в данном текущем году невозможно в силу длительности исполнения подрядчиком обязательств по строительству жилых помещений, приобретаемых за счет средств бюджета.

Считает неверным применение УФК по Хабаровскому краю положений пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ, поскольку главным распорядителем средств субсидии является Минпросвещения России.

УФК по Хабаровскому краю в отзыве на кассационные жалобы не согласилось с изложенными в них доводами.

МЖКХ Хабаровского края в письменном отзыве поддержало доводы кассационных жалоб, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Определением от 09.09.2020 в соответствии с частью 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Никитиной Т.Н.  в связи с нахождением ее в отпуске на судью Филимонову Е.П. 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, а также проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в соответствии с приказами управления от 15.07.2019 № 287, от 12.08.2019, № 320 в отношении министерства строительства Хабаровского края с 16.07.2019 по 29.08.2019 проведена плановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства.

В нарушение пункта 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 19.02.2017 № 074-08-148 в 2017 году не обеспечено достижение значения показателя результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. При плановом показателе 152 человека, фактически предоставлено в 2017 году жилых помещений 93 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В нарушение пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 03.02.2018 № 074-08-2018-78 в 2018 году не обеспечено достижение значения показателя результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. При плановом показателе 143 человека, фактически предоставлено в 2018 году жилых помещений 87 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Возврат суммы субсидии в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российский Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 не произведен.

 В нарушение абзацев 1-2 части 2 статьи 264.1 БК РФ, пункта 316 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфин России от 01.12.2010 № 157н, абзаца 7 пункта 2, пунктов 129, 132 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфин России от 06.12.2010 № 162н допущено несоблюдение методологии применения плана счетов бюджетного учета, выразившееся в следующем: операции по счету «лимиты бюджетных обязательств к распределению» в 2017-2018 годах отражены по счету 050107007R082C41050112 вместо предусмотренного счета 050107007R082C41250112 на общую сумму 362 749 200 руб., в том числе в 2017 году на 175 253 600 руб., в 2018 году на 187 495 600 руб.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.08.2019, который получен министерством строительства Хабаровского края (вх. № 11858 от 29.08.2019).

Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, министерству строительства Хабаровского края выдано представление от 09.10.2019 № 22-14-75/50-7139, и требование устранить бюджетные нарушения.

Посчитав незаконными пункты 1 и 2 представления и требование об устранения нарушения, указанного в пункте 2 представления министерство обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований суды правомерно руководствовались положениями пункта 10 части 1 статьи 158, статьями 132, 269.2, 270.2, 306.1 БК РФ, Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203, действовавших на момент заключения соглашения 2017 года (далее - Правила № 1203), Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, являющиеся приложением № 9 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (далее - Правила № 296), Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Законами Хабаровского края от 06.12.2016 № 226 «О краевом бюджете на 2017 год» с приложением № 11 к нему, от 06.12.2017 № 303 «О краевом бюджете на 2018 год» с приложением № 11 к нему, Положения о министерстве строительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2009 № 126-пр.

При этом суды обоснованно установили правомерность действий управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю по проведению проверки предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках исполнения соглашений от 19.02.2017                       № 074-08-148 (дополнительное соглашение от 27.12.2017 № 074-08-148/1), от 03.02.2018 № 074-08-2018-78 на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств федерального бюджета в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии на 2017 – 2018 годы.

Соглашаясь с выводами судов о правомерности оспариваемого представления суд кассационной инстанции учитывает, что для оценки результативности использования средств федерального бюджета в виде предоставленных субсидий органом финансового контроля рассчитан по формуле, предусмотренной Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999).

Для расчета объема средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, УФК по Хабаровскому краю  использовало сведения, предоставленные в рамках выездной проверки минстроем края.

Судами также установлено, что расчеты произведены органом финансового контроля с учетом использования на условиях софинансирования соответствующих средств бюджета края.

Доводы минстроя края и правительства о необходимости для целей определения результативности учета иных дополнительных средств краевого бюджета, направленных на приобретение жилья указанной льготной категории граждан, не основаны на нормах, регулирующих правила предоставления и контроля за использованием средств бюджетных субсидий.

Пунктом 8 Правил № 999 в качестве условий предоставления субсидий правилами предоставления субсидий предусматриваются кроме наличия правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

При этом, пунктом 10 данных Правил установлено обязательное условие  соглашения, заключаемого в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий: размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем (прогнозный объем) бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение соответствующих расходных обязательств; уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 13 или 13(1.1) настоящих Правил; значения результатов использования субсидии; обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий.

Из данных положений Правил № 999 видно, что все обязательства субъекта Российской Федерации по использованию субсидии выражены в достижении показателя результативности, отраженного в соглашении о предоставлении субсидии с условием софинансирования в установленном данным соглашением размере. Кроме того, пункт 13 данных Правил устанавливает, что объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений результатов использования субсидии.

Аналогичные условия предоставления субсидий содержатся в Правилах № 1203, действовавших на момент заключения соглашения 2017 года, а также Правилах № 296.

Законами Хабаровского края на 2017 и 2018 годы утверждены объемы бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном указанными соглашениями.

Учитывая изложенное, оснований для принятия к расчету показателя результативности дополнительных кроме оговоренных в соглашениях средств бюджета, не имеется.

Таким образом, поскольку из представленных при проверке сведений минстроем края установлено, что не достигнуты показатели результативности по соглашению от 03.02.2018 № 074-08-2018-78 в 2018 году, орган финансового контроля правомерно с использованием формулы, установленной в пункте 16 Правил № 999, определил объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 3.9. Положения о министерстве строительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2009 № 126-пр, министерство осуществляет в пределах своей компетенции бюджетные полномочия главного распорядителя, получателя средств краевого бюджета.

Судами также установлено, что Законами Хабаровского края 06.12.2016 № 226 «О краевом бюджете на 2017 год» с приложением № 11 к нему, от 06.12.2017 № 303 «О краевом бюджете на 2018 год» с приложением № 11 к нему, министерство определено главным распорядителем средств бюджета по мероприятию «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Строительство (реконструкция) жилых помещений в соответствии с краевым законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» с указанием сумм финансирования данного мероприятия, соответствующих общему объему финансирования, отраженному в соглашениях о предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края от 19.02.2017 № 074-08-148 (275 253 600 руб., в том числе средства федерального бюджета 175 253 600 руб.), от 03.02.2018     № 074-08-2018-78 (223 443 400 руб., в том числе средства федерального бюджета 187 495 600 руб.)

Однако, оспариваемым представлением минстрою предоставлена возможность документально подтвердить предоставление жилых помещений данной категории граждан либо возврат средств в доход федерального бюджета.

Учитывая положения пункта 20 Правил № 999 основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, отсутствуют.

Таким образом, при отсутствии подтверждения факта достижения показателя результативности исполнения указанных соглашений, суды обоснованно признали правомерным выданное органом финансового контроля представление в оспариваемой части.

Все доводы кассационных жалоб были заявлены при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанциях, рассмотрены судами и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется.

В целом доводы, изложенные в кассационных жалобах, свидетельствуют о несогласии минстроя и правительства края с той оценкой, которую арбитражные суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом тщательного и надлежащего исследования в судах предыдущих инстанций и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами по правилам главы 7 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции правовых оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не усматривает.

При таких обстоятельствах кассационные жалобы минстроя края и правительства края удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.03.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу № А73-22419/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Л.М. Черняк    

Судьи                                                                                        Н.В. Меркулова    

                                                                                                   Е.П. Филимонова