ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3042/2021 от 23.06.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2021 года                                                                        № Ф03-3042/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Владхорека»: ФИО1, представитель по доверенности от 27.09.2018;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю: до перерыва - ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021 № 11-17/13; после перерыва - ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2021 № 11-18/17;

рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием системвидеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владхорека»

на решение от 11.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021

по делу №  А51-15568/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владхорека» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Пограничная, д. 12Г,                  оф. 1, г. Владивосток, Приморский край, 690090)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>,                           адрес: ул. Сахалинская, д. 3В, г. Владивосток, Приморский край, 690080)

о признании незаконными решений

установил: общество с ограниченной ответственностью «Владхорека» (далее - заявитель, общество, ООО «Владхорека») обратилось в Арбитражный Приморского края суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю (далее - МИФНС, налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в сообщениях от 06.07.2020 № 1548997 и от 06.07.2020 № 1548823.

Решением суда от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о несогласии с выводом суда о необходимости учитывать только имеющиеся в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 сведения об основном виде деятельности юридического лица. По мнению общества, налоговому органу следовало установить фактически осуществляемый юридическим лицом вид деятельности с учетом представленной в инспекцию налоговой отчетности с указанием кода вида предпринимательской деятельности (010) – «11» - оказание услуг общественного питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что поскольку 50% деятельности общества составляет деятельность по оказанию услуг общественного питания, то на основании приказа от 31.12.2014 № 742 Федеральной службы государственной статистики «О методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (оквэд2) для формирования сводной официальной статистической информации» этот вид экономической деятельности, которой соответствует ОКВЭД-50.10.1, следует считать основным.

Налоговый          орган в письменном отзыве и в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился, считает, что на него не возлагалась обязанность по проверке фактического осуществления деятельности заявителя, полагает обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными, поскольку судами первой и апелляционной инстанций выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем судебные акты отмене не подлежат.

В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители лиц, участвующих в деле, настаивали на своих позициях.

В заседании суда 16.06.2021 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 часов 40 минут 23.06.2021.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей инспекции и общества, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Судами установлено, что при регистрации ООО «Владхорека» основным видом деятельности указан ОКВЭД 47.25 «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах», в качестве дополнительного вида деятельности указана «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживание» (ОКВЭД 50.10.1).

По состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Владхорека» значится «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» (ОКВЭД 47.25), в качестве дополнительных видов деятельности заявлены «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах» (ОКВЭД 47.19), «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (ОКВЭД 56.10), «Подача напитков» (ОКВЭД 56.30).

29.04.2020 в ЕГРЮЛ на основании заявления общества внесены сведения об изменении основного вида деятельности общества на «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» ОКВЭД 56.10.1 (решение о государственной регистрации № 8407А).

Полагая, что является субъектом малого предпринимательства, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции, ООО «Владхорека» 30.06.2020 обратилось в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока с заявлениями № 1 и № 2 о получении субсидии за апрель и май 2020 года, которые были представлены в электронном виде по ТКС по форме из Приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».  

Налоговый орган сообщениями от 06.07.2020 №№ 1548997, 1548823 отказал обществу в предоставлении субсидии в связи с выводом о том, что общество ведет деятельность в отрасли, не относящейся к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Не согласившись с названными решениями инспекции, заявитель 30.10.2020 обратился с жалобой в Управление ФНС по Приморскому краю, которое приняло жалобу к производству, рассмотрело ее по существу и отказало в ее удовлетворении, о чем общество извещено письмом от 23.11.2020 № 13-09/47869@.

Не согласившись с решениями инспекции от 06.07.2020 №№ 1548997, 1548823 об отказе в предоставлении субсидии, полагая, что они нарушают  права общества в предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствуют ему в получении предусмотренных законом преференций, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого суд отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

При этом суды правомерно руководствовались следующим.

На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020                 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации постановлением от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила № 576).

Названные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В Правилах № 576 предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020. Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе, на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

В пункте 3 Правил № 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2: б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данных Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ; д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее - Перечень № 434), в разделе 6 которого указана «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» (ОКВЭД 56).

Установив, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ налогоплательщиком указан вид деятельности – «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» (ОКВЭД 47.25), в то время как Перечень № 434 в качестве наиболее пострадавшей отрасли включает «деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» (ОКВЭД 56), при этом изменения в ЕГРЮЛ налогоплательщика в части указания ОКВЭД 56 «деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» (ОКВЭД 56.10.1) внесены 29.04.2020, то есть после 01.03.2020, суды обоснованно пришли к выводу, что положения Правил             № 576 не подразумевают расширенного толкования либо проверку на фактически осуществляемый вид деятельности (в том числе с использованием данных налоговой отчетности); инспекция не наделена полномочиями по изменению условий предоставления субсидий, а также законодательной инициативой.

Ссылаясь на положения статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, исходя из того, что субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению, с учетом абзаца 2 пункта 1 Правил № 576, предусматривающего определение получателя субсидии в целях названных Правил по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года, а также что соответствие общества иным условиям, поименованным в пункте 3 Правил № 576, налоговым органом не оспаривается, суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконными решений налогового органа об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в сообщениях от 06.07.2020 № 1548997 и от 06.07.2020 № 1548823.

Доводы кассационной жалобы повторяют заявленные доводы апелляционной жалобы и возражений по требованиям общества в суде первой инстанции, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, правомерно отклонены как не обоснованные.

В кассационной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы судов обеих инстанций, при этом они фактически направлены на переоценку выводов судов, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, что согласно статье 286 АПК РФ не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Излишне уплаченная по заявлению государственная пошлина подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу № А51-15568/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Владхорека» из федерального бюджета 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 06.05.2021 № 353 в общей сумме 3 000 рублей.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Л.М. Черняк                        

Судьи                                                                                Н.В. Меркулова              

                                                                                     Е.П. Филимонова