ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2668/2022 от 22.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

23 июня 2022 года № Ф03-2668/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Басос М.А.

судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.

при участии:

от муниципального казенного предприятия города Благовещенска «Комбинат школьного питания»: ФИО1, руководитель, приказ от 19.12.2011; ФИО2, представитель по доверенности от 09.03.2022 № 18;

от управления образования администрации города Благовещенска: ФИО3, представитель по доверенности от 09.03.2022 № 02-259;

от государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району, Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, администрации города Благовещенска, Министерства образования и науки Амурской области, Правительства Амурской области: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области

на решение от 29.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022

по делу № А04-6186/2021 Арбитражного суда Амурской области

по иску муниципального казенного предприятия города Благовещенска «Комбинат школьного питания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675000, <...>)

к государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675000, <...>), Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675023, <...>)

третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675000, <...>), управление образования администрации города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675004, <...>), администрация города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675004, <...>), Министерство образования и науки Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675001, <...>), Правительство Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 675000, <...>)

о взыскании 2 310 769,69 рублей

УСТАНОВИЛ:

муниципальное казенное предприятие города Благовещенска «Комбинат школьного питания» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском (с учетом уточнения) к государственному казенному учреждению Амурской области - управлению социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району (далее – управление социальной защиты) о взыскании 2310769,69 рублей в счет в возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки учащимся из многодетных семей, в связи с организацией приготовления бесплатного горячего питания за период с 01.01.2021 по 31.05.2021 на основании бюджетных обязательств Амурской области, установленных нормативными актами Амурской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, управление образования администрации города Благовещенска (далее – управление образования), администрация города Благовещенска, Министерство образования и науки Амурской области, Правительство Амурской области. В качестве ответчика к участию в деле привлечена Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области.

Решением суда от 29.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022, с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее – министерство) за счет казны Амурской области в пользу предприятия взыскано 2 310 769,69 рублей в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки учащимся из многодетных семей в связи с организацией приготовления бесплатного горячего питания за период с 01.01.2021 по 31.05.2021; в удовлетворении требований к управлению социальной защиты отказано.

С кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратилось министерство, которое просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, считая их принятыми с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы приведены доводы, свидетельствующие о несогласии с выводами судов относительно того, что расходы по организации бесплатного питания обучающихся из многодетных семей являются полномочиями и расходными обязательствами Амурской области. Ссылаясь на положения статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заявитель кассационной жалобы указывает, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения. Обращает внимание суда кассационной инстанции, что постановлением Правительства Амурской области от 05.06.2008 №126, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, определена лишь мера социальной поддержки отдельным категориям граждан, выраженная в возмещении затрат на приобретение продуктов, финансируемая за счет средств областного бюджета. При этом отсутствует указание на то, что организация питания обучающихся из многодетных семей является расходным обязательством Амурской области. Также указывает на необоснованный расчет убытков арифметическим методом, что не соответствует, по его мнению, требованиям гражданского законодательства.

Отзывы на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не представлены.

В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители предприятия и управления образования против доводов кассационной жалобы возражали.

Министерство, а также иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно установленным при рассмотрении спора обстоятельствам, предприятие предоставляет детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных учреждениях по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в профессиональных образовательных учреждениях питание в дни посещения занятий, тем самым обеспечивает предоставление мер социальной поддержки многодетных семей, установленных Законом Амурской области от 19.01.2005 № 408-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

Между управлением социальной защиты и предприятием заключен договор от 09.01.2019 №1136-д о возмещении расходов предприятия, связанных с предоставлением мер социальной поддержки учащимся общеобразовательных учреждений из многодетных семей в части освобождения от платы за питание сроком действия до 31.12.2019.

Условиями договора от 09.01.2019 №1136-д предусмотрено, что управление социальной защиты в целях предоставления мер социальной поддержки учащимся из многодетных семей в части освобождения от платы за питание в дни посещения занятий производит возмещение предприятию расходов по предоставлению бесплатного питания в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели (пункт 1.1).

По условиям договора от 09.01.2019 №1136-д в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2019, если ни одна из сторон не заявит о своем намерении прекратить действие договора, не менее чем за тридцать календарных дней до даты окончания срока действия договора, настоящий договор считается продленным на каждый следующий год.

В соответствии с условиями договора от 09.01.2019 №1136-д в редакции дополнительного соглашения от 31.08.2020 предприятие предоставляет горячее питание (завтрак или обед) учащимся из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных организациях по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в части освобождения от платы за питание в дни посещения занятий, из расчета 63 рубля на одного учащегося.

21.12.2020 предприятие направило в управление социальной защиты письмо с предложением решить вопрос о возмещении расходов на приготовление готовых блюд в рамках деятельности по организации бесплатным горячим питанием обучающихся из многодетных семей.

Письмом от 12.01.2021 управление социальной защиты сообщило предприятию о том, что возмещение расходов, связанных с приготовлением блюд обучающимся из многодетных семей по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в общеобразовательных организациях в дни посещения занятий действующими нормативными актами не предусмотрено.

В марте 2021 года управление образования города Благовещенска направило в Министерство социальной защиты населения Амурской области обращение с предложением предусмотреть в бюджете Амурской области средства для возмещения расходов, связанных с приготовлением детям из многодетных семей горячего питания в качестве меры социальной поддержки. Согласно ответу Министерства социальной защиты населения Амурской области, изложенному в письме от 08.04.2021, возмещение указанных расходов за счет средств областного бюджета производиться не будет.

Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с требованием о возмещении расходов, связанных с приготовлением детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных организациях по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, горячего питания в качестве меры социальной поддержки за период январь-май 2021 года.

Бесплатное питание один раз в день для детей из многодетных семей, обучающихся по образовательным программам общего и (или) среднего общего образования в общеобразовательных организациях в дни посещения занятий предусмотрено в качестве меры социальной поддержки Законом Амурской области от 19.01.2005 № 408-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» (далее - Закон № 408-ОЗ).

Согласно статье 4 Закона № 408-ОЗ размер бесплатного питания для детей из многодетных семей устанавливается Правительством Амурской области.

В соответствии со статьей 12.1 Закона № 408-ОЗ финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета.

Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям определен постановлением Правительства Амурской области от 05.06.2008 №126, в соответствии с которым предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осуществляется государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому (муниципальному) округу и (или) муниципальному району по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи (пункт 1.2). Бесплатное питание один раз в день для обучающихся по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в общеобразовательных организациях предоставляется в дни посещения учебных занятий (пункт 6.1). Бесплатное питание осуществляется посредством представления списков обучающихся, имеющих право на меру социальной поддержки, общеобразовательным организациям или предприятиям, обеспечивающим питанием обучающихся в данных организациях (пункт 6.1). Постановление Правительства Амурской области от 05.06.2008 №126 устанавливает порядок и условия подтверждения права на получение мер социальной поддержки, основания приостановления, возобновления, прекращения и восстановления права на получение мер социальной поддержки, в том числе такой меры как обеспечение бесплатным питанием обучающихся из многодетных семей.

Постановлением Правительства Амурской области от 30.09.2019 № 572 утвержден Порядок обеспечения бесплатным питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Амурской области, а также детей из многодетных семей, обучающихся по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях Амурской области и нормы обеспечения бесплатным питанием.

Постановлением Правительства Амурской области от 27.10.2020 № 733 в постановление Правительства Амурской области от 30.09.2019 № 572 внесены изменения, определена стоимость бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Амурской области, а также детей из многодетных семей, обучающихся по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях Амурской области, воспользовавшихся правом на получение социальной поддержки - 63 рубля в день для обучающихся в образовательных организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока; 73 рубля в день для обучающихся в образовательных организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства Амурской области от 30.09.2019 №572 в редакции постановления Правительства Амурской области от 27.10.2020 №733, установлено, что стоимость бесплатного горячего питания обучающихся включает только стоимость продуктов питания без учета стоимости услуг по приготовлению готовых блюд (пункт 3).

Предприятие предоставляло горячее питание детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных организациях по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, в период январь-май 2021 года исходя из стоимости питания в размере 63 рубля на одного учащегося без учета стоимости услуг по приготовлению готовых блюд. Расходы на приготовление готовых блюд предприятию не возмещались в связи с их исключением из стоимости питания постановлением Правительства Амурской области от 27.10.2020 №733.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования предприятия за счет казны Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, исходил из того, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки учащимся из многодетных семей в связи с организацией приготовления бесплатного горячего питания, составляют расходные обязательства субъекта Российской Федерации; оказание рассматриваемых мер социальной поддержки относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые наделены соответствующими полномочиями в указанной сфере.

Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.

Поддерживая принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; защита семьи, материнства, отцовства и детства; создание условий для достойного воспитания детей в семье находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлена мера социальной поддержки в виде бесплатного питания для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Определено оказание такой меры за счет средств всеобуча и отчислений от производственной деятельности учебных заведений и других внебюджетных отчислений (пункт 1). Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом (пункт 3), которые по настоящее время не разработаны.

В то же время, с учетом того, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации наделены всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации), Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон №184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (статья 26.3.1 Закона № 184-ФЗ).

В силу принципа самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации) формы и направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно, но при этом они не только вправе, но и обязаны самостоятельно обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Соответственно, реализуя полномочия в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства путем установления новых расходных обязательств, законодатель субъекта Российской Федерации - с учетом того, что при решении вопросов, перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», объем расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий, за рядом исключений, определяется, как следует из пункта 4 той же статьи, им самим, - должен соблюдать баланс социально значимых интересов, целей и задач, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета. Устанавливая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право вводить для таких семей за счет средств собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3, часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», часть 2 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), которые могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в соответствии с федеральным законодательством (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.2018 №13-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» в связи с жалобой гражданки ФИО4»).

Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) урегулированы вопросы, связанные с возникновением расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона №184-ФЗ (абзац 3 пункта 1 статьи 85 БК РФ).

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).

Расходное обязательство Амурской области по предоставлению обучающимся из многодетных семей бесплатного питания возникло в результате принятия Закона № 408-ОЗ, предусмотревшего финансирование расходов на предоставление указанной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, изданного при осуществлении органами государственной власти Амурской области переданных им полномочий по предмету совместного с Российской Федерацией ведения – вопросам образования и защиты семьи.

Руководствуясь изложенными положениями законодательства, регулирующего вопросы, связанные с предоставлением многодетным семьям мер социальной поддержки, а также законодательства в сфере бюджетных отношений, суды пришли к выводу о том, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки учащимся из многодетных семей в виде обеспечения, как самим питанием, так и организацией приготовления бесплатного горячего питания, составляют расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в данном случае - Амурской области.

Доводы заявителя кассационной жалобы, сведенные к тому, что необходимо разделять расходы по самому питанию, предоставляемому детям из многодетных семей, и расходы по приготовлению этого питания, первые из которых финансируются непосредственно из бюджета Амурской области, а несение вторых возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы местного самоуправления, решающие вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.

Вопросы местного значения муниципального, городского округа по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») конкретизированы в действующем отраслевом законодательстве, непосредственно регулирующем отношения в сфере образования - Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

Действительно, в силу положений статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Вместе с тем, отношения, связанные с предоставлением многодетным семьям такой меры социальной поддержки как бесплатное питание обучающимся в общеобразовательных организациях Закон об образовании не регулирует.

Статья 37 Закона об образовании в редакции Федерального закона от 01.03.2020 №47-ФЗ, предусматривает обеспечение обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, не менее одного раза в день, которое осуществляется учредителями образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в размере, порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Между тем, приведенные нормы права касаются всех обучающихся по образовательным программам начального общего образования. Предмет же рассматриваемого спора составляют расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки детям из многодетных семей.

Учитывая изложенное, выводы судов о том, что на предприятие фактически возложено бремя несения расходов при исполнении обязанности, установленной законодательством Амурской области, но не обеспеченной финансовой поддержкой, а также функция исполнения расходного обязательства субъекта Российской Федерации без предусмотренного бюджетного финансирования такой обязанности, что свидетельствует о причинении ему убытков, которые подлежат возмещению по правилам статьи 15, статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет средств казны Амурской области, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и примененным нормам материального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности предприятием размера затрат, понесенных именно на питание детей из многодетных семей являлись предметом оценки судов и должным образом отклонены. Расчет размера расходов на организацию приготовления бесплатного горячего питания детям из многодетных семей судами проверен, признан подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами и верным, часть затрат исключена из общей суммы, первоначально заявленные требования в части их размера скорректированы предприятием.

Ссылки заявителя кассационной жалобы на сложившуюся судебную практику, отклоняются, поскольку приведенные судебные дела касаются иных фактических обстоятельств, приняты по вопросам организации питания в муниципальных образовательных учреждениях всех обучающихся в целом и не затрагивают вопросы предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права. Безусловных оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по делу № А04-6186/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.А. Басос

Судьи А.И. Михайлова

Т.Н. Никитина