ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2719/18 от 09.07.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2018 года                                                                        № Ф03-2719/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной

Судей: С.Ю. Лесненко, О.В. Цирулик

при участии: от ООО «Эталон»: Коптева О.В., представитель по доверенности от 30.10.2017

от КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края»: Кривецкая В.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 02/2018 (до перерыва)

от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: Богаева Е.А., представитель по доверенности от 27.12.2017 № 27/2-6-3348

от Минобороны РФ: Гержан В.А., представитель по доверенности от 21.12.2016 № 212/1/300 (до перерыва), Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 11.09.2017 № 212/1/164 (после перерыва)

рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, кассационные жалобы Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, общества с ограниченной ответственностью «Эталон»

на решение от 23.01.2018,постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу № А51-26218/2017 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Саломай В.В., в апелляционном суде судьи: Еремеева О.Ю., Анисимова Н.Н., Гончарова А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эталон»

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края

третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, Краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконным решения

Общество с ограниченной ответственностью «Эталон» (далее –                  ООО «Эталон», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) от 31.07.2017 № 20/03/02-06/31164 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6000 кв. м, местоположение участка: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, д. 49, в целях строительства склада.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление градостроительства и архитектуры администрации                             г. Владивостока (далее - Управление), краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» (далее – КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», Учреждение), федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования»), Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны РФ).

Решением суда от 23.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением от 09.04.2018 Пятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда об отказе в удовлетворении требований общества, исключив из мотивировочной части ряд выводов относительно характеристик спорного земельного участка.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Эталон» и Департамент обратились с кассационным жалобами.

ООО «Эталон» в кассационной жалобе настаивает на отмене решения и апелляционного постановления, указав на невозможность самостоятельного получения разрешения от Минобороны РФ на ведение хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке до момента получения его в аренду. 

Департамент в своей кассационной жалобе просит исключить из мотивировочной части апелляционного постановления выводы о наличии у Департамента полномочий на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 25:28:040014:5694. По существу позиция заявителя основана на убеждении, что испрашиваемый ООО «Эталон» земельный участок расположен на территории военного объекта, а потому органом, полномочным решить вопрос о предоставлении земельного участка под таким объектом является Минобороны РФ.

Минобороны РФ в отзыве на кассационные жалобы поддержало позицию Департамента, настаивая на исключении из мотивировочной части постановления выводов относительно уполномоченного на распоряжение спорным земельным участком органа.  

Управление в отзывах на кассационные жалобы выразило несогласие с изложенными в них доводами, настаивая на оставлении обжалуемых судебных актов в силе. При этом Управление пояснило, что спорный земельный участок относится к неразграниченной собственности и Департамент обладает полномочиями на распоряжение им. В тоже время данный участок находится в запретной зоне с особыми условиями использования и его предоставление в аренду частному лицу для строительства недопустимо.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14-30 09.07.2018. 

В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, ООО «Эталон», Минобороны РФ,  КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», Управление обозначили свои правовые позиции, ответив на вопросы суда.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.

Как установлено судами из материалов дела, распоряжением Департамента от 19.08.2014 № 2209-рз ООО «Эталон» предварительно согласовано место размещения склада на земельном участке площадью 6 000 кв. м по адресу: ул. Выселковая, д. 49 в г. Владивостоке.

19.07.2017 ООО «Эталон» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694, площадью 6 000 кв. м, расположенного в районе                      ул. Выселковая, д. 49 в г. Владивостоке, в удовлетворении которого заявителю было отказано (решение от 31.07.2017 № 20/03/02-06/31164)  по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность. Руководствуясь положениями постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российский Федерации, других войск, воинских формирований  и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее – постановление Правительства РФ № 405), Департамент сделал вывод, что нахождение испрашиваемого земельного участка в запретной зоне военного объекта препятствует строительству склада на ее территории и препятствует использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.

Не согласившись с таким решением Департамента, ООО «Эталон» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, отказывая в удовлетворении которого суды правомерно руководствовались следующим.

Согласно статьям 198 (часть 1), 200 (часть 4), 201 (части 2, 3) АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Приморского края от 03.06.2015 № 638-КЗ (в ред. от 28.07.2015) «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края или органами местного самоуправления Приморского края, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии на земельном участке обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или) не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется положениями постановления Правительства РФ № 405.

В названном нормативном акте определены назначение и порядок установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ № 405 «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

Постановление Правительства РФ № 405 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона, а значит, к данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.

В силу пункта 12 постановления Правительства № 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

В ходе рассмотрения спора судами выявлено, что испрашиваемый           ООО «Эталон» земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5694 расположен в границах запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (сведения ИСОГД и Государственного кадастра недвижимости).  

В этой связи, учитывая наличие особых условий использования земельного участка, а также исходя из сведений, указанных в ЕГРН о нахождении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 в границах запретной зоны военного объекта, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предоставление Департаментом спорного земельного участка в аренду в целях освоения территории для строительства объектов согласно виду разрешенного использования земельного участка, было невозможно без согласования с Минобороны РФ.

Поэтому, как правильно указали суды, опираясь на нормы постановления Правительства № 405, для получения заявителем спорного земельного участка на праве аренды для целей строительства склада ему необходимо обратиться в Минобороны РФ за согласованием деятельности по строительству объекта складского назначения на территории запретной зоны военного объекта.

Поскольку в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (в ведении которого находится военный объект) за получением соответствующего согласования (специального разрешения) на возведение капитального объекта заинтересованное лицо не обращалось, суды признали оспариваемый отказ Департамента соответствующим закону и не нарушающим прав и законных интересов ООО «Эталон».

Данные выводы судов обусловили отказ в удовлетворении требований общества, что согласуется с нормами статей 198, 200, 201 АПК РФ.

При этом апелляционный суд справедливо изменил мотивировочную часть решения суда относительно характеристик испрашиваемого                     ООО «Эталон» земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 ввиду ошибочных выводов суда первой инстанции, которые, тем не менее, не привели к принятию неправильного решения по существу спора.

Так, основываясь на представленных в дело доказательствах, апелляционный суд не смог с достоверностью установить факт наложения испрашиваемого обществом земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 (отведенного воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования», право собственности зарегистрировано за РФ)   ввиду отсутствия границ последнего, невозможности однозначно определить расположение этого земельного участка, а также неустановления категории земель в отношении него. Как результат, апелляционный суд признал недоказанным факт нахождения испрашиваемого обществом земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5694 в федеральной собственности и отнесения его к землям лесного фонда, в том числе ввиду выявленного факта расположения этого участка на землях населенных пунктов.

В этой связи апелляционный суд признал Департамент уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком при предварительном согласовании с Минобороны РФ возможности использования земельного участка для целей строительства склада.   

Учитывая, что выводы судов об отказе в удовлетворении требований                         ООО «Эталон» соответствуют правильно примененным нормам действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам расположения спорного земельного участка в запретной зоне военного объекта, что предполагает предварительное согласование капитального строительства в данной зоне с Минобороны РФ,  и что не было соблюдено заявителем в рассматриваемом случае, суд округа находит решение в измененной апелляционным судом редакции и апелляционное постановление подлежащими оставлению в силе.

Доводы, приведенные заявителями в кассационных жалобах, подлежат отклонению судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании и понимании норм права, регламентирующих порядок использования территорий запретных зон, а также направленные на переоценку представленных в деле доказательств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.01.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу № А51-26218/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Е.К. Яшкина    

Судьи                                                                                         С.Ю. Лесненко   

                                                                                                    О.В. Цирулик