ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3118/19 от 24.07.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2019 года                                                                        № Ф03-3118/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Луговой И.М.

Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.

при участии:

от заявителя: финансового управляющего Фурсова Антона Александровича - Бочарова Дениса Георгиевича – представитель не явился;

от УМВД России по Камчатскому краю – представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу финансового управляющего Бочарова Дениса Георгиевича

на решение от 07.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019

по делу №  А24-1527/2019 Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сакун А.М., в суде апелляционной инстанции судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н.,       Солохина Т.А.

по заявлению финансового управляющего Фурсова Антона Александровича - Бочарова Дениса Георгиевича

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (ОГРН 1084101001852, ИНН  4101123158, адрес (место нахождения): 683017, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,                ул. Ленинградская, д. 126) 

о признании незаконным отказа

Финансовый управляющий Фурсова Антона Александровича – Бочаров Денис Георгиевич (далее – финансовый управляющий, Бочаров Д.Г.) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – управление) о признании незаконным отказа в предоставлении информации, оформленного письмом от 30.01.2019 № 8/1-713, выразившегося в непредставлении сведений о наличии или отсутствии у должника-гражданина судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, а также о привлечении к административной ответственности.

Решением суда от 07.04.2019, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019, финансовому управляющему в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Бочаров Д.Г. обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе финансовый управляющий выражает несогласие с выводами судов, ссылаясь на часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации,  пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ), поскольку считает свои действия при направлении запроса в управление об истребовании сведений о судимости должника допустимыми и обязательными, направленными в защиту прав и законных интересов кредиторов должника; вывод судов об отсутствии у него права на получение информации о частной жизни гражданина считает ошибочным; настаивает на отсутствии ограничений прав арбитражных управляющих в объеме запрашиваемой информации. Кроме того, просит в случае удовлетворения кассационной жалобы взыскать с управления судебные расходы, понесенные при рассмотрении дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.

27.06.2019 от финансового управляющего поступило уведомление, в котором он просил своё требование о предоставлении информации в отношении должника – Фурсова Антона Александровича о наличии (отсутствии) судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, а также сведений о привлечении к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо за фиктивное или преднамеренное банкротство оставить без рассмотрения, сообщая о прекращении своих полномочий в отношении должника в связи с завершением процедуры реализации имущества гражданина.

УМВД России по Камчатскому краю в отзыве на кассационную жалобу доводы финансового управляющего отклонило, считая судебные акты законными и обоснованными, явку представителя, как и податель жалобы, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых решения и постановления, суд кассационной инстанции не находит основания для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2018 по делу                                    № А24-4935/2019 в отношении гражданина Фурсова Антона Александровича него введена процедура несостоятельности (банкротства) - реструктуризация долгов, финансовым управляющим имуществом должника утвержден арбитражный управляющий Бочаров Денис Георгиевич.

Финансовый управляющий направил в УМВД России по Камчатскому краю запрос от 14.01.2019 о наличии (отсутствии) судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, а также сведений о привлечении к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо за фиктивное или преднамеренное банкротство в отношении гражданина Фурсова Антона Александровича.

Письмом от 30.01.2019 № 8/1-713 запрос в отношении Фурсова Антона Александровича возвращен управлением без исполнения в связи с отсутствием правовых оснований предоставления органами внутренних дел Российской Федерации сведений в отношении физических лиц по запросам финансовых управляющих.

Посчитав указанные действия незаконными, Бочаров Д.Г. обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением по правилам статьи 198 АПК РФ.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу, поддержанному апелляционным судом, о том, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы финансового управляющего, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Суд округа, исходя из доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов, которые правомерно приняли во внимание следующее.

Права и обязанности (полномочия) финансового управляющего определены положениями пунктов 7, 8 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ), невыполнение которых является основанием для признания его действий и бездействий незаконными.

Согласно пункту 7 статьи 213.9 Закона № 127-ФЗ финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, в силу пункта 10 статьи 213.9 Закона № 127-ФЗ предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Анализ приведенных положений Закона № 127-ФЗ и Конституции РФ позволил судами прийти к верному выводу о том, что финансовый управляющий, как лицо, действующее в рамках полномочий, предоставленных ему названным Законом, обладает правом на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и кредитные организации с запросом о предоставлении информации и документов, касающихся исключительно имущества представляемого им должника, о его финансовых правах и обязательствах. 

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну могут быть предоставлены финансовому управляющему в случаях и в соответствии с требованиями, прямо предусмотренными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон № 3- ФЗ) полиция вправе  осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации формирование и ведение банков данных и обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

В силу пункта 6 статьи 5 Закона № 3-ФЗ, полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В статье 3 Закона № 152-ФЗ определено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 152-ФЗ субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.

В силу статьи 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, по общему правилу, любая информация о физическом лица может быть собрана и обработана уполномоченными на это органами и лицами, получена – самим субъектом персональных данных в определенном объеме при отсутствии запретов и ограничений на её получение, установленных действующим законодательством, например, частью 8 статьи 14 Закона № 152-ФЗ.

Так, согласно пункту 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 (далее - Административный регламент)  заявителями на предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители.

В соответствии с пунктом 2.1 Административного регламента заявителями также могут быть государственные или муниципальные органы, имеющие право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, такими полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с другими органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в заявленных требованиях, придя к выводу, что ни положения Закона № 127-ФЗ, ни иные федеральные законы не наделяют финансового управляющего правом на получение информации о частной жизни гражданина, содержащейся в базах данных полиции, следовательно, оспариваемый отказ его прав  не нарушает.

Доводы подателя кассационной жалобы, по сути, сводятся ошибочному толкованию действующего законодательства и несогласию с той оценкой доказательств, которую дали суды первой и апелляционной инстанций, в связи с чем подлежат отклонению судом округа в отсутствие у него полномочий по установлению фактических обстоятельств спора и их оценке. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

На основании изложенного, обжалуемые судебные акты изменению, а кассационная жалоба  - удовлетворению, не подлежат.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявление финансового управляющего о распределении судебных расходов рассмотрению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу №А24-1527/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                    

Судьи                                                                                    А.И. Михайлова         

                                                                                         И.В. Ширяев