ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3218/20 от 02.09.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2020 года                                                                  № Ф03-3218/2020

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Меркуловой Н.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания»: представитель не явился;

от Прокуратуру Приморского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания»

на решение от 06.02.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020

по делу №  А51-22512/2019

Арбитражного суда Приморского края

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания»

к Прокуратуре Приморского края

о признании недействительным представления

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115114, <...>, эт. 3 пом. Vком. 10, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>, далее – прокуратура) об устранении нарушений жилищного законодательства от 16.09.2019                    № 7-3-2019/10817.

Решением суда от 06.02.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020, в удовлетворении требования отказано.

Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края. Податель жалобы утверждает, что отключение электроэнергии произошло из-за вызванных погодными условиями аварийных ситуаций; длительность отключения потребителей от энергоснабжения не превысила     24 часов, что допустимо для энергопринимающих устройств третей категории надежности энергоснабжения. Как считает кассатор, оспариваемым представлением на общество неправомерно возложена обязанность строительства и обустройства резервных источников питания. Заявитель жалобы также настаивает на незаконности требования прокуратуры о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку это исключительная компетенция работодателя.

Отзыв не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела судами установлено, что общество является энергосетевой компанией, осуществляющей транспортировку (передачу) электрической энергии населению посредством эксплуатации инженерных сетей электроснабжения на территории Находкинского городского округа.

Из администрации Находкинского городского округа в прокуратуру              г. Находка поступила информация об аварийных, иных нештатных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства города, проводимых на таких объектах ремонтах, а также о времени их проведения.

В связи с отключением 22.08.2019, 23.08.2019 потребителей от электроэнергии, не носившими плановый характер, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что 22.08.2019 с 14-00 до 16-10 произошло аварийной отключение электроснабжения фидер 11 «Рыбники» ул. Дальняя, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Березовая, а 23.08.2019 с 17-00 до 21-15 произошло аварийное отключение электроснабжения фидер 13 ПС «Гайдамак» ул. Победы и ул. Комсомольская в п. Южно-Морской. Среди объектов, которые попали под отключения от электроэнергии, были объекты социальной инфраструктуры и объекты ЖКХ: школы, детские сады, больница, водозабор.

Общество в ходе проверки подтвердило факты отключений, указав, что в большинстве случаев причиной явились погодные условия.

По факту проверки в адрес общества 16.09.2019 прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства № 7-3-2019/10817, согласно которому требуется:

безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих;

рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

о дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора г. Находка для участия;

о принятых мерах сообщить в письменной форме прокурору г. Находка в течение месяца со дня внесения представления.

Не согласившись с представлением, и считая, что оно нарушает его права, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований, придя к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.

В силу положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, в том числе, вносит представление об устранении нарушений закона.

Таким образом, по верным выводам судов, представление прокурора в силу статьи 22 Закона о прокуратуре является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований законодательства.

Как определено статьей 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Материалами дела подтверждается, что основанием для вынесения представления прокурора от 16.09.2019 № 7-3-2019/10817 послужила проверка исполнения требований жилищного законодательства, в ходе, которой общество подтвердило факты отключений потребителей от электроэнергии, пояснив, что в большинстве случаев причиной явились погодные условия.

Оценивая утверждение общества о соблюдении им необходимых требований при осуществлении его экономической деятельности, о нарушении которых указал прокурор в оспариваемом представлении, суды пришли к следующему.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.03.2003                     № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций и несвязанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

В состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, осуществление федерального государственного энергетического надзора.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с определениями, данными в статье 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (пункт 2 статьи 38 Закона об электроэнергетики).

Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5»), и в частности пунктом 2.5.38 определено, что при расчете воздушных линий (ВЛ) и их элементов должны учитываться климатические условия - ветровое давление, толщина стенки гололеда, температура воздуха, степень агрессивного воздействия окружающей среды, интенсивность грозовой деятельности, пляска проводов и тросов, вибрация.

Нормативные и расчетные величины для определения каждого климатического условия отражены в пунктах 2.5.38 - 2.5.74 названных правил.

Пунктом 5.7.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229 (далее – Правила техэксплуатации), предусмотрено, что при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

В соответствии с пунктом 5.7.5 Правил техэксплуатации при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.

Согласно пункту 5.7.6 Правил техэксплуатации техническое обслуживание и ремонтные работы должны быть организованы, как правило, комплексно путем проведения всех необходимых работ с максимально возможным сокращением продолжительности отключения ВЛ. Они могут производиться с отключением ВЛ, одной фазы (пофазный ремонт) и без снятия напряжения.

В рассматриваемом случае общество является территориальной сетевой организацией, которая в силу выше приведенных положений Закона об электроэнергетике и Правил устройства электроустановок, Правил техэксплуатации обязана предпринимать все действия для их соблюдения в целях обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целом для удовлетворения спроса потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектом электроэнергетики.

Между тем, материалами дела подтверждается и судами установлено внерегламентное (аварийное) отключение электроснабжения объектов социальной инфраструктуры и объектов ЖКХ: школы, детские сады, больницы, водозабор.

Общество ссылается на внерегламентное (аварийное) отключение электроснабжения потребителей из-за погодных условий.

Однако доказательства повреждения кабельных линий либо их неисправности, возникших в результате экстремальных погодных условий, обществом не представлены.

Напротив, из представленной в материалы дела информации метеостанции Находка суды установили, что в спорный период, а именно 22.08.2019, 23.08.2019, погодные условия соответствовали климатическим, чрезвычайные ситуации (циклоны, тайфуны) не объявлялись, скорость порывов ветра являлась умеренной.

При таких обстоятельствах, по верным выводам судов, материалами дела не подтверждено наличие объективных причин внерегламентного отключения от электроэнергии отдельных потребителей г. Находка.

Также суды отметили, что на протяжении непродолжительного периода времени на электросетях, обслуживаемых обществом, неоднократно регистрировались ситуации, влекущие отключение потребителей на значительное время, в том числе, на социально значимых объектах при погодных условиях, соответствующих климатическим особенностям местности, что свидетельствует о том, что обществом, как сетевой организацией, принимались недостаточные меры по обеспечению надежного энергоснабжения потребителей, техническому обслуживанию и ремонту сетей.

Именно ненадлежащее несвоевременное техническое обслуживание сетей для обеспечения бесперебойного и надежного снабжения потребителей электроэнергией вменено прокурором обществу в оспариваемом представлении.

Суды, установив, что со стороны общества не были приняты все меры во избежание ситуации в перерыве энергоснабжения, пришли к правильному выводу о том, что представление от 16.09.2019 об устранении нарушений жилищного законодательства соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, в порядке части 3                           статьи 201 АПК РФ правомерно отказали обществу в удовлетворении требований.

Доводы о необходимости несения дополнительных материальных затрат по строительству резервных источников питания правильно отклонены судами: оспариваемое представление прокуратуры не возлагает на общество такой обязанности. Обществу предоставлен выбор способа устранения выявленных нарушений. Общество вправе самостоятельно определить, какие меры необходимо принять в рамках технического обслуживания и ремонта в отношении сетей, на которых фиксируются отключения.

Меры прокурорского реагирования при выявлении нарушений законодательства, в рассматриваемом случае путем выдачи представления, по верным выводам судов, осуществлены в целях предотвращения повторного наступления неблагоприятных последствий, как для потребителей, так и для общества.

Следовательно, выданное предписание, как мера прокурорского реагирования, указывающая на нарушение и предоставляющая нарушителю право выбора способа устранения нарушения, причин и условий, способствовавших нарушению, прав общества не нарушает.

Судами также мотивировано отклонен довод общества о том, что допустимый законодательством 24-часовой срок перерыва электроснабжения им не нарушен.

Согласно пункту 9 раздела 4 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила             № 354), допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа – при наличии одного источника питания.

Между тем, вышеуказанный срок перерыва в энергоснабжении регламентирован при внеплановом отключении электроэнергии при наличии к тому объективных причин, в частности, перечисленных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 (возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости, и пункте «б» пункта 117 (проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя) Правил                 № 354.

Аналогичные нормы о допустимых случаях отключения и порядке осуществления таких действий закреплены в частях 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерация.

Учитывая изложенное, суды, установив, что условия внепланового отключения обществом не доказаны, акты расследования аварийных ситуаций не составлены, пришли к обоснованному выводу об отсутствии объективных причин для внерегламентного отключения электроэнергии.

Доводы общества о незаконном включении в представление требований о привлечении лиц к дисциплинарной ответственности также были предметом оценки судов нижестоящих инстанций и мотивировано отклонены. Оснований для несогласия с выводами судов, не имеется.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, оснований для их пересмотра в порядке кассационного производства не установлено, кассационная жалоба – удовлетворению, а судебные акты – отмене, не подлежат.

Излишне уплаченная обществом государственная пошлина в сумме                1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета применительно к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.02.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу № А51-22512/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания» из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме                1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 08.07.2020              № 882.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                И.В. Ширяев     

Судьи                                                                                         И.М. Луговая     

                                                                                                   Н.В. Меркулова