АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2021 года № Ф03-3240/2021
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
судей: Новиковой С.Н., Гребенщиковой В.А.
при участии:
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение от 11.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021
по делу № А51-20022/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
кадминистрации Уссурийского городского округа
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, Министерство промышленности и торговли Приморского края
обоспаривании решений
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; далее – ИП Чан-сы-чан Л.Г., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Уссурийского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692519, <...>; далее – администрация) о признании незаконными предписаний Управления градостроительства администрации от 30.07.2019 № 054, от 30.07.2019 № 057 «Об устранении нарушения земельного законодательства»; признании недействительным постановления администрации от 21.06.2019 № 1415 о внесении изменений в постановление от 27.03.2015 № 852 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО), принадлежащих ИП Чан-сы-чан Л.Г. объекта, расположенных по адресам: <...> (позиция № 156) и Владивостокское шоссе, 111 (позиция № 157). В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов предприниматель просила обязать администрацию устранить допущенные нарушения путем восстановления в Схеме размещения нестационарных торговых объектов сведений о названных объектах и ИП Чан-сы-чан Л.Г. как хозяйствующем субъекте.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690007, <...>; далее – УФАС по Приморскому краю), Министерство промышленности и торговли Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690007, <...>; далее – Минпромторг края).
Решением суда от 11.02.2021, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 без изменения, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Чан-сы-чан Л.Г. выражает несогласие с принятыми по делу решением и апелляционным постановлением, считаете их незаконными и необоснованными, в связи с чем просит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения пункта 4.2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения НТО, утвержденного Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114, и пункта 21 Положения о порядке размещения НТО на территории Уссурийского городского округа, утвержденного постановлением администрации от 02.11.2015 № 2896-НПА, настаивает на том, что поскольку изначально размещение спорных НТО было осуществлено им не самовольно, а по согласованию с администрацией, то при исключении павильонов из утвержденной Схемы размещения НТО с учетом запрета установки торговых объектов на автобусных остановках в силу ОСТ 218.1.002-2003 администрация была обязана предоставить предпринимателю иные компенсационные места.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с позицией её заявителя, указывает на законность и обоснованность обжалуемых им судебных актов. Кроме того, дополнительно отмечает, что письмом от 18.05.2021 № 16-01/22/7014 предпринимателю разъяснен порядок предоставления компенсационных мест и предложено самостоятельно определить такое место либо выбрать из числа свободных, включенных в действующую Схему размещения НТО.
Минпромторгом края представлены письменные пояснения и поддержана позиция администрации. От УФАС по Приморскому краю отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых решения и апелляционного постановления с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не выявил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, постановлением администрации от 27.03.2015 № 852 утверждена Схема размещения НТО, в которую включены следующие, принадлежащие предпринимателю объекты (позиции № 156, № 157) – павильон с автобусной остановкой «Штаб Армии», специализация – цветы, расположен по адресу: <...> согласно проекту нестационарною торгового объекта; павильон площадью 24,8 кв.м, площадь места размещения 30,0 кв.м специализация – цветы, расположен по адресу: <...>, согласно проекту нестационарного торгового объекта.
Между Управлением экономического развития администрации и ИП Чан-сы-чан Л.Г. были заключены договоры на размещение нестационарного торгового объекта от 08.05.2018 № 103/156/2018 и № 104/157/2018 (сроком действия до 31.03.2019).
В связи с истечением указанного срока действия договоров ИП Чан-сы-чан Л.Г. обратилась в Управление экономического развития администрации с заявлением от 25.03.2019 по вопросу о заключении договора на размещение спорных нестационарных торговых объектов на новый срок, однако в этом ей было отказано.
При этом в ответе от 23.04.2019 № 13-13/453 «О рассмотрении обращения» администрация указала, что в связи с изменением регионального законодательства и вступлением в законную силу Постановления администрации Приморского края от 17.04.2018 № 171-па на территории Уссурийского городского округа принято постановление администрации от 29.12.2018 № 3014-НПА, которым предусмотрена процедура проведения отбора претендентов и определения победителя на право включения хозяйствующего субъекта в Схему на свободное место в Схеме в порядке проведения закрытого аукциона (либо без проведения такового).
Кроме того, администрация посчитала, что в данном случае договоры продлению и пролонгации не подлежат. На основании этого, а также в связи с отсутствием дальнейших правовых оснований для размещения спорных НТО, Управлением градостроительства администрации предпринимателю выставлены предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 30.07.2019 № 054, № 057 с требованием о демонтаже двух нестандартных торговых объектов до 19.08.2019.
Постановлением администрации от 21.06.2019 № 1415 сведения о принадлежащих предпринимателю павильонах (строки 156, 157) исключены из Схемы размещения НТО.
Не согласившись с указанными решениями администрации, выраженными в предписаниях об устранении нарушений земельного законодательства от 30.07.2019 № 054, № 057, постановлении от 21.06.2019 № 1415 в части исключения позиций № 156, № 157 из Схемы размещения НТО, считая их нарушающими права предпринимателя в сфере экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемы требованиями, отказывая в удовлетворении которых суды обеих инстанции исходили из следующего.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом о торговле.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона о торговле).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона о торговле).
Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов (далее – Порядок № 114).
Положениями пункта 3.9 Порядка № 114 установлены исчерпывающие основания для отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему, к которым в числе прочего относится: размещение нестационарного торгового объекта повлечет нарушение требований градостроительного, земельного, экологического законодательства, законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности, правил благоустройства.
Пунктом 4.1 названного Порядка № 114 определено, что схема носит бессрочный характер и формируется, изменяется и дополняется в следующих целях: развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и производства товаров народного потребления; увеличения конкуренции между хозяйствующими субъектами в сфере торговли; расширения каналов сбыта продукции сельскохозяйственных производителей; достижения максимального удобства расположения нестационарных торговых объектов для потребителей; создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения; увеличения количества торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, а также объектов иных социально значимых специализаций.
На основании пункта 4.2.3 данного Порядка юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, включенные в схему, подлежат исключению из нее в случае несоответствия указанных в схеме сведений о нестационарном торговом объекте по виду, специализации, периоду его размещения.
В рассматриваемом случае Схема размещения НТО утверждена постановлением администрации от 27.03.2015 № 852 и в нее были включены сведения о принадлежащих ИП Чан-сы-чан Л.Г. объектах (позиции № 156, № 157), павильон по адресу: ул. Владивостокское шоссе, 111, площадью 24,8 кв.м, площадь места размещения 30,0 кв.м, специализация – цветы, период размещения с 01.04.2018 по 31.03.2019; павильон по адресу: ул. Ленина-Тимирязева, площадью 25,4 кв.м, площадь места размещения 30,0 кв.м, специализация – цветы, период размещения с 01.04.2018 по 31.03.2019.
Мотивом исключения сведений о спорных объектах из Схемы размещения НТО послужил факт истечения срока действия заключенных с предпринимателем договоров и запрет на размещения торговых павильонов в пределах автобусных остановок.
Оценивая обоснованность первого из указанных оснований, суды пришли к верному выводу о том, что с учетом бессрочного характера Схемы размещения НТО истечение срока действия договора не может являться основанием для исключения сведений о торговых павильонах и их демонтаже, поскольку это будет противоречить пунктам 4.1, 4.2.3 Порядка № 114.
Вместе с тем суды признали, что незаконное размещение спорных павильонов на автобусных остановках в данном случае является достаточным основанием для исключения их из Схемы размещения НТО.
Так, согласно требованиям стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 № ИС-460-р, ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину – не менее длины остановочной площадки. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (пункты 3.3.2, 3.10.6), торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1). Согласно пункту 3.4 площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв.м. Не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков согласно пункту 3.10.7.
Необходимость соблюдения требований вышеуказанного стандарта отрасли вытекает из положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Свода правил «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*».
Проанализировав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе дополнительно представленные администрацией, суды установили, что спорные павильоны находятся непосредственно на посадочных площадках автобусных остановок, что предпринимателем не оспаривалось.
При таких обстоятельствах суды признали, что первоначальное включение в Схему размещения НТО (строки № 156, № 157) принадлежащих предпринимателю объектов прямо противоречило требованиям вышеуказанного ОСТ 218.1.002-2003.
С учетом установленного является правомерным вывод судов о том, что оспариваемые постановления, и иные действия и решения администрации по исключению из Схемы размещения НТО спорных павильонов соответствуют закону и не нарушают права предпринимателя, что влечет невозможность удовлетворения заявленных им требований с точки зрения статей 198, 200, 201 АПК РФ.
При этом противоположная позиция заявителя жалобы по приведенным вопросам признается судом округа несостоятельной как основанная на неверном толковании и понимании предпринимателем нормативных положений, содержащихся, в том числе в настоящем постановлении, а также противоречащая правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 24.01.2018 № 31-АПГ17-18.
Относительно доводов предпринимателя о необходимости предоставления ему компенсационных мест судами также правомерно отмечено следующее.
Пунктом 4.2 Порядка № 114 предусмотрено, что исключение места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы допускается исключительно при условии предоставления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему торговую деятельность, альтернативного компенсационного места, равноценного по критериям территориальной и пешеходной доступности, привлекательности для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, платы за размещение и иным критериям.
Предоставление компенсационного места осуществляется без проведения торгов. Порядок предоставления компенсационного места устанавливается органами местного самоуправления (пункт 4.2.1 Порядка № 114).
Согласно подпункту «г» пункта 19 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа от 01.11.2015 № 2896-НПА (далее – Положение № 2896-НПА) уполномоченный орган вправе досрочно отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, если размещение НТО влечет нарушение, ограничение и невозможность реализации прав третьих лиц в соответствии с Земельным кодексом РФ, а также в случаях, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.
В случае отказа от договора по указанному основанию НТО подлежит переносу на компенсационное место, согласованное с субъектом торговли (пункт 21 Положения № 2896-НПА).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 № 225-О и от 06.12.2018 № 3111-О, содержащееся в части 6 статьи 10 Закона о торговле положение направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом реализация этого законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции РФ требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) – с другой.
В соответствии с этим оспариваемая норма не может рассматриваться как исключающая необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Аналогичный подход, направленный на реализацию принципа «меняется место – сохраняется бизнес» и гарантирующий предоставление альтернативных равноценных компенсационных мест, также закреплен распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» и Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года».
С учетом изложенного суд округа поддерживает выводы судов о том, что поскольку спорные павильоны не были установлены предпринимателем самовольно, а нарушение запрета на размещение торговых объектов на автобусных остановках явилось следствием неправомерных действий самой администрации, то устранение этого нарушения путем исключения данных объектов из Схемы размещения НТО возлагает на ответчика обязанность предоставить заявителю компенсационные места.
При этом, как усматривается из материалов дела и подтверждено администрацией в отзыве на кассационную жалобу, предприниматель в апреле 2021 года обратился в администрацию с заявлением на предоставление компенсационных мест на размещение НТО, в ответ на которое получил соответствующие разъяснения относительно порядка реализации им своего права на их предоставление.
Доказательств оспаривания отказа в предоставлении компенсационных мест в деле не имеется. Данные требования также не являются предметом настоящего спора.
В связи с этим суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых решения, апелляционного постановления и возложения на администрацию обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении предпринимателю компенсационных мест, поскольку это выходит за рамки рассматриваемого спора.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу № А51-20022/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.И. Гребенщиков
Судьи С.Н. Новикова
В.А. Гребенщикова