АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2019 года № Ф03-2937/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, М.Ю. Ульяновой
при участии:
от краевого государственного казанного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог» - ФИО1, представитель по доверенности б/н от 18.03.2019 (до перерыва)
от министерства природных ресурсов Хабаровского края – ФИО2, представитель по доверенности от 13.12.2018 № 123.50-31618 (до перерыва)
от общества с ограниченной ответственностью «Нижнеамурский ЛПХ» - ФИО3, представитель по доверенности от 08.11.2018 № 75 (до и после перерыва)
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства природных ресурсов Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019
по делу № А73-14707/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции – судьи Е.А. Швец, И.А. Мильчина, А.П. Тищенко
по заявлению краевого государственного казанного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог»
к министерству природных ресурсов Хабаровского края
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка с кадастровым номером 27:16:0020516:417, оформленного письмом от 18.06.2018 № 12.3.50-15175; об обязании принять решение о предоставлении земельного участка
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Нижнеамурский ЛПХ»
Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680011, <...>, лит. А; далее - КГКУ «Хабаровскуправтодор», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к министерству природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>; далее – министерство, уполномоченный орган) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка в Ульчском муниципальном районе, оформленного письмом от 18.06.2018 № 12.3.50-15175, об обязании министерства в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения подготовить в соответствии с Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр, проект распоряжения Правительства Хабаровского края о предоставлении КГКУ «Хабаровскуправтодор» в безвозмездное пользование лесного участка с кадастровым номером 27:16:0020516:417, площадью 28,05 га (280 572 кв.м), расположенного в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края в кварталах № 104 [выделы 29 (часть), 30 (часть), 32 (часть), 34 (часть), 35 (часть)], № 105 [выделы 10 (часть), 12 (часть), 15 (часть), 17 (часть), 18 (часть), 24-26 (части)], № 283 [выделы 11 (часть), 13 (часть)], № 297 [выделы 4 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 10-13 (части), 18 (часть), 38 (часть), 39 (часть)], № 299 [выделы 11 (часть), 12 (часть), 14-19 (части), 21 (часть), 37-39 (части)], № 300 [выделы 21 (часть), 22 (часть), 25 (часть), 26 (часть), 28 (часть), 35-38 (части), 47 (часть)], № 301 [выделы 30 (часть), 32 (часть), 34 (часть)], № 318 [выделы 7 (часть), 13 (часть), 20 (часть), 21 (часть)], № 319 [выделы 2 (часть), 10 (часть), 11 (часть), 30 (часть)] Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества, сроком на 11 месяцев 27 дней, с целью реконструкции линейного объекта «Автомобильная дорога «с. Селихино - г. Николаевск-на-Амуре на участке км 446 - км 460» с переходным типом дорожного покрытия в составе линейного объекта «Автомобильная дорога «с. Селихино - г. Николаевск-на-Амуре» (участок от 165+000 м до км 547-751 м)» (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью «Нижнеамурский ЛПХ» (далее – ООО «Нижнеамурский ЛПХ», общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 указанное решение отменено, заявленные требования удовлетворены, судом признано незаконным решение об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка в Ульчском муниципальном районе, оформленное письмом от 18.06.2018 № 12.3.50-15175, с обязанием министерства в установленные законом сроки принять решение о предоставлении КГКУ «Хабаровскуправтодор» в безвозмездное пользование лесного участка с кадастровым номером 27:16:0020516:417, площадью 28,05 га (280 572 кв.м), расположенного в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края в кварталах № 104 [выделы 29 (часть), 30 (часть), 32 (часть), 34 (часть), 35 (часть)], № 105 [выделы 10 (часть), 12 (часть), 15 (часть), 17 (часть), 18 (часть), 24-26 (части), № 283 [выделы 11 (часть), 13 (часть)], № 297 [выделы 4 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 10-13 (части), 18 (часть), 38 (часть), 39 (часть)], № 299 [выделы 11 (часть), 12 (часть), 14-19 (части), 21 (часть), 37-39 (части)], № 300 [выделы 21 (часть), 22 (часть), 25 (часть), 26 (часть), 28 (часть), 35-38 (части), 47 (часть)], № 301 [выделы 30 (часть), 32 (часть), 34 (часть)], № 318 [выделы 7 (часть), 13 (часть), 20 (часть), 21 (часть)], 319 [выделы 2 (часть), 10 (часть), 11 (часть), 30 (часть)] Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества, сроком на 11 месяцев и 27 дней, с целью реконструкции линейного объекта «Автомобильная дорога «с. Селихино – г. Николаевск-на-Амуре на участке км 446 – км 460» с переходным типом дорожного покрытия в составе линейного объекта «Автомобильная дорога «с. Селихино – г. Николаевск-на-Амуре» (участок от 165+000 м до км 547-751 м)».
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, министерство просит апелляционное постановление от 15.04.2019 отменить в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам спора и материалам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В жалобе заявитель приводит доводы о том, что в рамках осуществления предоставленных полномочий при рассмотрении заявления КГКУ «Хабаровскуправтодор» министерством установлено, что испрашиваемый лесной участок обременен правом аренды ООО «Нижнеамурский ЛПХ» по договору от 16.01.2009 № 0173/2008 для целей заготовки древесины. Кроме того, на лесном участке расположен линейный объект, не связанный с лесной инфраструктурой – дорога. В этой связи считает, что содержание поданного заявления не соответствовало требованиям, установленным пунктом 2.6 раздела 2 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в безвозмездное пользование, утвержденного приказом Минприроды России от 25.10.2016 № 559 (далее - Административный регламент). При таких обстоятельствах уполномоченным органом правомерно на основании абзаца седьмого пункта 2.13 раздела 2 Административного регламента отказано в предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка заявителю. Обращает внимание на то, что министерство не наделено полномочиями по принятию решений о представлении лесных участков в безвозмездное пользование, на что указано в обжалуемом постановлении в качестве восстановления права заявителя, поскольку оно рассматривает материалы и готовит проекты решений Правительства Хабаровского края.
В отзыве на кассационную жалобу КГКУ «Хабаровскуправтодор», возражая относительно изложенных в ней доводов, просит жалобу оставить без удовлетворения, при этом полагает апелляционное постановление подлежащим изменению с учетом заявления учреждения об уточнении требований: обязать министерство в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения подготовить в соответствии с Регламентом Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр, проект распоряжения Правительства Хабаровского края о предоставлении КГКУ «Хабаровскуправтодор» в безвозмездное пользование испрашиваемого лесного участка.
ООО «Нижнеамурский ЛПХ» в отзыве на кассационную жалобу указало, что судом не проанализированы имеющиеся ограничения по использованию лесного участка; полагает, что в рассматриваемой ситуации имеется нарушение прав общества ввиду невозможности ведения деятельности, связанной с лесозаготовкой; считает, что судом неправомерно не применены статья 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), абзац седьмой пункта 2.13 раздела 2 Административного регламента, в связи с чем просило отменить постановление от 15.04.2019.
В судебном заседании суда кассационной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 30.07.2019. Представители участвующих в деле лиц поддержали свои позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, дав суду пояснения.
Проверив законность апелляционного постановления от 15.04.2019 с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав мнения присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
По материалам дела установлено, что в оперативном управлении КГКУ «Хабаровскуправтодор» находится сооружение «Автомобильная дорога «с. Селихино - г. Николаевск-на-Амуре» (участок от км 165+000 м до км 547+751 м)», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 16.04.2018.
В целях организации работ по реконструкции данной автомобильной дороги на участке км 446 - км 460, учреждение со ссылкой на пункт 2 статьи 39.10, статью 39.17 ЗК РФ обратилось в Правительство Хабаровского края с заявлением от 01.06.2018 № 3292-10 о предоставлении в безвозмездное пользование лесного участка площадью 28,05 га (280 527 кв.м), расположенного в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края в кварталах № 104 [выделы 29 (часть), 30 (часть), 32 (часть), 34 (часть), 35 (часть)], № 105 [выделы 10 (часть), 12 (часть), 15 (часть), 17 (часть), 18 (часть), 24-26 (части), № 283 [выделы 11 (часть), 13 (часть)], № 297 [выделы 4 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 10-13 (части), 18 (часть), 38 (часть), 39 (часть)], № 299 [выделы 11 (часть), 12 (часть), 14-19 (части), 21 (часть), 37-39 (части)], № 300 [выделы 21 (часть), 22 (часть), 25 (часть), 26 (часть), 28 (часть), 35-38 (части), 47 (часть)], № 301 [выделы 30 (часть), 32 (часть), 34 (часть)], № 318 [выделы 7 (часть), 13 (часть), 20 (часть), 21 (часть)], 319 [выделы 2 (часть), 10 (часть), 11 (часть), 30 (часть)] Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества, сроком на 11 месяцев 27 дней.
По результатам рассмотрения заявления письмом от 18.06.2018 № 12.3.50-15175 министерство отказало учреждению в предоставлении испрашиваемого лесного участка по основаниям, предусмотренным абзацами третьим, седьмым пункта 2.13 раздела 2 Административного регламента, с указанием на наличие обременения части лесного участка в кварталах № 283 [выделы 11 (часть), 13 (часть)], № 297 [выделы 4 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 10-13 (части), 18 (часть), 38 (часть), 39 (часть)] Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества правом аренды ООО «Нижнеамурский ЛПХ» по договору аренды от 16.01.2009 № 0173/2008 для целей заготовки древесины; отсутствие сведений о наличии прав учреждения на дорогу, расположенную в квартале № 105 (выдел 26 (часть) Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества.
КГКУ «Хабаровскуправтодор», считая отказ министерства в предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование незаконным и нарушающим его права в сфере его предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о невозможности предоставления учреждению в безвозмездное пользование испрашиваемого лесного участка ввиду наличия обременения правами третьего лица в кварталах 283 [выделы 11 (часть), 13 (часть)], 297 [выделы 4 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 10-13 (части), 18 (часть), 38 (часть), 39 (часть)] Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, апелляционный суд, повторно рассматривая настоящий спор, исходил из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно части 5 статьи 71 ЛК РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
С учетом положений подпункта 2 пункта 2 статьи 39.9, подпункта 1 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) на срок до одного года.
Апелляционным судом установлено, что учреждение, являясь государственным заказчиком по объектам строительства, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края, с целью реконструкции линейного объекта «Автомобильная дорога «с. Селихино - г. Николаевск-на-Амуре на участке км 446-км 460» с переходным типом дорожного покрытия в составе линейного объекта «Автомобильная дорога «с.Селихино - г.Николаевск-на-Амуре» (участок от км 165+000 до км 547+751)», реализовало свое право и обратилось в министерство с заявлением о предоставлении лесного участка общей площадью 28,05 га в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктами 1 и 13 части 1 статьи 24 ЛК РФ заготовка древесины, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов являются видами использования лесов.
В этой же статье отражено, что леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей.
По правилам части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
В пункте 4 части 1 названной нормы закреплено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу частей 2, 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Частью 4 статьи 45 ЛК РФ определено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Согласно пункту 3 Правил использования лесов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных в соответствии с требованиями части 5 статьи 45 ЛК РФ приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 ЛК РФ для строительства линейных объектов.
Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ЛК РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 2111/10, системное толкование норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Установлено, что испрашиваемый лесной участок частично находится в границах лесного участка, предоставленного ООО «Нижнеамурский ЛПХ» в аренду для заготовки древесины. В свою очередь, заявитель предполагает использовать спорный лесной участок для реконструкции автомобильной дороги (линейный объект).
Принимая во внимание, что деятельность заявителя по выполнению работ, связанных с реконструкцией линейного объекта, является самостоятельным видом лесопользования, отличным от заготовки древесины, которым занимается названное общество, апелляционнаяколлегия пришла к выводу о возможном использовании спорного лесного участка несколькими лесопользователями.
Коллегией также принято во внимание, что ранее этот же лесной участок уже предоставлялся министерством учреждению в безвозмездное пользование для аналогичной цели на основании договора безвозмездного пользования лесным участком от 10.11.2016 № 7-250/2016/БСП.
Кроме того, судом учтено, что КГКУ «Хабаровскуправтодор» имеет Проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу и утвержденный приказом управления лесами Хабаровского края от 23.09.2016 № 904П, согласно пункту 4.2 которого заявителем были запроектированы рубки лесных насаждений в квартале № 297 (части выделов 8, 13, 18).
В акте приема-передачи лесного участка от 05.02.2018 зафиксировано, что древесина в квартале № 297 на площади, занятой реконструируемой автомобильной дорогой, вырублена еще в 2017 году в ходе расчистки полосы отвода. Данное обстоятельство также подтверждается актом проверки объемов и породного состава вырубленной древесины от 11.04.2017, ведомостью материально-денежной оценки ликвидной древесины.
Следовательно, как верно отмечено судом, даже подав лесные декларации, подтверждающие намерение лица использовать лесной участок в соответствии с проектом освоения лесов, ООО «Нижнеамурский ЛПХ» не смогло бы осуществить вырубку лесных насаждений на территории, непосредственно занятой реконструируемой автомобильной дороги, в виду их отсутствия.
Рассматривая другое основание обжалуемого отказа уполномоченного органа об отсутствии сведений о наличии прав учреждения на дорогу, расположенную в квартале № 105 [выдел 26 (часть)] Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества, апелляционная коллегия исходила из следующего.
В пункте 2.6 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Между тем представление заявителем сведений о его правах на те или иные объекты, расположенные на испрашиваемом лесном участке, Административным регламентом не предусмотрено.
Согласно пункту 2.9 Административного регламента запрещается требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, и Административным регламентом.
Из заявления КГКУ «Хабаровскуправтодор» от 01.06.2018 № 3292-10 следует, что учреждение указало цель использования испрашиваемого лесного участка – реконструкция линейного объекта, вид использования – безвозмездное пользование, срок использования лесного участка – 11 месяцев 27 дней. Таким образом, заявитель обосновал цели, вид и срок использования лесного участка, который испрашивался в безвозмездное пользование, что соответствует абзацу третьему пункта 2.13 Административного регламента.
Доказательства наличия прав третьих лиц в отношении указанной дороги в материалы дела не представлены; доводов об этом не приведено.
Кроме того, управление лесами Правительства Хабаровского края письмом от 22.03.2018 № 02-25/4082 на обращение учреждения сообщило, что не возражает в пересечении лесной дороги объектом «Автомобильная дорога Селихино - Николаевск-на-Амуре» на участке км 446 – км 460 на территории Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества в квартале № 105 [выдел 26 (часть)] Богородского участкового лесничества Ульчского лесничества.
В этой связи суд сделал обоснованный вывод, что оспариваемый отказ министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем принятое им решение подлежит отмене.
Пунктом 2.3 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является принятие решения уполномоченным органом о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в безвозмездное пользование и заключение договора о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в безвозмездное пользование либо отказ в предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование и возврат заявителю представленных документов.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции правильно применена восстановительная мера в виде обязания министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем обязания принять решение о предоставлении учреждению испрашиваемого лесного участка.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение публичного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность именно соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
В этой связи суд кассационной инстанции отмечает, что апелляционный суд изучил те доводы и обстоятельства, которые были положены в основу оспариваемого отказа, дал им правильную оценку, в связи с чем принял надлежащую восстановительную меру.
При таких обстоятельствах доводы сторон по данному вопросу, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее со ссылкой на положения Регламента Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр, подлежат отклонению кассационной инстанции в силу изложенного.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы фактически представляют собой ранее сформированную позицию по делу, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда апелляционной инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку апелляционным судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к рассматриваемым отношениям сторон, установлены все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, то основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2019 по делу № А73-14707/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Гребенщикова
Судьи С.И. Гребенщиков
М.Ю. Ульянова