АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
28 июня 2022 года № Ф03-2635/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.
при участии:
от акционерного общества «Комсомольский-на-Амуре аэропорт»: представитель не явился;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 11.02.2022 № 4-2-14-499;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 16.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022
по делу № А73-19545/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681060, Хабаровский край, р-н. Комсомольский, с. Хурба, тер. Аэропорт)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 680000, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления
У С Т А Н О В И Л :
Акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» (далее – АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2021 № 94-ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) .
Решением суда от 16.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, заявление общества удовлетворено. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, как вынесенные с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы об ошибочности выводов судов о пропуске комитетом двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Ссылаясь на постановления Верховного Суда РФ от 13.05.2014 № 58-АД14-1 и № 58-АД14-3, от 15.06.2015 № 16-АД15-4, определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 № 303-АД16- 16011, постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 № 1606-О, указывает на необходимость применения годичного срока давности для привлечения общества к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку объектом правонарушения по настоящему делу выступают общественные отношения, вытекающие из государственного регулирования цен (тарифов).
АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил; в отзыве на кассационную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки в отношении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» комитетом выявлено нарушение пунктов 18, 19, 20, 21, 39, 40, 41, 42 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 (далее – Стандарты).
Обществу выдано предписание от 02.04.2021 № 11-СТ об устранении выявленных нарушений законодательства в области стандартов раскрытия информации, доступ к которой должен быть обеспечен неопределенному кругу лиц независимо от целей ее получения в срок 30 календарных дней с момента получения распорядительного требования.
Предписание получено обществом 08.04.2021 (уведомление о вручении с почтовым идентификатором № 80080659640624).
На основании приказа от 01.09.2021 № 37 проведена внеплановая документарная проверка с целью обеспечения контроля за исполнением предписания, результаты проверки зафиксированы в акте от 08.09.2021 № 36-СТ, в котором отражен факт невыполнения обществом в установленный законом срок (до 12.05.2021) предписания контролирующего органа, что основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 11.10.2021 и вынесения постановления от 25.11.2021 № 94-ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 105 000 руб.
Не согласившись с постановлением комитета, общество оспорило его в арбитражный суд.
Частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 2 Стандартов следует, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Пунктами 18, 19, 20, 21, 39, 40, 41, 42 Стандартов установлены сроки, периодичность и полнота раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона № 416-ФЗ организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Статьей 90 Закона № 248-ФЗ определены виды решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. К их числу пунктом 1 части 2 указанной статьи отнесена выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (часть 1 статьи 35 Закона № 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 № 764 (далее - Правила № 764), контроль за соблюдением естественными монополиями стандартов раскрытия информации осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий - по вопросам государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 764 в случае выявления допущенных субъектом регулирования нарушений стандартов раскрытия информации органы по контролю выдают субъекту регулирования предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и осуществляют мониторинг устранения выявленных нарушений.
В силу пункта 1.2 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр, административный орган является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
Подпункт 4.4.1 пункта 4.4 названного Положения к полномочиям комитета относится, в том числе направление хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулируемую деятельность, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства.
При разрешении спора судами установлено наличие у АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обязанности соблюдения сроков, периодичности и полноты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, регламентированные пунктами 18, 19, 20, 39, 40, 41, 21, 42 Стандартов.
Суды, установив невыполнение обществом вынесенного в его адрес комитетом законного предписания от 02.04.2021 № 11-СТ об устранении выявленных нарушений законодательства в области государственного регулирования тарифов со сроком исполнения до 12.05.2021, пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Между тем, в силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Судами также правомерно отмечено, что статья 4.5 КоАП РФ содержит перечень правонарушений против порядка управления, по которым срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год. Однако вменяемое обществу административное правонарушение не входит в этот перечень.
Как подтверждается материалами дела, на момент вынесения постановления от 25.11.2021 № 94-ю, административным органом пропущен установленный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, суды обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление. Вывод судов о пропуске комитетом срока давности привлечения в административной ответственности не противоречит правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 07.04.2020 № 309-ЭС20-3177.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод комитета о необходимости применения в рассматриваемом случае (нарушение законодательства РФ о государственном регулировании цен (тарифов) годичного срока давности привлечения к административной ответственности как противоречащего конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ в постановлении от 15.01.2019 № 3-П, определении от 26.03.2019 № 823-О, к тем нормам КоАП РФ, объективная сторона события административного правонарушения в которых выражается в формальном нарушении, в том числе законных требований (предписаний) публичного органа, которое не может зависеть, в том числе применительно к срокам давности, от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), как правильно отмечено судами, отнесено к правонарушениям против порядка управления.
Таким образом, привлечение к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа. При этом федеральный законодатель статьей 19.8.1 КоАП РФ предусмотрел административную ответственность субъекта за нарушение порядка раскрытия информации по вопросам регулирования тарифов, регламентированного законодательством о государственном регулировании цен (тарифов), как за самостоятельное административное правонарушение.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судебных инстанций.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А73-19545/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Н.В. Меркулова
Л.М. Черняк