АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
08 октября 2020 года № Ф03-2970/2020
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Черняк Л.М.
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 24.04.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020
по делу № А73-3068/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Межпоселенческого муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Вострецова, д. 4, с. Аян, Аяно-Майский р-н, Хабаровский край, 682571)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Фрунзе, д. 70, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)
опризнании незаконным и отмене постановления
установил: межпоселенческое муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» (далее – ММУП «Коммунальник», предприятие) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 13.02.2020г. № 56-ю о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Хабаровского края в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением от 24.04.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020, заявленное требование удовлетворено, постановление признано незаконным и отменено.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе комитета полагающего, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что объектом совершенного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного регулирования цен и тарифов (в сфере теплоснабжения), в связи с чем в данном случае применению подлежит годичный срок привлечения к административной ответственности. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику.
ММУП «Коммунальник» отзыв на кассационную жалобу не представил.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, данных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», кассационные жалобы на решения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве и дополнениях к ним, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и требований процессуального законодательства, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ММУП «Коммунальник» осуществляет вид деятельности «тепловая энергия», данная деятельность относится к деятельности субъектов естественных монополий и регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях».
По результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическим лицом в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) Комитетом установлено, что осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в нарушение Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570, раскрыло с нарушением установленного срока информацию об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг), содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), а также сведения о договорах, заключенных в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении».
31.10.2019 в отношении ММУП «Коммунальник» Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
13.02.2020 комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено постановление № 56-ю о привлечении АО ММУП «Коммунальник» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Между тем, суды установили, что объектом посягательства правонарушения является нарушение установленного порядка управления, постановление вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности, установленной статьей 4.5 КоАП РФ, удовлетворили заявленные требования и признали оспариваемое постановление от 13.02.2020 № 56-ю незаконным.
Исследовав доводы жалобы и представленные доказательства, суд кассационной инстанции полагает судебные акты принятыми с нарушением норм материального права, вследствие чего подлежащими отмене в силу следующего.
Часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за нарушение сроков раскрытия информации должностными лицами теплоснабжающих организаций, обеспечивает соблюдение предусмотренной частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» обязанности теплоснабжающих организаций раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями. При этом в силу части 1 статьи 4.5 данного Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о теплоснабжении составляет один год, исчисляемый со дня совершения соответствующего административного правонарушения.
Соответственно, выводы судов об объекте посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности, сделаны без учета специальной нормы права, устанавливающей обязанность теплоснабжающей организации. В этой связи ссылка судов в оспариваемых судебных актах на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 823-О, неправомерна.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
С учетом разъяснений, данных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку - ежегодно до 1 марта текущего года, начинает течь с момента наступления указанного срока, то с учетом годичного срока привлечения к административной ответственности по настоящему правонарушению, постановление вынесено 13.02.2020 - в пределах установленного срока.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 № 1606-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 4.5 и частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Оснований для освобождения лица от административного наказания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, а также применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
Поскольку суды установили фактические обстоятельства дела и не требуется установления новых обстоятельств, однако неправильно применили нормы материального права (часть 2 статьи 288 АПК РФ), суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным отменить решение от 24.04.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по настоящему делу и, не передавая дело на новое рассмотрение, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 24.04.2020 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу № А73-3068/2020 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении требований межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 № 56-ю о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.М. Черняк