АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
27 июля 2022 года № Ф03-3095/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от акционерного общества Управляющая компания «Аэропорты регионов»: ФИО1, представитель по доверенности от 09.02.2022 № 3245076;
от акционерного общества «ДВ-Инвест»: ФИО2, представитель по доверенности от 19.07.2022 № 009;
от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области: ФИО3, представитель по доверенности от 29.12.2021 № 51;
от общества с ограниченной ответственностью «КрасИнвест»: ФИО4, представитель по доверенности от 23.03.2022 № 148/ИС; ФИО5, представитель по доверенности от 23.03.2022 № 148/ИС;
от общества с ограниченной ответственностью «Новапорт Инвест»: представитель не явился;
от акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск»: ФИО5, представитель по доверенности от 10.10.2021 № 19-2021; ФИО4, представитель по доверенности от 10.10.2021 № 19-2021;
от Акционерного общества «Восточные ворота страны»: ФИО5, представитель по доверенности б/н от 14.02.2022, ФИО4, представитель по доверенности б/н от 14.02.2022;
от Правительства Сахалинской области: ФИО6, представитель по доверенности от 09.12.2021 № 1.2-5956/21;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества Управляющая компания «Аэропорты регионов», акционерного общества «ДВ-Инвест»
на решение от 02.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022
по делу № А59-1372/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества Управляющая компания «Аэропорты регионов» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115054, <...>, этаж 6 пом. № 9), акционерного общества «ДВ-Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693007, <...>, лит. А, пом. 24)
к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693009, <...>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «КрасИнвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 663091, <...>), общество с ограниченной ответственностью «Новапорт Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119146, <...>), акционерное общество «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693014, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, д. Аэропорт), Правительство Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693009, <...>)
о признании недействительным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «ДВ-Инвест» (далее – АО «ДВ-Инвест») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – Министерство) от 23.12.2020 № 1170-р «Об условиях приватизации казны Сахалинской области» с последующими изменениями, а также о признании незаконными действий Министерства по приватизации 100% уставного капитала акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (далее – АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск»), выразившихся в проведении конкурсного отбора и признании победителем конкурсного отбора общество с ограниченной ответственностью «КрасИнвест» (далее – ООО «КрасИнвест»).
В качестве способа восстановления нарушенного права АО «ДВ-Инвест» просило возложить на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения путем отмены процедуры конкурсного отбора.
Акционерное общество Управляющая компания «Аэропорты регионов» (далее – АО УК «Аэропорты регионов») также обратилось в арбитражный суд с аналогичными требованиями к Министерству.
Определением суда от 29.04.2021 дела № А59-1372/2021 и № А59-1388/2021 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объединены для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера № А59-1372/2021.
В качестве третьих лиц к участию в деле судом привлечены ООО «КрасИнвест», общество с ограниченной ответственностью «Новапорт Инвест» (далее – ООО «Новапорт Инвест»), акционерное общество «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (далее – АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск»), Правительство Сахалинской области.
Решением суда от 02.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с неправильным применением норм материального и процессуального права, при не соответствующих установленным обстоятельствам дела выводам, АО УК «Аэропорты регионов» и ООО «ДВ-Инвест» обратились в суд кассационной инстанции с жалобами, в которых просят судебные акты отменить, удовлетворив заявленные по делу требования.
Министерство, Правительство Сахалинской области, ООО «КрасИнвест» и АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» в представленных отзывах просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать, оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, приведенном посредством веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представители АО УК «Аэропорты регионов» и ООО «ДВ-Инвест» поддержали доводы свих кассационных жалоб.
Представители Министерства, Правительства Сахалинской области, ООО «КрасИнвест» и АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» поддержали доводы отзывов на жалобу.
ООО «НовапортИнвест», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения жалоб, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрение кассационных жалоб откладывалось с 14.07.2022 до 26.07.2022.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Сахалинской области от 10.12.2010 № 921-р создано АО «Аэровокзал Южно-Сахалинска», 100% акций которого находятся в собственности Сахалинской области.
С 2017 года общество реализует проект по строительству нового аэровокзального комплекса в г. Южно-Сахалинске, для чего ему выделены бюджетные инвестиции в объеме 7,05 млрд. рублей.
В процессе реализации проекта итоговая стоимость строительства увеличилась до 11,8 млрд. рублей, в связи с чем Правительством Сахалинской области в целях привлечения средств частного инвестора для завершения строительства современного терминала – здания аэровокзала в аэропорту Южно-Сахалинска, отвечающего лучшим мировым критериям и практикам, без направления дополнительных бюджетных средств инициирована процедура приватизации 100% акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинска».
Распоряжением Правительства Сахалинской области от 29.10.2019 № 609-р утвержден прогнозный план приватизации государственного имущества области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в который включена приватизация в 2020 году 70 501 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинска», что составляет 100% уставного капитала, номинальной стоимостью 4 779 262 руб. 79 коп., Министерству поручено обеспечить в установленном порядке реализацию данного прогнозного плана приватизации.
23.12.2020 Министерством принято распоряжение № 1170-р «Об условиях приватизации имущества казны Сахалинской области» (с последующими изменениями в ред. распоряжений от 25.12.2020 № 1198-р, от 21.01.2021 № 19-р, от 01.02.2021 № 38-р, от 22.02.2021 № 101-р), пунктом 1 которого определено приватизировать находящееся в государственной собственности Сахалинской области имущество: 70 501 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинска», что составляет 100% уставного капитала общества, путем внесения в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества, учрежденного победителем конкурсного отбора в соответствии с условиями и порядком, установленными в приложении к распоряжению.
Пунктом 2 данного распоряжения утверждены условия и порядок проведения конкурсного отбора. Цена подлежащего приватизации государственного имущества установлена в размере 6 454 140 руб. на основании отчета об оценке от 09.12.2020 № 670-20 (пункт 3 распоряжения от 23.12.2020 № 609-р).
Пунктом 4 распоряжения предусмотрено два этапа: проведение конкурсного отбора в соответствии с условиями и порядком, утвержденным настоящим распоряжением; заключение по итогам проведенного конкурсного отбора с победителем конкурсного отбора акционерного и инвестиционного соглашения и передача учрежденному победителем конкурсного отбора обществу имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
В соответствии с утвержденными распоряжением Министерства от 23.12.2020 № 1170-р условиями и порядком проведения конкурсного отбора Конкурсной комиссией, с целью привлечения инвестора для завершения строительства аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинска был проведен конкурсный отбор, к участию в котором были допущены три участника – ООО «КрасИнвест», ООО «Новапорт Инвест» и АО «ДВ-Инвест».
В соответствии с протоколом № 3К/2021 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе от 09.03.2021 победителем конкурсного отбора единогласно было признано ООО «КрасИнвест».
Не согласившись с распоряжением Министерства от 23.12.2020 № 1170-р и с действиями по приватизации 100% уставного капитала АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск», выразившимися в проведении конкурсного отбора и признании его победителем ООО «КрасИнвест», посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, АО «ДВ-Инвест» и АО УК «Аэропорты регионов» обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными, незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции не установил нарушений действующего законодательства о приватизации в действиях Министерства. Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Отношения, возникающие при приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Сахалинской области, регулируются Законом Сахалинской области от 06.07.2010 № 73-ЗО «О приватизации государственного имущества Сахалинской области» (далее – Закон № 73-ЗО), в соответствии с частью 1 статьи 4 которого приватизация государственного имущества области осуществляется в соответствии с прогнозным планом приватизации государственного имущества области. Решение об условиях приватизации государственного имущества области принимается в соответствии с прогнозным планом приватизации государственного имущества области уполномоченным органом (часть 1 статьи 5 Закона № 73-ЗО).
По правилам статьи 6 Закона № 73-ЗО приватизация государственного имущества области осуществляется способами, установленными Законом о приватизации, в том числе посредством внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ (пункт 9 части 1 статьи 13 Закона о приватизации).
Частью 4 статьи 14 Закона о приватизации предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
При этом, частью 1 статьи 25 Закона о приватизации установлено, что по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. При этом доля акций акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.
На основании части 2 указанной статьи внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы акционерных обществ может осуществляться: при учреждении акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов акционерных обществ.
Согласно части 3 статьи 25 Закона о приватизации внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
- акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав);
- дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;
- оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 4 статьи 25 Закона о приватизации).
Постановлением администрации Сахалинской области от 09.09.2004 № 138-па утвержден порядок подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Сахалинской области (далее – Порядок № 138-па), согласно пункту 1 которого основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Сахалинской области является прогнозный план приватизации государственного имущества Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка подготовка решений об условиях приватизации государственного имущества Сахалинской области предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации, начальной цены, а также иных необходимых для приватизации имущества сведений. Установление начальной цены осуществляется на основании отчета об оценке государственного имущества Сахалинской области, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Заказчиком по проведению оценщиком оценки государственного имущества Сахалинской области выступает уполномоченный орган в сфере приватизации государственного имущества области (пункт 4 Порядка № 138-па).
В силу пункта 6 Порядка № 138-па решение об условиях приватизации государственного имущества Сахалинской области принимается уполномоченным органом в сфере приватизации государственного имущества области.
В решении об условиях приватизации государственного имущества Сахалинской области должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества); способ приватизации имущества; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения (пункт 7 Порядка № 138-па).
Как установлено судами из материалов дела распоряжение от 23.12.2020 № 1170-р принято Министерством в соответствии с Законом о приватизации, Законом № 73-ЗО и прогнозным планом приватизации государственного имущества области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным распоряжением Правительства Сахалинской области от 29.10.2019 № 609-р, и определяет условия приватизации находящегося в государственной собственности Сахалинской области имущества: 70 501 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинска», что составляет 100% уставного капитала общества, путем внесения в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества, учрежденного победителем конкурсного отбора в соответствии с условиями и порядком, установленными в приложении к распоряжению.
Цена подлежащих приватизации акций установлена в размере 6 454 140 руб. на основании отчета об оценке от 09.12.2020 № 670-20, выполненного в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 условий и порядка проведения конкурсного отбора, утвержденных распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р, цель проведения конкурсного отбора – выбор инвестора, отвечающего общим и квалификационным требованиям, предусмотренным настоящими условиями и порядком конкурсного отбора, предложившего наибольший размер вклада в уставный капитал учреждаемого акционерного общества (далее – СП), последующее увеличение уставного капитала которого обеспечивается путем внесения Сахалинской областью 100% акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск», подлежащих приватизации в качестве оплаты размещаемых дополнительных обыкновенных акций, в результате чего Сахалинская область получит 49% всех обыкновенных голосующих акций в уставном капитале СП, и взявшего обязательства по заключению акционерного соглашения и инвестиционного соглашения с Сахалинской областью.
Соответственно условиями приватизации предусмотрено, что по итогам проведенного конкурсного отбора с победителем конкурсного отбора будут заключены акционерное и инвестиционное соглашения, по условиям которых победитель обязан учредить и зарегистрировать на территории Сахалинской области акционерное общество с первоначальным уставным капиталом в размере в соответствии с предложением победителя, но не менее 6 717 580 руб. и оплатить уставный капитал СП при учреждении денежными средствами. При этом участие Правительства Сахалинской области в учрежденном победителем акционерном обществе обеспечивается путем внесения Сахалинской областью 100% акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск», подлежащих приватизации в качестве оплаты размещаемых дополнительных обыкновенных акций созданного победителем акционерного общества, в результате чего Сахалинская область получит 49% всех обыкновенных голосующих акций в уставном капитале данного акционерного общества.
При создании победителем акционерного общества с даты покупки акций Сахалинской областью, уполномоченным органом с победителем заключается акционерное соглашение с определением прав и обязанностей акционеров по осуществлению управления акционерным обществом и реализации инвестиционного соглашения в целях завершения строительства аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинска.
Проанализировав положений оспариваемого распоряжения применительно к нормам действующего законодательства, судами сделаны выводы о том, что Министерством избран способ приватизации в виде внесения имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, что прямо предусмотрено пунктом 9 части 1 статьи 13 Закона о приватизации, а условия приватизации определены уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с прогнозным планом приватизации, в соответствии с положениями части 4 статьи 14 Закона о приватизации, части 1 статьи 5 Закона № 73-ЗО и пункта 6 Порядка № 138-па.
При этом, избранный Министерством способ приватизации не предусматривает проведение процедуры публичного и конкурентного отбора. Между тем, в спорной ситуации конкурсный отбор проведен в целях недопущения ограничения конкуренции в ходе проведения процедуры приватизации с учетом рекомендаций Парламентских слушаний, проведенных Сахалинской областной Думой 24.07.2020, что также было поддержано письмом ФАС России от 22.12.2020 № МШ/112913/20.
Полномочия Министерства на принятие спорного распоряжения судами установлены на основании части 2 статьи 6 Закона о приватизации, постановления Правительства Сахалинской области от 31.05.2016 № 270 об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, в соответствии с пунктами 1.1, 3.4 которого оно является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по приватизации государственного имущества области, включая подготовку к приватизации, разработку проекта прогнозного плана приватизации государственного имущества области, а также иных проектов нормативных правовых актов Правительства Сахалинской области в сфере приватизации, принятие решений об условиях приватизации, организует и контролирует реализацию плана (программы) приватизации областного государственного имущества на очередной финансовый год и плановый период.
В этой связи суды пришли к обоснованным выводам о соответствии оспариваемого распоряжения требованиям действующего законодательства.
В отношении действий Министерства по проведению конкурсного отбора и признанию победителем ООО «КрасИнвест», суды пришли к следующему.
Порядок проведения конкурсного отбора предусматривал представление участниками предложений, их рассмотрение комиссией и определение победителя, предложившего наибольший размер уставного капитала СП, подлежащего внесению в учреждаемое победителем акционерное общество.
Из материалов дела следует, что заявки на участие в конкурсном отборе поступили от трех лиц – ООО «КрасИнвест», ООО «НовапортИнвест» и АО «ДВ-Инвест». Все три участника признаны соответствующими требованиям условий и порядка проведения конкурсного отбора и допущены к конкурсному отбору. Поскольку наибольший размер вклада уставного капитала СП предложен ООО «КрасИнвест» - 12 500 080 руб., оно обоснованно признано Конкурсной комиссией победителем конкурсного отбора.
При этом судами установлено, что при объявлении конкурсного отбора Министерством обеспечены единые и понятные требования к документации, процедуре участия в конкурсном отборе, критерии отбора участников. Конкурсный отбор участников являлся открытым, необходимость прохождения конкурсного отбора в равной степени распространялась на всех желающих принять участие, поэтому не может оказывать влияние на конкуренцию.
Возражения заявителей в данной части сводятся к нарушению при определении победителя конкурсного отбора требований гражданского законодательства о заключении договора на торгах (пункт 4 статьи 447 ГК РФ), в связи с чем единственный ценовой критерий определения победителя конкурса не отвечает цели его проведения.
Указанные доводы рассмотрены и оценены судами как основанные на неправильном толковании норм права.
Судами верно указано на то, что объектом приватизации в данном случае выступают акции, а не основное средство – недостроенное здание аэровокзала, и конкурсный отбор для получения инвестиций для осуществления работ по строительству здания аэровокзала, в данном случае не проводился.
Конкурсный отбор, проведенный Министерством, являлся не конкурсом или аукционом по смыслу положений Закона о приватизации, а был лишь способом реализации такой формы приватизации как внесение вклада в уставный капитал акционерного общества. В связи с этим, критерием отбора являлся размер вклада акционера будущего общества, в уставный капитал которого будут вноситься акции. При этом, как установлено судами, такой способ определения контрагента был избран Министерством по указанию антимонопольной службы с целью недопущения ограничения конкуренции в ходе проведения процедуры приватизации.
Судами верно указано на то, что критерии проведения такого конкурса нормативно не установлены. Вместе с тем, несогласие АО «ДВ-Инвест» с критерием оценки само по себе не свидетельствует о незаконности порядка проведения конкурсного отбора, тем более, что такое несогласие выражено уже после подведения итогов конкурсного отбора, и при подаче конкурсных предложений не заявлялось.
Суды так же указали на то, что проведение конкурса с единственным ценовым критерием само по себе не может являться основанием для признания оспариваемых действий незаконными, если этот критерий определяет лучшие условия для выбора инвестора для завершения строительства аэровокзального комплекса.
Ссылки заявителей на обязательность проведения приватизации путем проведения конкурса на основании статьи 20 Закона о приватизации правомерно отклонены судами, поскольку в соответствии с условиями приватизации, установленными оспариваемым распоряжением, приватизация акций аэровокзала осуществлялась Министерством не посредством их продажи, а иным предусмотренным Законом о приватизации способом.
Положения статьи 20 Закона о приватизации применяются только к тем случаям, когда приватизация акций производится путем заключения договора купли-продажи, продавцом по которому выступает государство. При этом в отличие от продажи государственного имущества, где государство выступает в качестве продавца, при внесении вклада в уставный капитал акционерного общества государство выступает в качестве покупателя акций акционерного общества, а государственное имущество является неденежной формой оплаты за приобретаемые государством акции.
Ссылки АО «ДВ-Инвест» на аффилированность ООО «КрасИнвест» с группой лиц, под контролем которой находится аэропорт г. Владивостока, в связи с чем в результате признания ООО «КрасИнвест» победителем конкурсного отбора допущено ограничение конкуренции на рынке аэропортовых услуг Дальнего Востока, не приняты судами во внимание как не подтвержденные какими-либо достоверными доказательствами. Кроме того, как указано выше, проведение конкурсного отбора и заключение сделки по приобретению 100% акций аэровокзала компанией, учрежденной победителем конкурсного отбора, было согласовано ФАС России, которая по результатам анализа и оценки состояния конкуренции на рынке аэропортовых услуг, а также определения продуктовых и географических границ затрагиваемых товарных рынков, установила отсутствие угрозы ограничения конкуренции на рынке аэропортовых услуг в Дальневосточном регионе в случае передачи акций аэровокзала в собственность компании, учрежденной победителем конкурсного отбора, равно как и отсутствие такого рынка в географических границах Дальневосточного региона.
Довод АО УК «Аэропорты регионов» о нарушении Министерством принципа открытости процедуры приватизации государственного имущества, не нашли подтверждения представленными доказательствами. Напротив, из материалов дела следует, что приватизация сопровождалась соответствующим информационным обеспечением. Информация о внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации и о принятии распоряжения об условиях приватизации имущества казны Сахалинской области, о приватизации аэровокзала была официально опубликована на официальных сайтах министерства и Правительства Сахалинской области и доступна для ознакомления всех желающих, что подтверждается протоколом осмотра доказательств от 18.11.2021 с приложениями изображений интернет страниц.
Требований о размещении извещений о приватизации, проводимой путем внесения имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, равно как и извещений о конкурсном отборе, проводимом для целей определения со-акционера на портале www.torgi.gov.ru действующее законодательство не содержит.
При этом материалами дела подтверждается, что АО УК «Аэропорты Регионов» активно участвовало в переговорах с органами власти Сахалинской области по поводу приватизации аэровокзала и выражало намерение на участие в процедуре конкурсного отбора, а также было осведомлено об условиях и порядке проведения конкурсных процедур.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ суды пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемые распоряжение и действия Министерства по проведению конкурсного отбора и признанию его победителем ООО «КрасИнвест» были совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в соответствии с предоставленными ему полномочиями и не нарушают права и законные интересы заявителей, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационные жалобы АО УК «Аэропорты регионов» и ООО «ДВ-Инвест» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2022 по делу № А59-1372/2021 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи И.М. Луговая
Т.Н. Никитина