ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-270/20 от 04.03.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

марта 2020 года                                                                        № Ф03-270/2020

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная служба Камчатки»: представитель не явился;

от Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации  Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение: представитель не явился;

от Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная служба Камчатки»

на решение от 04.09.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019

по делу № А24-3151/2019 Арбитражного суда Камчатского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная служба Камчатки» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683009, <...>)

к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации  Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)

третье лицо: Управление финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение                              (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683000, <...>)

о взыскании недополученных расходов по соглашению о предоставлении субсидии в размере 675 497,80 руб.

   УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальная служба Камчатки» (далее – ООО «Коммунальная служба Камчатки», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – управление) о взыскании 675 497,80 руб. долга, составляющего сумму субсидии по соглашению от 08.06.2018 о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение затрат на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома № 5/1 по ул. Звездная в г. Петропавловске-Камчатском.

Решением суда от 04.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019, в удовлетворении иска отказано.

Законность судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе общества, полагающего, что судами нарушены нормы материального и процессуального права при несоответствии выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит обжалуемые судебные акта отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о нарушении управлением условий заключенного соглашения, поскольку не компенсированы все затраты понесенные обществом по выполнению спорных работ. Приводит доводы о неправомерном уменьшении суммы субсидии на сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС), непредвиденных расходов в размере 2% от цены договора. Настаивает на том, что цена договора от  05.07.2018 №75/р-18 является твердой, и общество имеет право оплаты по договору в полном объеме, даже если его расходы оказались меньше. Считает, что субсидии предоставляются в силу гражданско-правовых отношений общества с управлением по  согласованной между ними цене, подлежащей безусловной уплате, а не только по основаниям, предусмотренным  бюджетным законодательством. Ссылается на судебную практику.

Управление в отзыве на кассационную жалобу заявило о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считает, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва к ней, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 08.06.2018 Управление (главный распорядитель как получатель бюджетных средств) и ООО «Коммунальная служба Камчатки» (получатель) заключили  соглашение № 12-03-07/26/18 о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на благоустройство  дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе, по условиям которого размер субсидии составляет 2 605 572,53 руб.

Согласно  соглашению, с учетом дополнительного соглашения от 07.12.2018,  из  краевого  бюджета  выделена  субсидия  в   размере 1 930 074,73 руб. (платежное поручение от 21.12.2018 № 871836).

Ссылаясь на то, что управлением не исполнены обязательства по соглашению от 08.06.2018 № 12-03-07/26/18, общество обратилось в суд с требованием о взыскании долга  в сумме 675 497,80 руб.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями  Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Порядком предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденным Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.03.2018 № 572, условиями соглашения, отказали в удовлетворении заявленных требований.

При этом суды обеих инстанций  правомерно исходили из того, что государственная поддержка предоставлялась по основаниям, предусмотренным бюджетным законодательством – на основе правового акта муниципального образования о предоставлении субсидии; размер субсидии определен с учетом  фактически понесенных затрат, подтвержденных  представленными получателем субсидии документами.

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2017 № 3217 утверждена муниципальная программа  «Формирование современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы».

Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.03.2018 № 572 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы (далее – Порядок № 572).

Согласно пункту 1.4 Порядка № 572 главным распорядителем средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, осуществляющим предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), предусмотренных решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О бюджете Петропавловск- Камчатского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период», является Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Уполномоченный орган).

Пункт 1.7 Порядка № 572 устанавливает, что общий объем субсидий определяется муниципальной программой.

В силу пункта 1.8 названного Порядка субсидированию подлежат работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.

В пункте 2.1 Порядка №572 перечислены условия при соблюдении которых предоставляются субсидии, в том числе обеспечение финансового участия собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, собственников зданий и сооружений, расположенных на дворовой территории (далее – заинтересованные лица) в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории, исходя из следующего: а) в рамках минимального перечня - доля участия определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и составляет от 1 процента до 15 процентов; б) в рамках дополнительного перечня - доля участия определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и составляет от 20 процентов до 50 процентов (в случае принятия решения заинтересованными лицами о благоустройстве дворовой территории по дополнительному перечню); наличия заключенного соглашения о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе в соответствующем финансовом году (далее – соглашение) с Уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка № 572 размер субсидий в целях возмещения затрат на выполнение работ, включенных в минимальный перечень работ, предусмотренный подпунктом 1.8.1 Порядка, рассчитывается Уполномоченным органом исходя из нормативной стоимости (единичных расценок) работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, установленной муниципальной программой, и объема работ, определяемого в соответствии с федеральными единичными расценками строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы.

Абзацем 2 пункта 2.2 Порядка № 572 установлено, что размер субсидий в целях возмещения затрат на выполнение работ, включенных в дополнительный перечень работ, предусмотренный подпунктом 1.8.2 Порядка, рассчитывается Уполномоченным органом исходя из фактически понесенных затрат, подтвержденных представленными получателем субсидий документами, предусмотренными пунктом 2.16 Порядка.

Пунктом 2.16 Порядка № 572 закреплено, что предоставление субсидий получателю субсидий осуществляется Уполномоченным органом при предоставлении в срок до 01 ноября текущего года пакета документов, в том числе: надлежащим образом заверенную копию договора подряда на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (для получателей субсидий, заключивших договоры на выполнение работ с подрядными организациями); документы, содержащие сведения о выполненных мероприятиях и объеме затрат (справки по унифицированной форме КС-2, КС-3, акты выполненных работ, накладные), согласованные с муниципальным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» и муниципальным казенным учреждением «Управление благоустройства города Петропавловска-Камчатского», либо надлежащим образом заверенные копии указанных документов. В случае если получатель субсидии выполнил (произвел) работы по благоустройству дворовой территории своими силами без привлечения сторонних организаций, указанные в настоящем подпункте документы, подписываются получателем субсидий и уполномоченным представителем собственников помещений в многоквартирном доме, на участие в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке, при этом, в случае если многоквартирный дом, дворовая территория которого благоустраивалась, находится под управлением управляющей организации, вышеуказанные документы подписываются уполномоченным представителем организации, осуществляющей управление таким многоквартирным домом.

Уполномоченный орган в целях рассмотрения документов, указанных в пункте 2.16 Порядка № 572, создает Комиссию по рассмотрению документов, предоставляемых юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальными предпринимателями в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы (далее – Комиссия). Порядок работы Комиссии определяется правовым актом Уполномоченного органа. Комиссия рассматривает указанные документы в течение 10 рабочих дней со дня их получения, в том числе, в части соответствия фактически выполненных работ отчетным документам (справкам по унифицированной форме КС-2, КС-3, актам выполненных работ, накладным), после чего в течение 5 рабочих дней выносит заключение о соответствии выполненных работ отчетным документам. В состав Комиссии включаются представители Уполномоченного органа, муниципальной общественной комиссии, представитель муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства и ремонта», а также представители муниципального казенного учреждения «Управления дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» и муниципального казенного учреждения «Управления благоустройства города Петропавловска-Камчатского» (пункт 2.17 Порядка № 572).

При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций  установлено, что между управлением и ООО «Коммунальная служба Камчатки» заключено соглашение о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов по формированию современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе от 08.06.2018                                     № 12-03-07/26/18, по условиям которого  размер предоставляемой субсидии  составляет  2 605 572,53 руб.

05.07.2018 ООО «Управление жилищно-коммунального хозяйства                   г. Петропавловска-Камчатского» (заказчик) и ООО «Коммунальная служба Камчатки» (подрядчик), на основании решений собственников жилья протокол № б/н от 29.05.2018 (ул. Звездная, д. 5/1), заключили договор                    № 75/Р-18 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.

Как следует из заключенного договора, подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению собственными силами и средствами (с использованием своих материалов) работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по ул. Звездная, д. 5/1.

Согласно  пунктам 5.1, 5.2  договора  стоимость  всех  работ  по договору составляет 3 183 851 без НДС. Заказчик оплачивает сумму в размере 578 278,47 руб. по решению общедомового собрания собственников, без учета НДС. Оставшуюся сумму в размере 2 605 572,53 руб. оплачивает управление, согласно заключенному с подрядчиком  соглашению.  НДС не облагается в связи с применением подрядчиком упрощенной системы налогообложения.

При этом  объем и стоимость работ в локальном сметном расчете № 1 (минимальный перечень) согласованы на сумму 1 505 504 руб. с учетом НДС, в локальном сметном расчете № 031/2 (дополнительный перечень) согласованы на сумму 1 678 347 руб. с учетом НДС, всего – 3 183 851 руб.

По итогам исполнения обществом принятых на себя обязательств составлены акты приемки выполненных работ (КС-2). Общая стоимость  выполненных  обществом  работ  составила   2 866 529 руб.

В установленный пунктом 2.16 Порядка № 257 срок общество представило пакет документов для получения субсидии, в том числе акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме отчетности КС-2, по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома № 5/1 по улице Звездной в г. Петропавловске-Камчатском.

Заключением Комиссии от 27.11.2018 № 5 управлению было рекомендовано принять выполненные работы ООО «Коммунальная служба Камчатки» по благоустройству   дворовой  территории   МКД № 5/1  по                 ул. Звездной в сумме 997 218,39 руб. в  рамках минимального перечня, 1 370 176,08 руб. в рамках дополнительного перечня, с учетом исключения из цены за материал, работы суммы НДС 18% в связи с непредставлением документов, подтверждающих их уплату поставщикам; перерасчета сметной прибыли с учетом применения понижающего коэффициента для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения; исключения из расчета непредвиденных затрат в связи с непредставлением документов, подтверждающих их несение; исключения в полном объеме работ по подъему канализационных колодцев из основного перечня проведенных мероприятий, включив затраты по данным работам в раздел «непредвиденные расходы».

По результатам проверки уполномоченным органом подготовлено дополнительное соглашение от 07.12.2018 к соглашению от 08.06.2018                        № 12-03-07/26/18, направленное в адрес истца, согласно которому размер предоставляемой субсидии составляет 1 930 074,74 руб., которое подписано истцом с протоколом разногласий, указывая, что размер субсидии составляет 2 605 572,23 руб.

Приказом уполномоченного органа от 10.12.2018 № 12-140/18 на основании заключенного соглашения и заключения комиссии, ООО «Коммунальная служба Камчатки» предоставлена субсидия в целях возмещения затрат на благоустройство дворовой территории МКД по                         ул. Звездная, д. 5/1 в г. Петропавловске-Камчатском в размере 1 930 074,73 руб.

На основании  исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющихся в деле доказательств суды установили, что  общая стоимость выполненных обществом работ составила  2 835 674 руб., из них доля участия собственников составляет 517 914,96 руб. Кроме того, получатель субсидии документально не подтвердил уплату НДС при покупке  материалов и использовании строительных машин и механизмов, а также несение непредвиденных затрат в размере 2% от цены договора.

Отклоняя доводы общества о том, что субсидия подлежит безусловной выплате по согласованной цене с учетом НДС 18%, суды обоснованно  указали, что получатель субсидии, самостоятельно выполнявший строительно-монтажные работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов в г. Петропавловске-Камчатском, применяет упрощенную систему налогообложения.

Суды дополнительно отметили, что в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации, при формировании стоимости выполнения работ организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения, в целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости выполненных работ, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от стоимости материалов (письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 16.01.2012                                      № 1076-08/ДШ-05).

Порядок включения в сметную документацию средств по уплате НДС приведен в пункте 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу                        от 05.03.2004 № 15/1.

В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов.

Довод общества относительно непредвиденных затрат в размере 2%                  от цены договора, был предметом  рассмотрения, получил надлежащую правовую оценку, отраженную в судебных актах. Непредвидимые расходы - это резерв средств на непредвидимые работы и затраты, предназначенные для возмещения стоимости работ и затрат, потребность которых возникает в ходе выполнения работ в результате уточнения фактической ситуации на объекте.

Таким образом, возникновение у подрядчика права на получение субсидии на непредвиденные работы и затраты связано с выполнением соответствующих работ (несением непредвиденных затрат с указанием их расшифровки). Однако доказательств, подтверждающих размер фактического несения каких-либо непредвиденных расходов в размере 2% от цены договора, обществом не представлено.

 На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций, учитывая фактические обстоятельства настоящего спора, приняв во внимание перерасчет сметной прибыли с учетом применения понижающего коэффициента для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, пришли к правильному выводу о недоказанности несения заявленных к субсидированию затрат в размере 675 497,80 руб. и отказали в удовлетворении заявленного требования.

Приведенные в кассационной жалобе доводы со ссылкой на судебную практику, судом округа не приняты во внимание, как основанные на иных отличных от настоящего дела доказательствах и обстоятельствах.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу выражают несогласие с оценкой судами имеющихся доказательств и направлены на установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.09.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2019 по делу № А24-3151/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    Н.В. Меркулова         

                                                                                         Е.П. Филимонова