ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2936/20 от 10.11.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

ноября 2020 года                                                                    № Ф03-2936/2020

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен ноября 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Яшкиной Е.К.

судей Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи          Малютиной Н.Ю.

при участии:

от истца: представители ФИО1 по доверенности от 27.12.2019            № 31, ФИО2 по доверенности от 24.03.2020 № 08;

от ответчика: представители ФИО3 по доверенности от 30.05.2019 № 17, ФИО4 по доверенности от 08.05.2020;

от УФНСпо Хабаровскому краю: ФИО5 –представитель по доверенности от 22.01.2020 № 18-11/00757

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети», Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

на решение от 29.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020

по делу №  А73-8383/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района

к обществу с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети»

о взыскании 28 911 400,59 руб.

   УСТАНОВИЛ:

Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее – Управление ЭТИК и КХ, Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (далее – ООО «Советско-Гаванские теплосети», Общество) о взыскании 28 911 400,59 руб. в качестве излишне перечисленной субсидии в целях компенсации убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Решением суда от 29.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020, иск удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «СГТС», а также Управление федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС по Хабаровскому краю), будучи уполномоченным органом в деле о банкротстве ООО «СГТС», обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и апелляционное постановление отменить.

ООО «СГТС» в своей кассационной жалобе и дополнениях к ней, приводит доводы о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку требования Управления, касающиеся предоставления субсидии за период январь-июнь 2018 года уже являлись предметом рассмотрения в деле № А73-15769/2018. Кроме того, заявитель указал на неустановление судами фактического получения ООО «СГТС» истребуемых в рамках настоящего дела денежных средств в качестве субсидии.

По мнению УФНС по Хабаровскому края, с учетом принятия судом определением от 05.02.2019 по делу № А73-1625/2019 заявления о признании ООО «СГТС» несостоятельным (банкротом) и введением определением от 30.04.2019 процедуры наблюдения, рассматриваемые в настоящем деле исковые требования, затрагивающие период 2017 - 2018 годы, должны были быть предъявлены к должнику в порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Определением от 13.10.2020 рассмотрение кассационных жалоб откладывалось, после чего в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Захаренко Е.Н. на судью Ширяева И.В.

В судебном заседании представители ответчика и УФНС по Хабаровскому краю доводы своих кассационных жалоб поддержали в полном объеме, дав по ним пояснения. Против позиции заявителей жалоб выступил представитель истца и просил оставить кассационные жалобы без удовлетворения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не усмотрел.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между Управлением ЭТИК и КХ (главный распорядитель средств районного бюджета) и ООО «Советско-Гаванские теплосети» (получатель) 22.01.2018 (с учетом дополнений от 24.04.2018) заключено соглашение о предоставлении из районного бюджета субсидии ООО «Советско-Гаванские теплосети» на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению № 5.

Предметом соглашения является предоставление из районного бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещения убытков получателя, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.

В соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения главный распорядитель средств районного бюджета обязался осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе в части достоверности представляемых получателем в соответствии с настоящим соглашением сведений, путем проведения проверок.

В случае установления факта нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, главный распорядитель направляет получателю акт проверки с требованием об обеспечении возврата субсидии в районный бюджет в сумме установленных нарушений (пункт 4.1.6).

Согласно пунктам 4.3, 4.3.2, 4.3.5 соглашения, получатель обязался представлять главному распорядителю документы, установленные пунктом 3.1.2 соглашения и направлять по запросу главного распорядителя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.2.3 соглашения, в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного запроса; в случае превышения фактического финансирования по субсидии по сравнению с расчетом объема средств на возмещение убытков, возвращать по письменному требованию главного распорядителя излишне полученные денежные средства на лицевой счет главного распорядителя.

На основании приказа от 09.08.2018 № 21 комиссией в составе специалистов Управления ЭТИК и КХ, а также специалиста органа муниципального финансового контроля - заведующего сектором финансового контроля Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района была проведена плановая выездная проверка объекта контроля - ООО «Советско-Гаванские теплосети» по вопросу предоставления из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период 2017 год и январь - июнь 2018 года и соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий объектом контроля в соответствии с программой проведения проверки.

В рамках проведения проверки Управление ЭТИК и КХ неоднократно запрашивало у ООО «Советско-Гаванские теплосети» документы, подтверждающие объем отпущенной тепловой энергии исполнителям услуг (письма от 22.08.2018 № 02-17-250, от 29.08.2018 № 02-17-261).

По результатам проверки составлен акт от 27.09.2018.

В ходе проверки с учетом представленных документов выявлено необоснованное получение ООО «Советско-Гаванские теплосети» за 2017-2018 годы субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 28 911 400,59 руб. за объем тепловой энергии                       11 813,639 Гкал, в том числе: за 2017 год в сумме 18 149 087,96 руб. за объем тепловой энергии 7 415,994 Гкал; за 2018 год в сумме 10 762 312,63 руб. за объем тепловой энергии 4 397,645 Гкал.

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, с учетом заключения от 18.10.2018 по акту проверки, 08.11.2018 Управление ЭТИК и КХ направило в адрес ООО «Советско-Гаванские теплосети» представление об устранении выявленных нарушений по акту проверки от 27.09.2018, которым в срок до 16.11.2018 было предписано: в строке 16 раздела 2 формы 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь - июнь 2018 года «Фактические объемы финансирования из бюджетов всех уровней всего» отразить финансирование на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в сумме                      206 046 148,31 руб. (уведомление от 28.02.2018) и 57 863 270 руб. (уведомление от 28.02.2018), и представить уточненный отчет в Управление ЭТИК и КХ; подписать и направить в Управление ЭТИК и КХ подписанный экземпляр акта сверки по субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период с 01.01.2018 по 30.09.2018.

Также Управление направило в адрес Общества требование о возврате средств субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, необоснованно представленной за период 2017-2018 годов в соответствии с актом проверки от 27.09.2018 № 02-14-390, которым в течение 20 дней с момента получения требования ответчику было предложено осуществить возврат необоснованно полученной субсидии за 2017-2018 в сумме 28 911 400,59 руб. за объем тепловой энергии                          11 813,639 Гкал.

Полагая, что неисполнение ответчиком требования по возврату необоснованно полученных средств привело к возникновению у Управления ЭТИК и КХ убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен законом Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» (далее – Закон № 222).

Согласно статьям 2, 3 данного Закона возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.

Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду (пункт 1 статьи 4 Закона № 222).

Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 150.

В свою очередь, применительно к рассматриваемому периоду постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района от 01.06.2017 № 511 утвержден Порядок предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок № 511).

В соответствии с пунктом 2 этого Порядка целью предоставления субсидии является возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения. Субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на другие цели.

Согласно пункту 3 Порядка № 511 главным распорядителем бюджетных средств является Управление ЭТИК и КХ, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель).

В силу пункта 8.3 Порядка № 511 получатель субсидии в целях получения субсидии ежегодно заключает с главным распорядителем соглашение о предоставлении субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Субсидии подлежат возврату получателем субсидии в бюджет муниципального района в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (пункт 10).

Пунктом 11 указанного Порядка предусмотрено, что факт нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидий, устанавливается актом проверки главного распорядителя и органа муниципального финансового контроля. Периодичность проведения проверок - не реже одного раза в год.

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 511 в течение 5 рабочих дней акт проверки направляется получателю субсидии с требованием о возврате полученных субсидий в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в сумме установленных нарушений. В течение 20 дней с момента получения акта проверки получатель субсидии осуществляет возврат денежных средств главному распорядителю.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела № А73-20825/2018 (по проверке законности вынесенного Управлением ЭТИК и КХ представления об устранении выявленных нарушений по акту проверки от 27.09.2018 и требования о возврате необоснованно полученной субсидии за 2017-2018 в сумме 28 911 400,59 руб. за объем тепловой энергии 11 813,639 Гкал), судебные инстанции признали установленным необоснованное получение ответчиком за 2017-2018 годы субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 28 911 400,59 руб. за объем тепловой энергии 11 813,639 Гкал, в том числе: за 2017 год в сумме 18 149 087,96 руб. за объем тепловой энергии 7 415,994 Гкал; за 2018 год в сумме                       10 762 312,63 руб. за объем тепловой энергии 4 397,645 Гкал.

Как следствие, суды пришли к единому мнению об удовлетворении требования истца, обязав ответчика возвратить сумму переплаты по субвенциям.

Обсудив доводы ответчика о тождественности исковых требований рассматриваемого дела, предметом которого является взыскание необоснованно полученной субсидии, и дела № А73-15769/2019, в рамках которого в пользу Управления взыскана переплата по предоставленной  Обществу субсидии в целях компенсации «выпадающих доходов» в период 01.01.2018 по 31.07.2018, суд апелляционной инстанции, указав в том числе на различия в их основаниях, признал их несостоятельными, что в полной мере согласуется с конкретными обстоятельствами указанных дел.

Такие выводы судебных инстанций соответствует представленной в деле доказательственной базе, отражающей финансовые расчеты по субвенциям ответчика в спорный период, а также нарушениям, выявленным в ходе проведения Управлением проверки и составления по её результатам акта, законность которого являлась проверялась в судебно-арбитражном деле № А73-20825/2018. Правовых оснований не согласиться с такими выводами судов у суда округа не имеется.

Доводы кассационных жалоб, касающиеся обстоятельств дела и представленных в дело доказательств, в том числе касательно исследования фактического получения ООО «СГТС» истребуемых в рамках настоящего дела денежных средств в качестве субсидии, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по существу касаются фактической стороны спора и направлены на переоценку исследованных судами доказательств по делу, что на стадии кассационного производства недопустимо в силу норм главы 35 АПК РФ.

Доводы УФНС по Хабаровскому краю о том, что рассматриваемые исковые требования подлежали оставлению без рассмотрения, ввиду необходимости их рассмотрения в рамках дела о банкротстве ответчика, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов. По смыслу разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», рассмотрение судом исковых заявлений о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, подлежащих оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ (реестровые требования – что имело место в спорной ситуации) и принятие по ним решения по существу само по себе не препятствует в дальнейшем включению соответствующего требования в реестр, с учетом абзаца 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве и пункта 24 настоящего Постановления.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций по правилам главы 7 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств с правильным применением соответствующих норм материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, правовых оснований для их отмены у суда округа не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по делу № А73-8383/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Е.К. Яшкина    

Судьи                                                                                        С.Ю. Лесненко    

                                                                                                   И.В. Ширяев