АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2018 года № Ф03-2749/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Луговой И.М.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ЭкЖиЗ»: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2018; ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2018;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: ФИО3, представитель по доверенности от 14.11.2017 № 33;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкЖиЗ»
на решение от 13.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018
по делу № А73-19064/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г., в суде апелляционной инстанции судьи: Сапрыкина Е.И., Вертопрахова Е.В., Швец Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкЖиЗ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, у. Тихоокеанская, 174, Б)
кКомитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
о признании недействительным и отмене предписания
Общество с ограниченной ответственностью «ЭкЖиЗ» (далее – ООО «ЭкЖиЗ», управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, уполномоченный орган) от 10.11.2017 № П2017-11-1057.
Решением суда от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018, в удовлетворении требований отказано по мотиву законности оспариваемого предписания.
ООО «ЭкЖиЗ», не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, указывая на нарушении судами норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судами сделан ошибочный вывод о том, что расчет осуществляется исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива. Указывает, что перечень работ и услуг, которые должна выполнять управляющая компания указываются в договоре управления с ТСЖ. Полагает, что собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили оснащение дома ОДПУ, а также ввод его в эксплуатацию до 01.07.2012 и в таком случае принудительную установку осуществляет ресурсоснабжающая организация.
Уполномоченный орган в отзыве просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании законный представитель ООО «ЭкЖиЗ» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Комитета в судебном заседании с жалобой не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что общество, имея лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, заключило договор управления от 26.01.2017 многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...> (ранее действовал договор управления от 30.09.2013).
В отношении управляющей компании проведена внеплановая проверка с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением гражданина, в ходе которой установлено:
- потребителям предъявлена плата за коммунальный ресурс по электрической энергии в целях содержания общего имущества в расчетных периодах март 2017 года, апрель 2017 года, за коммунальный ресурс по холодной воде в целях содержания общего имущества в расчетных периодах март 2017 года, май 2017 года с нарушением пунктов 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354);
- в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), подпунктов «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), не обеспечена установка и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, а также восстановление общедомового прибора учета электрической энергии.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.11.2017 № П2017-12-1057, ООО «ЭкЖиЗ» выдано предписание от № П2017-12-1057, в котором предложено устранить выявленные нарушения в срок до 01.12.2017 (пункт 1 предписания) и до 29.12.2017 (пункт 2 предписания).
Считая предписание Комитета незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, исследовав, оценив по правилам главы 7 АПК РФ доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, руководствуясь положениями ЖК РФ, Правил № 354, Правил № 491, в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Суд округа считает, что судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В силу статьи 161 ЖК РФ и пункта 16 Правил № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно положениям Правил № 354, в отношении собственников МКД поставщиком коммунальных ресурсов является управляющая компания, согласно своего правового статуса и договора управления МКД.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил № 354, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С учетом анализа приведенных выше подзаконных актов, судами первой и апелляционной инстанций сделан верный вывод о том, что ООО «ЭкЖиЗ», будучи управляющей компанией, в силу закона, а именно части 2 статьи 162 ЖК РФ, обязано принимать меры по установке общедомового прибора учета и ввода его в эксплуатацию как лицо, ответственное за содержание общедомового имущества многоквартирного дома.
Пунктом 5 и подпунктом «к» пункта 11 Правил № 491 закреплена обязанность управляющих компаний по надлежащему содержанию общедомового имущества, в том числе принятию мер по энергосбережению и энергоэффективности, а именно, обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Более того, управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, в соответствии с действующим законодательством, организует и обеспечивает ежемесячное снятие показаний с общедомовых приборов учета, учитывающих потребление коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку учета коммунального ресурса, а также получение показаний приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, учитывающие потребленные ими коммунальные услуги.
Судами по материалам дела подтверждено, что общество осуществляет управление многоквартирным домом № 192 по ул. Тихоокеанская в г. Хабаровске на основании договора управления многоквартирными домами от 30.09.2013, то есть является управляющей организацией.
Таким образом, у ООО «ЭкЖиЗ» имеется обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета). Также оно обязано организовывать и обеспечивать ежемесячное снятие показаний с общедомовых приборов учета, учитывающих потребление коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку учета коммунального ресурса, а также получение показаний приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам.
Суды, учитывая наличие у общества, как управляющей организации, обязанности по установке и введению в эксплуатацию в МКД ОДПУ, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания незаконным в данной части.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 09.08.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно статье 29 Правил № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло -, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Как верно указали суды, с 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 (абзац 3 пункта 29 Правил № 491).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (абзац 4 пункта 29 Правил № 491).
В настоящем деле при рассмотрении вопроса о надлежащем размере платы за содержание, как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, следует руководствоваться понятием «норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды», и связанными с данным понятием нормами законодательства.
В период с 01.01.2017 до утверждения органом власти субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов (электроэнергия – апрель 2017 года, холодная и горячая вода – май 2017 года) в целях расчета платы потребителям на содержание жилого помещения, применению подлежат утвержденные по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг с учетом положений п. 40, 44 Правил № 354 (в которых имеются ссылки на формулы 10 – 14) о порядке применения данных нормативов, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива.
Судами по представленной ООО «ЭкЖиЗ» сводной информации по потреблению МКД коммунальных услуг по электрической энергии и холодной воде установлено, что в переходный период ООО «ЭкЖиЗ» потребителям спорного дома предъявлена плата в нарушение требований пунктом 40, 44 Правил, а именно: за коммунальный ресурс по электрической энергии в целях содержания общего имущества в расчетных периодах март 2017 года (фактический объем потребления – 7801, завышенный объем, предъявленный к оплате – 8125), апрель 2017 года (фактический объем потребления – 6793, завышенный объем, предъявленный к оплате – 8125); за коммунальный ресурс по холодной воде в целях содержания общего имущества в расчетных периодах март 2017 года (фактический объем потребления – 45,297, завышенный объем, предъявленный к оплате – 138,07), май 2017 года (фактический объем потребления – 18,45, завышенный объем, предъявленный к оплате – 138,07).
Таким образом, в данной части оспариваемое предписание правомерно признано судами законным.
Предписание, выданное уполномоченным органом, является исполнимым, что также подтверждается его исполнением управляющей компанией на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм жилищного законодательства, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой государственная пошлина уплачена ООО «ЭкЖиЗ» по платежному поручению от 21.05.2018 № 500 в размере большем, чем предусмотрено нормами права, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу № А73-19064/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЭкЖиЗ» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.05.2018 № 500.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи С.Ю. Лесненко
И.М. Луговая