АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2019 года № Ф03-3138/2019
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кондратьевой Я.В.
Судей: Лазаревой И.В., Мельниковой Н.Ю.
при участии:
от ПАО «Ростелеком»: ФИО1, представителя по доверенности от 21.05.2018 № 0802/29/24-18
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Ростелеком»
на решение от 06.03.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019
по делу № А51-23881/2018
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.А. Левченко; в апелляционном суде судьи Л.А. Мокроусова, А.В. Ветошкевич, К.П. Засорин
по иску публичного акционерного общества «Ростелеком»
к обществу с ограниченной ответственностью «Инфорком»
о взыскании 1 153 673 руб. 46 коп.
Публичное акционерное общество «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 191002, <...>; далее – ПАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью «Инфорком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690078, <...>; далее – ООО «Инфорком») с иском о взыскании 1 153 673 руб. 46 коп. основного долга за услуги блокировки по договору от 29.06.2016 № 0116 (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 06.03.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ПАО «Ростелеком», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 06.03.2019, постановление апелляционного суда от 21.05.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что одностороннее освобождение ответчика от обязанности оплаты потребленных им услуг как гражданско-правовое последствие несоблюдения письменной формы сделки , действующим гражданским законодательством не предусмотрено. Обращает внимание суда кассационной инстанции на тот факт, что суды пришли к выводу о правомерности начисления платы за спорную услугу с 22.11.2017, однако в удовлетворении требований отказали в полном объеме.
В возражениях на кассационную жалобу ООО «Инфорком», выразив несогласие относительно доводов, изложенных в ней, просило решение от 06.03.2019, постановление апелляционного суда от 21.05.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ПАО «Ростелеком» поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ООО «Инфорком», извещенное надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций из материалов дела установлено, что 29.06.2016 между ООО «Инфорком» (заказчик) и публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (в настоящее время – ПАО «Ростелеком») (исполнитель) заключен договор № 0116 на оказание услуг виртуальных частных сетей на основании сети передачи данных ПАО «Ростелеком», по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги связи по передаче данных на базе виртуальной частной сети, организованной с использованием ресурсов сети исполнителя (и других сетей связи), защищенной от несанкционированного доступа из сетей третьих лиц, а также услуги по предоставлению в пользование оборудования маршрутизации, а заказчик обязался принимать и оплачивать оказанные ему услуги.
Исполнитель обязан обеспечивать учет и тарификацию объемов предоставленных услуг, оказываемых на собственных технических средствах для проведения расчетов между сторонами (пункт 3.5 договора).
Протоколом разногласий от 29.06.2016 к договору от 29.06.2016 № 0116 исключен пункт 3.10 договора, которым было предусмотрено, что исполнитель вправе в одностороннем порядке изменять стоимость услуг и оповещать заказчика о таком изменении стоимости услуг, указанных в соответствующем бланке заказа путем письменного извещения по факсу и/или электронной почте, указанным в разделе 11 договора, не менее чем за 30 календарных дней до даты введения новых тарифов. Изменение тарифов оформляется путем подписания нового бланка заказа к договору.
Исполнитель вправе приостанавливать оказание услуг в случае нарушения заказчиком сроков оплаты, указанных в пункте 4.7, условий настоящего договора, нарушения правил эксплуатации оконченного оборудования сети электросвязи или использования на сети не сертифицированного оборудования, а также при возникновении обстоятельств, указанных в статье 66 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003, а также Постановления Правительства российской Федерации № 895 от 31.12.2004. Приостановление оказания услуг производится в одностороннем порядке с даты, указанной в письменном уведомлении о приостановлении оказания услуг (пункте 3.11 договора).
Заказчик обязан своевременно оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями договора (пункт 3.17 договора).
Протоколом разногласий от 29.06.2016 к договору от 29.06.2016 № 0116 исключен пункт 3.23 договора, который предусматривал, что в случае несогласия с новыми тарифами на услуги, установленными исполнителем в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 договора, заказчик обязан уведомить об этом исполнителя не позднее чем за 10 рабочих дней до вступления в силу изменений, при этом, предоставление услуг прекращается и/или договор расторгается в соответствии с пунктом 8.3 договора. Отсутствие письменного уведомления в указанный срок означает согласие заказчика пользоваться услугами по измененным тарифам.
На заказчика возложены обязанности, в том числе: направить исполнителю курьером или почтой подписанные со своей стороны два экземпляра «Акта сверки технических порывов в оказании услуг» по форме, указанной в приложении № 7 к договору не позднее 10 числа расчетного периода. Копия «Акта сверки технических порывов в оказании услуг» по форме, указанной в приложении № 7 к договору, высылается по электронной почте или на факс, указанный в разделе 11 договора; подписать оригинал «Акта прекращения оказания услуг» по форме, указанной в приложении № 8 к договору, в случае расторжении или прекращения действия «Бланка заказа» и в течение 5 рабочих дней отправить в адрес исполнителя (пункты 3.24, 3.25 договора).
Расчет за услуги осуществляется ежемесячно по факту их предоставления на основании договора. Стоимость предоставления услуг указана в соответствующем бланке заказа. Дата начала предоставления услуг связи устанавливается в «Акте начала оказания услуг» по форме, указанной в приложении № 6 к договору, который с момента подписания сторонами, становится неотъемлемой частью договора. Датой начала оказания услуги по предоставлению в пользование оборудования маршрутизации считается первый рабочий день после подписания обеими сторонами «Акта сдачи-приемки оборудования» по форме, указанной в приложении № 10 к договору (пункты 4.1, 4.2 договора).
Протоколом разногласий от 29.06.2016 к договору от 29.06.2016 № 0116 пункт 4.3 договора изложен в следующей редакции: исполнитель выставляет заказчику счет, счет-фактуру, а также «Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг») по форме, указанной в приложении № 9 к договору, за отчетный период до 10 числа расчетного периода. Копии счета, счета-фактуры, «Акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» по форме, указанной в приложении № 9 к договору, направляются по адресу электронной почты, указанному в разделе 11 договора, оригиналы направляются почтой или курьером с уведомлением о доставке и сопроводительной накладной. Датой доставки документов считается дата входящей печати или почтового уведомления о доставке и сопроводительной накладной. Датой доставки документов считается дата входящей печати или почтового уведомления о получении, а также дата подписания сопроводительной накладной (если документы были доставлены курьером). При выставлении счетов исполнитель предоставляет заказчику информацию по объемам и стоимости оказанных услуг. Счета за первый месяц будут так же включать Единовременный платеж.
Пунктом 4.4 договора в редакции протокола разногласий заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения оригинала «Акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» по форме, указанной в приложении № 9 к договору, рассматривает его, проводит сверку по фактически оказанным/полученным услугам, при отсутствии замечаний, подписывает и направляет в адрес исполнителя. Подписанный сторонами «Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» предоставляет исполнителю в письменном виде претензию с несогласием с указанными в данном акте объемами оказанных услуг, выставленный за отчетный период счет в любом случае подлежит оплате заказчиком в полном объеме. В случае если претензия будет признана исполнителем обоснованной, корректировка счета заказчика будет произведена в следующем расчетном периоде. Если в течение 10 рабочих дней заказчик не подписывает «Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)» по форме указанной в приложении № 9 к договору, и не предоставляет исполнителю замечаний по данному акту в письменном виде по факсу, указанному в разделе 11 договора, услуги считаются принятыми со стороны заказчика и оказанными в полном объеме со стороны исполнителя в соответствии с актом.
В пункте 4.7 договора в редакции протокола разногласий предусмотрено, что заказчик производит оплату счета за оказанные услуги, полученные в отчетном периоде, не позднее 25 числа расчетного периода. В случае нарушения исполнителем сроков предоставления документов, указанных в пункте 4.3 договора, заказчик вправе требовать от исполнителя увеличения срока оплаты, на количество дней просрочки. В платежных поручениях заказчик обязан указывать реквизиты, соответствующие реквизитам, указанным в выставленных исполнителем счетах.
Согласно пункту 8.1 договора в редакции протокола разногласий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2016, и действует до 31.12.2016.
Пунктом 8.2 договора предусмотрено, что срок действия договора (включая все и любые бланки заказа) 1 год с даты его подписания сторонами. Если за 30 дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит письменный отказ от продления его срока, то действие договора, включая соответствующие бланки заказа, автоматически считается продленным на 1 год. Аналогичный порядок действует и в последующем.
В силу пункта 10.2 договора в редакции протокола разногласий все приложения, изменения и дополнения к договору действительны только, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то, представителями сторон и являются неотъемлемой частью договора.
29.06.2016 сторонами к спорному договору подписаны бланки заказов с расчетом с 01.01.2016: на услугу L3 VPN (ГОУ) с ежемесячным платежом 3 403 руб. 72 коп.; L3 VPN (дети-инвалиды) с ежемесячным платежом 4 030 руб. в населенных пунктах 1 кластера, 4 800 руб. в населенных пунктах 2 кластера, 5 600 руб. в населенных пунктах 3 кластера, L3 VPN (дистанционное обучение) с ежемесячным платежом 5 504 руб. 52 коп.; L3 VPN (школы) с ежемесячным платежом 978 руб. 81 коп.; L3 VPN (дети-инвалиды) с ежемесячным платежом 8 100 руб.
В период с 02.09.2016 по 29.12.2017 ООО «Инфорком» направляло в адрес истца заявления на установку временной блокировки и снятие временной блокировки доступа в сеть Интернет для различных точек по лицевым счетам № <***>, № 7250000072976, № <***>.
Между тем, стоимость услуги по поддержанию точки подключения к IP VPN указана в представленных счетах-фактурах, начиная с 30.06.2017 по лицевому счету № <***>, с 30.04.2017 по лицевому счету № <***>, с 30.01.2017 года по лицевому счету № <***>. Также, к представленным счетам-фактурам имеются корректировочные счета-фактуры.
01.11.2017 ООО «Инфорком» в адрес ПАО «Ростелеком» направлено письмо № ИК-438, в котором, возразив несогласие с произведенными начислениями за услуги блокировки, указало, что оплата заблокированных точек договором не предусмотрена.
На запрос ООО «Инфорком» (письмо от 21.11.2017№ ИК-467), со ссылкой на Единый прейскурант «Тарифы на услуги связи и прочие услуги ПАО «Ростелеком» о предоставлении информации о цене на услугу «Поддержание точки подключения к IP VPN», находящегося в зоне ответственности Макрорегионального филиала «Дальний Восток», истцом предоставлены сведения о стоимости услуг.
Дополнительным соглашением от 22.11.2017 № 1 бланки заказа №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 дополнены приложением № 1 с указанием перечня услуг, оказываемых исполнителем заказчику; в пункте 5 «Платежи» бланка заказа №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 дополнительно указана стоимость услуг «Добровольная блокировка», «отключение Добровольной блокировки», «Расшифровывание точек подключения к IP VPN».
Приложением № 2 к дополнительному соглашению от 22.11.2017 предусмотрено, что при первом заказе услуги сроком не более чем на 2 месяца в течение календарного года стоимость включена в абонентскую плату, в случае если услуга активирована на срок более 2-х месяцев, начиная с 3-го месяца, блокировка считается активированной второй раз в течение одного календарного года и за нее начинает взиматься соответствующая ежемесячная плата; при повторном и последующих заказах услуги в течение года оплата предусмотрена в размере 100 рублей ежемесячно. Плата за отключение услуги «Добровольная блокировка» не взимается. При этом, в примечании указано, что суммарная продолжительность периода добровольной блокировки одного порта IP VPN не может превышать 5-ти месяцев в течение одного календарного года. При первом заказе услуги сроком не более чем на 2 месяца в течение календарного года, начисление за услугу «Добровольная блокировка» не производится. Начиная с 3-его календарного месяца, блокировка считается активированной второй раз в течение одного календарного года, и за нее взимается соответствующая ежемесячная плата в размере 100 рублей без НДС. С 6-го месяца услуга «Добровольная блокировка» прекращает свое действие и начисления осуществляются в соответствии с выбранным тарифным планом, порт остается заблокированным.
Также дополнительным соглашением от 22.11.2017 № 1 подписаны бланки заказа: на услугу L3 VPN по л/с <***> (ГОУ) (бланк заказа № 1), L3 VPN по л/с <***> (дети-инвалиды) (бланк заказа № 2, № 5); L3 VPN по л/с <***> (школы) (бланк заказа № 4, 6) дополнены приложением № 1 с указанием пользователей, приложением № 2 с тарифами на услугу блокировки и снятия блокировки. Дата начала оказания услуги с 22.11.2017.
ПАО «Ростелеком» на запрос ООО «Инфорком» сообщило, что начислений абонентской платы по лицевым счетам № <***>, № <***>, № <***> не производится.
В связи с направлением ПАО «Ростелеком» уведомления о наличии задолженности в размере 1 480 498 руб. 18 коп. по состоянию на 11.08.2017, ООО «Инфорком», ссылаясь на пункт 8.4 договора, уведомило истца о расторжении договора со всеми приложениями, в том числе бланками заказов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 (письмом № ИК-74 от 07.03.2018).
Поскольку ООО «Инфорком» не исполнены обязательства по оплате оказанных истцом услуг связи на сумму 1 153 673 руб. 46 коп., ПАО «Ростелеком» направлена в адрес ответчика претензия от 12.09.2018 № 08/05/12210-18 с требованием об оплате образовавшейся задолженности за услуги по поддержанию в блокировке точек подключения к IP VPN.
Основанием для общения ПАО «Ростелеком» в арбитражный суд с настоящим иском послужило оставление ООО «Инфорком» претензии от 12.09.2018 № 08/05/12210-18 без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) услуги связи оказываются операторами связи пользователям этих услуг на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи (пункт 2 статьи 54 Закона № 126-ФЗ).
Проанализировав условия спорного договора применительно к положениям статей 422, 431 ГК РФ, с учетом позиции, изложенной в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», установив, что из условий договора с учетом бланков заказов к нему, сторонами в качестве самостоятельной услуги, предусматривающей оплату, услуги по блокировке, поддержанию точки подключения к IP VPN, не предусмотрены, принимая во внимание, что пункт 3.10 договора, которым предусмотрено право исполнителя в одностороннем порядке изменять стоимость услуг и оповещать заказчика о таком изменении стоимости услуг, указанных в соответствующем бланке заказа путем письменного извещения по факсу и/или электронной почте, указанным в разделе 11 договора, не менее чем за 30 календарных дней до даты введения новых тарифов, исключен из текста договора в соответствии с протоколом разногласий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что условия договора не предусматривают право исполнителя на введение платы за услуги в одностороннем порядке, ранее оказываемые без взимания платы, в связи с чем такое внесение изменений в договор возможно лишь путем подписания обеими сторонами дополнительного соглашения к договору.
При этом судами учтено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что между сторонами заключено дополнительное соглашение, распространяющее свое действие с 01.01.2017. Однако, между сторонами заключено соглашение от 22.11.2017, в бланках заказа в новой редакции согласована дата начала оказания услуг с 22.11.2017, таким образом, стороны не распространили изменения договора на предшествующий срок, в связи с чем правомерным является начисление платы лишь с 22.11.2017.
Установив изложенное, принимая во внимание пояснения истца о том, что сведения о введение платы за услуги на официальном сайте ответчиком не размещены, в адрес ответчика соответствующее извещение не направлено, ответчик стоимость спорных услуг ни разу не оплачивал, учитывая, что при выставлении счетов-фактур с указанием платы за услуги блокировки, а исполнитель такие счета-фактуры корректировал, исключая плату за услуги блокировки, чем вводил заказчика в заблуждения относительно платности или бесплатности данных услуг, суды обеих инстанций пришли к выводу о несогласованности сторонами введения платы за спорные услуги с 01.01.2017, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении требований ПАО «Ростелеком» о взыскании с ООО «Инфорком» задолженности за услуги по поддержанию в блокировке точек подключения к IP VPN.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы жалобы относительно того, что суды пришли к выводу о правомерности начисления платы за спорную услугу с 22.11.2017, в связи с чем необоснованно отказали в удовлетворении требований в полном объеме, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению от 22.11.2017 при первом заказе услуги сроком не более чем на 2 месяца в течение календарного года стоимость услуги включена в абонентскую плату, в то время как исковые требования заявлены за период с января 2017 года по январь 2018 года.
Доводы жалобы о необоснованном освобождении ответчика от оплаты оказанных услуг, несостоятельны, поскольку заключенным между сторонами договором установлена абонентская плата, услуги по блокировке, поддержанию точки подключения к IP VPN, сторонами в качестве самостоятельной услуги, предусматривающей оплату, не согласованы, при том, что его условия не предусматривают право исполнителя на введение платы за услуги в одностороннем порядке, ранее оказываемые без взимания таковой.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального права и нарушений положений действующего процессуального законодательства, судами не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.03.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 по делу № А51-23881/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Я.В. Кондратьева
Судьи И.В. Лазарева
Н.Ю. Мельникова