ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2869/2022 от 23.06.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

29 июня 2022 года № Ф03-2869/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «ТАЛАН-РЕГИОН-19»: Васильев М.А., представитель по доверенности от 14.12.2021 № 6;

от Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска: Телелюхина Д.А., представитель по доверенности от 09.12.2021 № 01-44/32;

от акционерного общества «Хабаровский аэропорт»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «ТАЛАН-РЕГИОН-19»

на решение от 19.01.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022

по делу № А73-16017/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «ТАЛАН-РЕГИОН-19» (ОГРН 1181832013824, ИНН 1841079561, адрес: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 56, помещ. 15)

к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска (ОГРН 1162724090660, ИНН 2721228541, адрес: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, д. 17)

третье лицо: акционерное общество «Хабаровский аэропорт» (ОГРН 1052700246532, ИНН 2724083654, адрес: 680031, г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, д. 32)

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «ТАЛАН-РЕГИОН-19» (далее – ООО «СЗ «ТАЛАН-РЕГИОН-19», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее – департамент) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, изложенного в письме от 30.09.2021 № 01-71/9144; обязании департамента выдать разрешение на строительство объекта «Многоквартирный дом по ул. Уфимская в г. Хабаровске» на основании заявления от 24.09.2021.

Определением суда от 10.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Хабаровский аэропорт» (далее – АО «Хабаровский аэропорт»).

Решением от 19.01.2022, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «СЗ «ТАЛАН-РЕГИОН-19», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение фактических обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для принятия правильного решения, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Общество утверждает, что мнение судов о том, что заявитель обязан был представить в департамент информацию о расположении земельного участка в границах приаэродромной территории, является ошибочным, поскольку законом не предусматривается обязательное наличие именно в проектной документации информации о расположении отведенного под строительство земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории, а также об ограничениях в использовании земельного участка, установленных в указанных зонах, а требование о ее наличии прямо противоречит положениям части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Считает, что требование, установленное подпунктом «п» пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – постановление Правительства № 87), не применимо к проектной документации на объекты непроизводственного назначения, к которым и относится планируемый к строительству многоквартирный жилой дом. Отмечает, что судами неправомерно отклонены доводы заявителя о том, что заключением экспертной организации ООО «БСЭ «Гарантия», а также письмом от 23.09.2021 № 223-09-21 подтверждается соответствие проектируемого объекта ограничениям, установленным для вышеуказанной приаэродромной территории. Считает, что суды оставили без должной оценки произведенный истцом расчет в отношении допустимых отклонений от ограничений высотности застройки. Указывает на допустимость размещения одиночных объектов, высота которых превышает расчетные ограничения четвертой подзоны.

В письменных отзывах на кассационную жалобу департамент и АО «Хабаровский аэропорт» просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

В соответствии со статьей 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены либо изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является застройщиком, осуществляющим строительство объекта «Многоквартирный жилой дом по ул. Уфимская в г. Хабаровске». Размещение указанного объекта планируется на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0040817:904.

27.09.2021 ООО «СЗ «ТАЛАН-РЕГИОН-19» обратилось в департамент с заявлением от 23.09.2021 № 0133-21-Т19 о выдаче разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом по ул. Уфимская в г. Хабаровске».

По итогам рассмотрения данного заявления департаментом принято решение, выраженное в письме от 30.07.2021 № 01-71/9144, об отказе в выдаче испрашиваемого разрешения на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ, мотивированное отсутствием решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: по данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040817:904 находится на приаэродромной территории аэропорта Хабаровска (Новый), подзона 4 в двух секторах: максимальная высота застройки в секторе 36 составляет 127,24 м.; максимальная высота застройки в секторе 37 составляет 129,42 м. При этом объект капитального строительства превышает установленное ограничение в секторах 36, 37 подзоны 4. Высота 1 секции дома составляет ? 140,08 м., высота второй секции дома – ? 136,61 м. Сведения о соответствии проектируемого объекта ограничениям, установленным для приарэдромной территории аэродрома Хабаровск (Новый), в представленной проектной документации отсутствуют.

Полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 30.07.2021 № 01-71/9144, является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений статей 198, 200 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух условий: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.

При этом следует учитывать, что законность оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства устанавливается в соответствии с положениями градостроительного законодательства, действующими на момент принятия указанного решения.

Исходя из статьи 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании пункта 2.2 административного Регламента, утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 23.12.2010 № 4101, подготовку и выдачу разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории городского округа «Город Хабаровск» осуществляет департамент.

Порядок выдачи разрешения на строительство регулируется статьей 51 ГрК РФ, в соответствии с положениями которой разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (часть 1); разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 ГрК РФ. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).

В главе XIX Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено специальное регулирование для земель, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.

Согласно статье 104 ЗК РФ такие зоны устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства (пункт 1).

Статьей 105 ЗК РФ предусмотрена возможность установления ограничений использования земельных участков путем установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе приаэродромной территории (пункт 8).

В силу пунктов 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. В частности, в четвертой подзоне запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно подпункту «в» пункта 2 которых решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 23.06.2020 №598-П утверждена приаэродромная территория аэродрома Хабаровск (Новый).

Согласно части 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Частью 4 статьи 106 ЗК РФ предусмотрено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040817:904 на котором планируемся размещение объекта, в отношении которого подано заявления о выдаче разрешения на строительство расположен в приаэродромной территории аэродрома Хабаровск (Новый): в подзоне 3, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает 224,3 м. Срок действия ограничений установлен с 28.07.2021; в подзоне 4, сектор 36, в котором ограничения по высотности застройки составляет 127,24 м. Срок действия ограничений установлен с 11.05.2021; в подзоне 4, сектор 37, в котором ограничения по высотности застройки составляет 129,42 м. Срок действия ограничений установлен с 27.05.2021.

Из чего следует, что на момент обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство сведения о границах приаэродромной территории были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, равно как и ограничения по высотности объекта в пределах указанных границ внесены в ЕГРН.

Согласно материалам дела проектной документацией предусмотрено, что высота первой секции объекта составляет около 140,08 м, высота второй секции около 136,61 м.

Таким образом, суды правомерно установили, что высота проектируемого объекта капитального строительства превышает установленные ограничения в секторах 36, 37 подзоны 4 приаэродромной территории аэродрома Хабаровск (Новый).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание тот факт, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило непредставление заявителем с заявлением о выдаче разрешения на строительство документов, подтверждающих соответствие проектируемого объекта ограничениям, установленным для приаэродромной территории аэродрома «Хабаровск (Новый)», суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями градостроительного законодательства, действующего на момент принятия оспариваемого отказа, обоснованно пришли к выводу о том, что он не противоречит положениям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного довод общества о том, что информация о расположении земельного участка в границах приаэродромной территории не должна была быть указана в проектной документации, отклонены судебными инстанциями, поскольку в соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ и подпункта «п» пункта 12 постановления Правительства № 87 в проектной документации, в том числе в графической части должен содержаться ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных ГрК РФ. Пунктом 8 статьи 105 ЗК РФ, как указывалось выше, приаэродромная территория отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий. Следовательно, приаэродромная территория подлежит отражению в проектной документации.

Вместе с тем, само по себе отсутствие в проектной документации указаний на расположение проектируемого объекта в приаэродромной территории не явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку в рассматриваемом случае застройщиком не соблюдена обязанность по соблюдению ограничений в использовании земельного участка ввиду его расположения в границах приаэродромной территории.

В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу № 310-КГ17-15291 сформулирована правовая позиция, согласно которой при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Приказом Росавиации от 16.12.2021 № 964-П внесены изменения в приложение к приказу Росавиации от 23.06.2020 № 598-П «Об установлении приарэдромной территории Хабаровск (Новый)», которым установлены новые ограничения высот. С учетом указанных изменений, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040817:904 находится в секторе 265 подзоны 4, где установлены ограничения: по ближней зоне – 164,8 м, по дальней – 169,2 м.

Однако соответствующие изменения внесены после принятия департаментом оспариваемого решения, в связи с чем правомерно не учтены судебными инстанциями при оценке законности этого решения.

Доводы о необоснованном отклонений судом расчетов истца в отношении допустимых отклонений от ограничений высотности застройки, основанных на письме Росавиации от 27.11.2020 № исх. 47904/04 отклонены судами по мотиву того, что подготовка проекта приаэродромной территории, расчет границ приаэродромной территории относится к исключительной компетенции оператора аэродрома, а утверждение приаэродромной территории является полномочием Федерального агентства воздушного транспорта (статья 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Кроме этого, после утверждения приказа Росавиации от 16.12.2021 № 964-П, которым установлены новые ограничения высот в границах приаэродромной территории аэропорта Хабаровск (Новый), департаментом выдано ООО «СЗ «ТАЛАН-РЕГИОН-19» разрешение на строительство от 17.12.2021 № 27-23-101-2021, которое приобщено к материалам дела.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о том, что оспариваемый отказ департамента в выдаче разрешения на строительство от 30.09.2021 № 01-71/9144 не противоречит положениям действующего на момент его принятия законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 № 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 № 307-ЭС16-8149.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

На основании пункта 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 3 000 руб.

Соответственно, государственная пошлина за рассмотрение настоящей кассационной жалобы составляет 1 500 руб.

Поскольку обществом при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 25.05.2022 № 200 уплачено 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.01.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу № А73-16017/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «ТАЛАН-РЕГИОН-19»излишне уплаченную платежным поручением от 25.05.2022 № 200 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи А.И. Михайлова

И.В. Ширяев