АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2019 года № Ф03-3199/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Ульяновой М.Ю., Гребенщиковой В.А.
при участии:
от АО «МСК «Востоктранссервис»: ФИО1, представитель по доверенности без номера от 24.04.2019
от ООО «Диомидовский рыбный порт»: ФИО2, представитель по доверенности без номера от 13.11.2017
от иных участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Морская судоходная компания «Востоктранссервис»
на решение от 08.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019
по делу № А51-28711/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Левченко Е.А., в апелляционной инстанции судьи: Шевченко А.С., Синицына С.М., Шалаганова Е.Н.
По иску акционерного общества «Морская судоходная компания «Востоктранссервис»
кобществу с ограниченной ответственностью «Диомидовский рыбный порт», федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы»
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота»
об обязании прекратить нарушение прав, выраженное в ограничении эксплуатации объектов, обязании согласовать проведение капитального ремонта, обязании восстановить имущество
Акционерное общество «Морская судоходная компания «Востоктранссервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 690033, <...>; далее – АО «МСК «Востоктранссервис») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Диомидовский рыбный порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 690012, <...>; далее – ООО «Диомидовский рыбный порт»), федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 115114, <...>; далее – ФГУП «Нацрыбресурс») об обязании прекратить нарушение прав истца, выраженное в ограничении эксплуатации объектов: сооружение – подкрановый путь № 2 протяженностью 185 п.м (лит. С1), сооружение – пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м (лит. В), сооружение – кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км (лит. Э), сооружение – кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит. Э1), вызванное производством капитального ремонта объектов – причалы № 1 и № 2, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284 по адресу: <...>; об обязании ответчиков согласовать с истцом проведение капитального ремонта спорных причалов № 1 и № 2 (с учетом привлечения соответчика в порядке статьи 46 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 690091, <...>; далее – Теруправление Росимущества), федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения):125993, <...>; далее – ФБУ «МСС Росморречфлота»).
Решением суда от 08.02.2019, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 без изменения, в удовлетворении заявленных АО «МСК «Востоктранссервис» требований отказано полностью.
В кассационной жалобе АО «МСК «Востоктранссервис», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также невыяснение всех фактических обстоятельств спора, просит отменить названные решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы (с учетом дополнений к ней) приводит доводы о том, что проводимый ООО «Диомидовский рыбный порт» капитальный ремонт спорных причалов № 1 и № 2 препятствует использованию имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в том числе приводит к его порче (повреждению). При этом заявитель жалобы настаивает на том, что такой ремонт, а именно сроки, перечень и виды работ должны быть в обязательном порядке согласованы с истцом. Однако последний своего согласия на проведение капитального ремонта не давал, надлежащим образом о проведении каких-либо работ на спорном земельном участке не уведомлялся.
ООО «Диомидовский рыбный порт» и ФГУП «Нацрыбресурс» в отзывах на кассационную жалобу опровергли все приведенные в ней доводы и предложили оставить обжалуемые судебные акты без изменения. От иных, участвующих в деле лиц, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель АО «МСК «Востоктранссервис», дав пояснения по обстоятельствам спора и ответив на вопросы суда, просил удовлетворить поданную истцом жалобу, против чего возражал представитель ООО «Диомидовский рыбный порт».
Кроме того, от АО «МСК «Востоктранссервис» поступило заявление о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (технические паспорта по состоянию на 2019 год). В удовлетворении данного заявления судом округа отказано ввиду отсутствия возможности исследования дополнительных доказательств на стадии кассационного производства (статьи 284, 286 АПК РФ), документы возвращены под роспись представителю истца – ФИО1 в зале суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых решения и апелляционного постановления с учетом доводов поданной жалобы, отзывов на нее, а также пояснений представителей сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2007 по делу № А51-9478/2007 в ЕГРН внесены записи о регистрации за АО «МСК «Востоктранссервис» права собственности на следующие объекты: сооружение – подкрановый путь № 2 протяженностью 185 п.м. (лит. С1), сооружение – пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м. (лит. В), сооружение – кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км. (лит. Э), сооружение – кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит. Э1), расположенные по адресу: <...>.
Указанные объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284 площадью 4 414 кв.м по адресу: <...>, который относится к федеральной собственности, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.04.2014 по делу № А51-42044/2013.
ЗАО «МКС «Востокстранссервис» является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284 по договору от 18.07.2011 № 8-26/337 (с учетом дополнительных соглашений к нему от 25.12.2013 № 1 и от 01.12.2016 № 2).
Согласно техническому паспорту от 24.06.2005 в отношении кабельной линии 6 кВ (лит. Э; инвентарный номер 05:401:002:000204020:0004), ее общая протяженность составляет 0,260 км.
Из технического паспорта от 05.12.2011 следует, что общая протяженность сооружения кабельная линия 0,4 кВ (лит. Э1; инвентарный номер 05:401:002:000204020:0004) 1967 года постройки составляет 0,686 км (0,1291 км – воздушные ЛЭП низкого напряжения, 557 – кабельные ЛЭП низкого напряжения).
В соответствии с кадастровым паспортом от 18.01.2012 сооружение – пожарный трубопровод (лит. В), имеет протяженность 320 м, расположен в районе ул. Калинина, 231.
Согласно техническому паспорту на подкрановый путь № 2 (лит. С1, инв. № 05:401:002:000204020:0002), по состоянию на 2004 год длина подкранового пути составляет 185 м, расположен в районе ул. Калинина, 231.
В свою очередь, между ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (арендодатель) и ООО «Диомидовский рыбный порт» (арендатор) заключен договор аренды 30.12.2016 № Д-30/414 в отношении федерального имущества – причалов № 1 и № 2, расположенных по адресу: <...>, предназначенного для использования в целях обслуживания судов рыбопромыслового флота и судов иного назначения, выполнения погрузочно-разгрузочных работ в отношении рыбы, рыбопродукции, морепродуктов и иных грузов, в соответствии с паспортами назначения причалов, схемой допустимых нагрузок, с условием поддержания причалов в надлежащем техническом состоянии, а также осуществления инвестиций в создание и модернизацию объектов портовой инфраструктуры, сроком на 49 лет по 29.12.2065. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРН.
Раздел 3.2 указанной сделки предусматривает, среди прочих, следующие обязанности арендатора: устранять за свой счет в разумные сроки замечания арендодателя по использованию и эксплуатации объектов, выявленных арендодателем при проведении внеочередных обследований и освидетельствований объектов в соответствии с ГОСТ Р 54523-2011, иных обследований и экспертиз (пункт 3.2.5 договора); обеспечивать работоспособное техническое состояние (без ограничений) объектов, поддерживать конструктивные элементы объектов, путем проведения текущих и капитальных ремонтных работ, в работоспособном техническом состоянии, обеспечив физический износ каждого элемента в состоянии, годном к эксплуатации (без ограничений) (пункт 3.2.9 договора); осуществлять текущий ремонт арендуемых объектов за счет собственных средств в соответствии с календарным планом-графиком, согласованным с арендодателем (пункт 3.2.12 договора); осуществлять капитальный ремонт арендуемых объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет собственных средств и после предварительного письменного согласования с арендодателем и Теруправлением Росимущества на основании документации, предусмотренной действующим законодательством (пункт 3.2.15); поддерживать работоспособность объектов инфраструктуры морского порта, определенных статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для обеспечения пропускной способности, установленной пунктом 3.2.40 договора (пункт 3.2.43 договора).
В соответствии с паспортом причального сооружения № 1 2001 года в границах Диомидовского судоремонтного завода (том 1) реконструкция, восстановление или капитальный ремонт не производились, покрытие территории состоит из сборных ж/б плит; по состоянию на 01.10.2001 покрытие территории неработоспособное – разрушение ж/б плит покрытия 755 кв.м (выкрашивание, смещения торцов смежных плит, трещины), локальные просадки территории до 10-15 см), требуется выполнение ремонтных работ, в том числе ремонт плит покрытия территории; по состоянию на 08.11.2007 покрытие территории неисправное (работоспособное) – имеются провалы и просадки, на отдельных участках покрытие частично разрушено, имеются дефекты плит, перекрывающих каналы промпроводок (трещины, проломы, разрушения, просадки, зазоры между плитами), необходимо произвести ремонт покрытия, в том числе и плит, перекрывающих канал промпроводок.
Аналогичные сведения относительно покрытия территории второго причала в границах Диомидовского судоремонтного завода содержатся в паспорте причального сооружения причала № 2 2001 года.
В соответствии с актом освидетельствования от 15.04.2014 к паспорту причального сооружения № 1 длиною 140,2 м (лит. А) «Пополняемая часть» покрытие территории выполнено из сборных ж/б плит на ПК1+0-ПК10+6м между крановыми путями, на остальной территории покрытие выполнено из щебня, вдоль причала расположены два канала промпроводок (1300х600 (h) мм) между подкрановыми путями (на участке ПК0-ПК10+6м), для доступа в каналы имеются люки, перекрытые стальными листами; имеются дефекты покрытия территории (разрушения, провалы и просадки) и плит, перекрывающих каналы промпроводок. В заключении о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения отражено, что покрытие территории ограничено работоспособно, имеются провалы и просадки покрытия, локальные места разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе, плит, перекрывающих каналы промпроводок.
Согласно акту освидетельствования от 15.04.2014 к паспорту причального сооружения № 2 длиною 140 м с открылками 6,7 м и 8,2 м (лит. Б) «Пополняемая часть» покрытие территории выполнено из сборных ж/б плит на ПК1+7м-ПК14м между крановыми путями, на остальной территории покрытие выполнено из щебня, вдоль причала расположены два канала промпроводок (1300х600(h) мм) между подкрановыми путями (на участке ПК1+7м-ПК14м), для доступа в каналы имеются люки, перекрытые стальными листами; имеются дефекты покрытия территории (разрушения, провалы и просадки) и плит, перекрывающих каналы промпроводок. В заключении о техническом состоянии портового гидротехнического сооружения отражено, что покрытие территории ограничено работоспособно, имеются провалы и просадки покрытия, локальные места разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе, плит, перекрывающих каналы промпроводок.
Таким образом, из содержания технической документации на сооружения причалы № 1 и № 2 следует, что основное покрытие территории – сборные ж/бетонные плиты.
Акты внеочередного освидетельствования портового гидротехнического сооружения – причалов № 1 и № 2 от 08.02.2017 также содержат сведения о провалах и просадке покрытия территории, локальных местах разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе плит перекрывающих каналы промпроводок.
Истцом в материалы дела представлено заключение № 035-ИВ-14, выполненное в 2014 году РО ООО «ЦЕНТР СУДЕБНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕНЫХ ЭКСПЕРТИЗ «ИНДЕКС», из которого следует, что сети электроснабжения, состоящие из кабельных линий 0,4 кВ, 6 кВ, трансформаторных подстанций (ЦРП, ТП-2, ТП-3 (КТП320), ТП-5, КТПН «ДОК») и распределительного устройства 0,4 кВ, подкрановые пути и пожарный трубопровод являются частью единого (неделимого) имущественного комплекса и линейными объектами, участвующими в неразрывном технологическом процессе. Также согласно данному заключению кабельные линии 6 кВ и 0,4 кВ от центрального распределительного пункта (ЦРП) идут в кабельных лотках до трансформаторных подстанций, где через каналы в фундаментных блоках подходят к ячейкам трансформаторов. Кабельная линия 6 кВ представлена кабелем марки ААБ сечения 3х50б 3х95, 3х150, 3х240, которая подключает трансформаторные подстанции к ЦРП. Кабельная линия 0,4 кВ представлена кабелями марки КНР сечения 3х75 и марки СИП сечением 4х16. Лотки железобетонные заглублены в землю и закрыты железобетонными, частично металлическими, перекрытиями, прочно связаны с земляной поверхностью. Частично проходя по соседнему земельному участку и частично по обследуемому земельному участку, лотки засыпаны землей, в районе подкрановых путей видны металлические крышки, закрытые на замки. Сети хозяйственного водопровода и пожарного трубопровода частично проложены в железобетонном канале, идущем параллельно железнодорожным путям, а частично в земле. Подкрановые пути прочно связаны с земной поверхностью посредством заглубления рельс и стационарными фундаментами из железобетонных блоков.
Как следует из пояснительной записки к проектной документации «Капитальный ремонт: Причала № 2 длиною 140 м с открылками 6,7 и 8,2 м (лит. Б), расположенный в акватории бухты Диомид в г. Владивостоке Приморского края», подготовленной ООО «Бельведер», покрытие территории находится в ограниченно-работоспособном состоянии – провалы и просадки покрытия, локальные места разрушения ж/б сборных плит покрытия, в том числе плит, перекрывающих каналы промпроводок.
Истцом в материалы дела представлен подготовленный в 2018 году ООО «Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений» отчет по специальному обследованию с целью уточнения технических характеристик, определения технического состояния элементов инженерных сетей и оборудования причалов № 1 и № 2, расположенных по адресу: <...>, в котором специалистом сделан вывод о том, что подкрановый путь причалов № 1 и № 2 находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284. Конструкция кранового пути, состоящая из сборных железобетонных элементов, щебеночного основания, рельс и их скреплений может демонтироваться и устраиваться в ином месте без использования дополнительных материалов. Конструктивный элемент – материал обратной засыпки причалов № 1 и № 2, на котором установлен подкрановый путь, по-прежнему будет иметь то же функциональное назначение – формирование территории причалов и восприятие технологических нагрузок. Относительно трубопроводов специалист указал, что их техническое состояние неработоспособное, что обуславливается локальными обрывами трасс трубопроводов, дальнейшая эксплуатация трубопроводов невозможна ввиду наличия пластовой и сквозной коррозии на имеющихся участках трассы, что, по мнению специалиста, доказывает, что в настоящее время трубопроводы не могут быть использованы по своему прямому назначению – транспортированию жидкостей или газов от источника к потребителю. Трубопроводы в соответствии с требованиями нормативных документов при наземной прокладке и прокладке в каналах, установлены на подвижных опорах в железобетонном лотке № 1, следовательно, являются объектами движимого имущества.
Также согласно отчету в процессе специального инженерного обследования на территории причалов № 1 и № 2 выявлено 62 кабельных линии, предназначенных для работы в сетях 0,4 кВ и 1 кабельная линия, предназначенная для работы в сети 6 кВ. Все кабельные линии проложены в железобетонном лотке № 2, расположенном в теле обратной засыпки причала, связи с землей кабельные линии не имеют. Все кабельные линии, предназначенные для работы в сетях 0,4 кВ и расположенные на причалах № 1 и № 2 могут быть использованы только с целью подключения электроколонок причалов № 1 и № 2 к внешним источникам переменного тока напряжением до 0,4 кВ. Электроколонки, установленные в прикордонной зоне причалов № 1 и № 2, являются частью инженерного оборудования причалов, о чем свидетельствуют паспорта гидротехнических сооружений. Обнаруженная кабельная линия, предназначенная для работы в сети 6 кВ, находится не под напряжением, имеет подземный обрыв (не имеет технологического присоединения к электроустановке потребителя). Все обнаруженные кабельные линии расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284.
Согласно представленным ООО «Диомидовский рыбный порт» договорам подряда от 15.05.2017 № 15/05-17 и от 24.07.2017 № 24/07-17 ООО «ТехЦентр» как подрядчик обязалось осуществить по заданию ООО «Диомидовский рыбный порт» как заказчика капитальный ремонт причалов № 2 лит. Б, длиною 140 м, с открылками (в соответствии с проектной документацией в 5-ти томах ООО «Бельведер» «Капитальный ремонт: Причала № 2 длиною 140 м с открылками 6,7 и 8,2 м (лит. Б), расположенный в акватории бухты Диомид в г. Владивостоке Приморского края») и № 1 лит. А, длиною 140,2 м, расположенных по адресу: <...>.
Письмом от 19.04.2017 № НРР-01/384-1 ФГУП «Нацрыбресурсы» согласовало проектную документацию «Капитальный ремонт: Причала № 2 длиною 140 м с открылками 6,7 и 8,2 м (лит. Б), расположенный в акватории бухты Диомид в г. Владивостоке Приморского края».
По утверждению истца с 25.11.2017 ответчик на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284 начал производить демонтаж железобетонных лотков, в которых расположены кабельные трассы и пожарный трубопровод, принадлежащие АО «МСК «Востоктранссервис» на праве собственности, после чего работниками ООО «Диомидовский рыбный порт» началась засыпка указанных ж/б лотков щебнем и укладка сверху плит (ПАГ).
Так согласно рапорту начальника службы безопасности АО «МСК «Востоктранссервис» на имя генерального директора последнего, в период с 09 часов 00 минут 25.11.2017 начались работы на подкрановых путях, начат съем грунта и засыпка колодца, в котором проходят кабельные линии.
Согласно письму истца от 16.06.2017 последний просил ответчика во избежание конфликтных ситуаций и споров между двумя хозяйствующими субъектами согласовать проведение работ на территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284, в том числе: согласовать проведение работ у подкранового пути № 2, портального крана «Сокол», кабельных линий 6 кВ и 0,4 кВ; согласовать проведение работ по чистке водного объекта, прилегающего к причалу № 2. В своем ответе от 13.07.2017 № 47ю ответчик потребовал предоставления правоустанавливающих документов на плавдок № 429, копии технических и кадастровых документов, подтверждающих конкретное местоположение указанного истцом имущества, а также сообщил, что информация о проведении работ не подтверждается.
В связи с началом проведения капитального ремонта причалов истец 29.11.2017 направил в адрес ООО «Диомидовский рыбный порт» претензию с требованием о прекращении нарушения прав истца, посредством производства каких-либо работ с имуществом последнего, восстановлении поврежденного имущества.
Впоследствии (15.11.2018) истцом составлен акт проверки имущества, в соответствии с которым на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284 ООО «Диомидовский рыбный порт» ведутся работы по капитальному ремонту причала № 1; в результате проведения данных работ разрушаются конструкции сооружений – подкрановый путь № 2 протяженностью 185 п.м (лит. С1), пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м (лит. В), кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км (лит. Э), кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км (лит. Э1), а именно, демонтируются ж/б крышки кабельных каналов и трубопровода, производится их засыпка грунтом и укладка ж/б плит (ПАГ).
Вместе с тем по результатам рассмотрения материалов проверок КУСП от 29.11.2017 № 34250, КУСП от 03.12.2017 № 34614 отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению ФИО1 о привлечении к ответственности виновных неизвестных лиц, которые в период времени с 26.11.2017 по 29.11.2017 произвели порчу имущества: демонтаж железобетонных лотков кабельных линий и трубопровода, а также засыпав их щебнем.
Кроме того, истцом представлено заключение от 10.12.2018 № 09/18, выполненное ООО «Фактор-Гео», в котором указано, что на дату выезда 26.11.2018 в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284 зафиксировано проведение строительных работ на части земельного участка площадью 3 262 кв.м, которые заключаются в демонтаже бетонных плит, укрывающих бетонные лотки с расположенными в них сооружениями с кадастровыми номерами 25:28:030003:1450 (кабельная линия 6 кВ протяженностью 0,260 км), 25:28:030003:1472 (кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 0,2852 км), 25:28:030003:1429 (пожарный трубопровод протяженностью 320,2 п.м), 25:28:030002:4018 (подкрановый путь № 2 протяженностью 185 п.м), находящимися в собственности АО «МСК «Востоктранссервис», а также частичном разрушении бетонных плит и бетонных лотков, являющихся составной частью указанных сооружений, засыпке лотков щебнем и укладке бетонного покрытия из плит, в том числе, укладке плит в колее сооружения – подкрановый путь № 2 между рельсами. Засыпка осуществляется без устройств защитных коробов, непосредственно в лотки на сооружения.
Ссылаясь на то, что ООО «Диомидовский рыбный порт» начало производить демонтаж ж/б лотков, в которых расположены кабельные линии и пожарный трубопровод, принадлежащие АО «МСК «Востоктранссервис» на праве собственности, последнее обратилось с настоящим иском в арбитражный суд, отказывая в удовлетворении которого, судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 ГК РФ).
В пункте 45 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в том случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Статьей 616 ГК РФ предусмотрены обязанности сторон по содержанию арендованного имущества. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Рассматривая возникший спор, суды обеих инстанций установили, что ООО «Диомидовский рыбный порт» является арендатором объектов недвижимости – причалов № 1 и № 2 по договору от 30.12.2016 № Д-30/414, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что в данном случае ответчик также обладает правом пользования земельным участком с кадастровым номером 25:28:030003:284, расположенный под указанными объектами и сформированный для целей их дальнейшей эксплуатации.
ООО «Диомидовский рыбный порт» как арендатором по договору от 30.12.2016 № Д-30/414 согласована проектная документация на проведение ремонтных работ с ФГУП «Нацрыбресурсы», заключены договоры подряда на проведение ремонтных работ, в рамках которых ответчик начал производить демонтаж железобетонные лотков.
АО «МСК «Востоктранссервис» являясь собственником сооружений – подкрановый путь № 2 (лит. С1), пожарный трубопровод (лит. В), кабельная линия 6 кВ (лит. Э), кабельная линия 0,4 кВ (лит. Э1), также расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030003:284, при обращении в суд с рассматриваемым иском, утверждало о том, что проводимый ответчиком капитальный ремонт нарушает права на указанное имущество и создает препятствия в его использовании в с соответствии с целевым назначением.
Исследовав и оценив все представленные сторонами в материалы дела доказательства с позиции норм статьи 71 АПК РФ и руководствуясь при этом вышеприведенными нормами права, а также разъяснениями об их применении, судебные инстанции установили, что из представленных истцом технических и кадастровых паспортов на принадлежащие ему объекты не следует, что в состав спорных сооружений входят железобетонные лотки, с расположенными в них кабельными линиями и пожарным трубопроводом, а также плиты, перекрывающие каналы промпроводок, демонтаж которых осуществлен ответчиком.
Напротив судами установлено, что согласно паспортам причальных сооружений № 1 и № 2 плиты, перекрывающие каналы промпроводок, указаны в составе покрытия территории причалов.
С учетом установленного судебные инстанции признали, что истцом вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено допустимых и относимых доказательств, безусловно подтверждающих, что проводимые ответчиком работы по капитальному ремонту объектов – причалов № 1 и № 2, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030003:284 по адресу: <...>, каким-либо образом нарушают или ограничивают имущественные права истца, в том числе создают препятствия по использованию принадлежащего ему имущества в соответствии с целевым назначением, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии в таком случае достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Названные выводы судебных инстанций признаются судом округа сделанными на основании полного и всестороннего исследования и оценки представленных сторонами доказательств с правильным применением соответствующих норм материального права.
Кроме того, судебными инстанциями дополнительно отмечено, что требование истца о необходимости согласования ответчиками с ним перечня ремонтных работ и сроков их проведения нормативно не обоснованно. Ссылок на положения действующего законодательства, императивно закрепляющих такую обязанность, в кассационной жалобе также не приведено. В этой связи оснований для иных выводов по названному вопросу у суда округа не имеется, в связи с чем аналогичные доводы истца, приведенные последним в поданной жалобе, подлежат отклонению.
Само по себе несогласие заявителя с оценкой судами доказательств, на основе которой установлено отсутствие нарушений законных прав и интересов истца в связи с проводимыми ответчиками ремонтными работами, не влечет отмену обжалуемых судебных актов, поскольку оснований для иной оценки данных доказательств у суда округа не имеется. Дополнительные документы по этому вопросу, приложенные заявителем к поданной жалобе, возвращены истцу без их фактического исследования и оценки в силу требований норм главы 35 АПК РФ.
Наличие препятствий в пользовании принадлежащим истцу имуществом и части земельного участка, расположенного под ним, в связи с проводимыми ответчиками ремонтными работами, на чем безосновательно настаивает АО «МСК «Востоктранссервис», материалами дела не подтверждается. При этом требований, направленных на защиту права пользования непосредственно самим земельным участком, истцом в рамках настоящего спора не заявлялось.
Иных доводов и аргументов, опровергающих правильность выводов судебных инстанций, положенных в основу принятых по настоящему делу судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено, то правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу № А51-28711/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.И. Гребенщиков
Судьи М.Ю. Ульянова
В.А. Гребенщикова