АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2018 года № Ф03-2768/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: В.А. Гребенщиковой, О.В. Цирулик
при участии:
от ООО «Звезда Экватора»: ФИО1, представитель по доверенности от 02.11.2017, ФИО2, представитель по доверенности от 02.11.2017
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО3,представитель по доверенности от 09.01.2018 № 09/10
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 16.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018
по делу № А73-700/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционной инстанции судьи Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Звезда Экватора»
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконными решений об отказе в принятии лесных деклараций, изложенных в письмах от 27.12.2017 № 02-19/17436 и № 02-19/17358
Общество с ограниченной ответственностью «Звезда Экватора» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680014, <...>, лит. А, далее – ООО «Звезда Экватора») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680020, <...>, далее – Управление) о признании незаконными решений Управления от 27.12.2017 № 02-19/17436 об отказе в принятии лесной декларации от 19.12.2017 № 63 и решения от 27.12.2017 № 02-19/17358 об отказе в приеме лесной декларации от 19.12.2017 № 58; об обязании Управления принять лесные декларации общества от 19.12.2017 №№ 63, 58.
Решением суда от 16.02.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018, оспариваемые решения Управления признаны незаконными с обязанием последнего принять рассматриваемые лесные декларации общества от 19.12.2017 № 63, № 58.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает ошибочными выводы судов о неправомерности отказа Управления в принятии спорных лесных деклараций, сделанными без учета пунктов 4.1, 6 приказа Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (далее - Порядок № 17), а также статьи 104 Лесного кодекса РФ, положений пункта 20 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 14.10.2010 № 485.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Звезда Экватора» выразило несогласие с изложенными в ней доводами и настаивало на оставлении в силе обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители участников спора доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дав соответствующие пояснения по ним.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами из материалов дела, 19.01.2011 между Правительством Хабаровского края и ЗАО «ФПК «Харон-Холдинг» (правопредшественником ООО «Звезда Экватора») заключен договор аренды лесного участка № 0776/2011, в соответствии с которым арендатору предоставлен лесной участок площадью 55 450 га, расположенный на территории Кур-Урмийского лесничества, в целях заготовки древесины на срок 25 лет; в соответствии с условиями договора арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
19.12.2017 ООО «Звезда Экватора» представило в Управление лесные декларации №№ 63, 72, 58, заявив, что в период с 31.12.2017 по 30.12.2018 намеревается использовать леса для заготовки объемов древесины в соответствующих кварталах и расчетных лесосеках, и, приложив, в том числе: объем использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы (приложение № 1); общую схему расположения мест проведения работ при использовании лесов в 2017-2018 г.г. (приложение № 3); схему размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры в 2017-2018 г.г. (приложение № 4).
Письмом от 27.12.2017 № 02-19/17436 Управление отказало ООО «Звезда Экватора» в принятии лесных деклараций № 63, № 72, по причине их несоответствия Проекту освоения лесов и Порядку № 17, а именно: в приложении № 1 к лесным декларациям неверно заполнена графа «Форма рубки» - в соответствии с Порядком в графе «Форма рубки» указывается: сплошная или выборочная рубка; декларируемый объем рубки лесных насаждений на лесосеке № 3 в лесной декларации № 63 не соответствует запасу предусмотренному к вырубке Проектом освоения лесов; декларируемый объем рубки в выделе 2 квартала № 360 Урмийского участкового лесничества составляет 261 куб. м, а в соответствии с Проектом освоения лесов (таблица 6.4.1 к Проекту освоения лесов) предусмотренный к вырубке запас в данном выделе составляет 576 куб. м. Площадь декларируемой лесосеки в лесной декларации № 72 не соответствует площади выдела, в котором она декларируется (таблица 6.4.1 к Проекту освоения лесов); в рубку назначена часть выдела; площадь декларируемой лесосеки № 2 в выделе 27 составляет 9,4 га (при площади выдела 42 га); в соответствии с пунктом 19 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (далее – Правила № 474) - лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если их площадь не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.
Письмом от 27.12.2017 № 02-19/17358 Управление лесами отказало обществу в принятии лесной декларации № 58 по причине ее несоответствия Проекту освоения лесов, а именно: декларируемая лесосека № 10 со сплошной формой рубки расположена в прибрежной защитной полосе водотока, что противоречит подразделу 5.2 Проекта освоения лесов; при использовании лесного участка обществом не учитываются Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 14.10.2010 № 485 (далее – Приказ № 485).
Считая, что принятые Управлением решения в части отказа в приеме лесных деклараций № 63, № 58 незаконны и нарушают права и интересы ООО «Звезда Экватора» в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, удовлетворяя которое суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу частей 1, 8, 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Порядок, требования к формату лесной декларации в электронной форме лесной декларации определены Порядком № 17, исходя из которого в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
В пункте 6 Порядка № 17, пункте 2.8 Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 24.12.2012 № 124 (далее – Административный регламент) содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятия лесной декларации, а именно: несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов, недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
Проверяя обоснованность отказа Управления по декларации № 63, мотивированного неверным заполнением графы «форма рубки» (вместо отражения формы рубки «выборочная», заявителем указано «добровольно выборочная»), суды не усмотрели нарушений норм пунктов 32, 36-41 Правил № 474, пункта 12 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, приняв во внимание сведения, указанные заявителем в ведомости лесотаксационных выделов, приведенной в Проекте освоения лесов от 07.11.2016 в таблице 6.4.1 и выявив указание в ведомости формы рубки в выделе № 2 квартала № 360 в Кур-Урмийском лесничестве Урмийского участкового лесничества.
По второму основанию отказа по декларации № 63, отраженному в обжалуемом решении уполномоченного органа, - несоответствие запасу, предусмотренного к вырубке (декларируемый объем рубки составляет 261 куб. м, а в Проекте освоения лесов на конкретном выделе запас к вырубке составляет 576 куб. м), суды, также сопоставив указанные данные с приведенными в таблице 6.4.1 Проекта освоения лесов, не выявили превышения декларируемого объема заготовки предельным объемам изъятия на всем выделе. Такие выводы судов основаны на нормах пунктов 18, 19, 27-29, 36, 37 Правил № 474. При этом, как верно отметили суды, какие-либо сведения о средних объемах заготовки на одном гектаре и/или о максимальных или минимальных ограничений по объемам заготовки на одном гектаре в таблице 6.4.1 Проекта освоения лесами не отражены.
Далее, изучив лесную декларацию № 58 и причину отказа (декларируемая лесосека № 10 расположена в прибрежной защитной полосе водотока реки ФИО4), судебные инстанции признали ее необоснованной и несоответствующей сведениям таблицы 5.1.1 Проекта освоения лесов. Суды выявили, что речка ФИО4 не относится к кварталу 338, где отведена лесосека № 10; фактически речка обозначена между кварталами 403, 404.
Анализируя таблицу 5.1.1 Проекта освоения лесов суды выявили, что в квартале 338 расположены 3 ручья, в том числе: 1) протяженностью 2,2 км, длина водотока 2,4 км, ширина водоохраной зоны – 50 м; 2) протяженностью 1,3 км, длина водотока 2,1 км, ширина водоохранной зоны – 50 м; 3) протяженностью 1,3 км, длина водотока 3,8 км, ширина водоохраной зоны – 50 м.
Между тем из общей схемы расположения мест проведения работ (приложение № 3) к лесной декларации № 58 и иным обзорным схемам Проекта освоения лесами суды не смогли точно установить конкретные места расположения этих ручьев в квартале 338. Так, согласно таблице 6.4.1 – Ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, в квартале 338, выдел 5, площадь выдела 53 га, вырубаемый объем 8 862 куб. м, допускается сплошная форма вырубки пород деревьев, с сохранением подроста; в этой же таблице указаны и другие выделы (1-3, 6, 9, 12, 15, 17, 18, 21, 24, 25) в квартале 338, где также допускается сплошная и выборочная рубка. В рассматриваемом случае лесосека № 10, площадью 15,2 га, находится в выделе № 5 квартала 338, в котором допускается сплошная форма вырубки пород деревьев, с сохранением подроста.
На этом основании суды констатировали, что лесосека задекларирована в соответствии с Проектом освоения лесов, следовательно, у Управления лесами отсутствовали законные основания для отказа в принятии лесной декларации общества от 19.12.2017 № 58 по указанной причине на основании статьи 104 Лесного кодекса РФ и Приказа № 485.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к единому выводу о том, что Управление при отказе в приеме деклараций № 58, № 63, не доказало несоответствие поданных деклараций Проекту освоения лесов, поскольку декларируемый объем рубки (декларация № 63) и форма рубки (выборочная, добровольно-выборочная) соответствует и не противоречит данному Проекту, а декларируемая лесосека № 10 (декларация № 58) находится в выделе, где допускается сплошная форма вырубки пород деревьев с сохранением подроста. Как следствие, суды признали обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные ООО «Звезда Экватора» требования, что согласуется с правилами статей 198, 200, 201 АПК РФ.
Названные выводы судебных инстанций, послужившие основанием для удовлетворения требований ООО «Звезда Экватора», признаются судом округа сделанными на основании полного и всестороннего исследования и оценки всех имеющихся в материалах настоящего дела доказательств с правильным применением соответствующих норм и положений действующего законодательства.
При этом все доводы Управления о несогласии с такими выводами судов основаны на неправильном толковании и понимании норм лесного законодательства и направлены исключительно на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Каких-либо существенных доводов, не являвшихся предметом исследования нижестоящих судов, свидетельствующих о несоответствии выводов обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения спора, и способных повлиять на результат рассмотрения настоящего спора, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений положений процессуального законодательства, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, то в такой ситуации правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу № А73-700/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.К. Яшкина
Судьи В.А. Гребенщикова
О.В. Цирулик