ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3263/2022 от 20.07.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

21 июля 2022 года № Ф03-3263/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Басос М.А.

судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Сити Лайн»: ФИО1, директор; ФИО2, представитель по доверенности от 15.02.2022;

от общества с ограниченной ответственностью «Азимут»: ФИО3 по доверенности от 05.08.2021;

от Администрации Арсеньевского городского округа, Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, индивидуального предпринимателя ФИО1: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, веб-конференции, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, общества с ограниченной ответственностью «Сити Лайн»,

на решение от 20.01.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022

по делу № А51-9000/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Администрации Арсеньевского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Сити Лайн», общество с ограниченной ответственностью «Азимут», индивидуальный предприниматель ФИО1

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Администрация Арсеньевского городского округа (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – антимонопольный орган) от 19.05.2021 и предписания от 19.05.2021 по делу №025/10/18.1-567/2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Сити Лайн» (далее – общество «Сити Лайн»), общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее – общество «Азимут»), индивидуальный предприниматель ФИО1.

Решением суда от 20.01.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, заявленные требования удовлетворены; решение и предписание антимонопольного органа от 19.05.2021 №025/10/18.1-567/2020 признаны незаконными.

С кассационными жалобами в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратились антимонопольный орган и общество «Сити Лайн», которые просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, считая их принятыми с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Антимонопольный орган в кассационной жалобе приводит доводы о соответствии закону оспариваемых решения и предписания, которыми признана обоснованной жалоба общества «Сити Лайн» на отказ в допуске к участию в конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Арсеньевского городского округа. Заявитель кассационной жалобы указывает, что утвержденный постановлением администрации порядок проведения открытого конкурса не содержит правил предоставления участником закупки документов в случае наличия гарантийного обязательства по приобретению транспортных средств. Полагает, что в конкурсной документации содержались противоречия, не позволяющие участникам подать соответствующие заявки на участие в конкурсе.

В обоснование кассационной жалобы общество «Сити Лайн» указывает на необоснованное отклонение его заявки для участия в конкурсе. Приводит доводы о том, что в составе заявки представлено гарантийное письмо, которое гарантировало администрации как заказчику в случае победы в конкурсе наличие транспортных средств, обладающих конкретными характеристиками для обеспечения перевозок по муниципальному маршруту. Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на положения законодательства в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, считает, что претендент на участие в конкурсе, не имеющий в собственности или на ином законном основании транспортных средств на момент подачи заявки, но представивший обязательство по их приобретению, должен быть допущен к участию в открытом конкурсе.

В направленных в суд кассационной инстанции отзывах администрация и общество «Азимут» против удовлетворения кассационных жалоб возражали.

Судебное заседание суда кассационной инстанции проведено в соответствии с положениями статей 153.1, 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда и веб-конференции.

Представители общества «Сити Лайн», принявшие участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, поддержали доводы кассационной жалобы.

Представитель общества «Азимут», принявший участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции, против доводов кассационной жалобы возражал.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационных жалоб.

Изучив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как установили суды при рассмотрении спора, на основании постановления от 23.03.2021 № 141-па администрацией проведен открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа №4 «Вокзал-Айболит». Извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация размещены на официальном сайте администрации.

Конкурсной документацией определен перечень документов, которые участник закупки должен приложить в составе заявки.

В соответствии с условиями конкурсной документации заявка участника конкурса должна содержать:

- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, предъявляемым к транспортным средствам, которые будут использоваться в течение действия свидетельств(а) для перевозок по муниципальным маршрутам, в отношении которых проводится открытый конкурс, и указанным в реестре муниципальных маршрутов:

- копии свидетельств о регистрации транспортных средств и (или) копии паспортов транспортных средств (в случае, если транспортные средства находятся у перевозчика на. праве собственности);

- копии правоустанавливающих договоров (договоры аренды транспортных средств, договоры лизинга транспортных средств и пр.) с приложением соответствующих копий свидетельств о регистрации транспортных средств и (или) копий паспортов транспортных средств (в случае, если транспортные средства находятся у перевозчика на ином законном основании (кроме права собственности);

- документ (в свободной форме), подтверждающий принятие на себя обязательств по приобретению таких транспортных средств в срок до 25.05.2021 (подпункт «ж» пункт 4 главы II конкурсной документации).

Конкурсной документацией предусмотрено, что в составе заявки должны быть представлены копии документов, подтверждающих наличие следующих характеристик транспортных средств, заявленных в заявке: наличие информационных электронных табло внутри салона (указатель муниципального маршрута, название остановочных пунктов); наличие громкой связи для оповещения пассажиров; наличие системы кондиционирования воздуха в салоне; наличие низкого пола; наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками (в соответствии с техническими требованиями, установленными ГОСТ Р 51090-2017); наличие устройства для автоматического аудио-информирования пассажиров; наличие системы безналичной оплаты проезда (электронные устройства системы оплаты и учета проезда при использовании карты «Приморец»); наличие газомоторного оборудования (подпункт «н» пункт 4 главы II конкурсной документации).

Конкурсной документацией определено, что копии документов, указанных в подпункте «н» пункта 4 главы II конкурсной документации, предоставляются для подтверждения наличия тех или иных характеристик транспортных средств, указанных в заявке. К данным документам относятся акты на установку, обслуживание, информация о технических характеристиках транспортных средств, документы от производителя и другие документы, подтверждающие наличие указанных в заявке характеристик; к копиям перечисленных документов прикладываются фотографии (пункт 4 главы II конкурсной документации).

На участие в открытом конкурсе подали заявки общество «Сити Лайн», общество «Азимут», предприниматель ФИО1

Общество «Сити Лайн», подав заявку на участие в открытом конкурсе, предоставило гарантийное письмо от 20.04.2021, подписанное директором ФИО1, о принятии обязательств по предоставлению транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании с характеристиками, предусмотренными заявкой на участие в открытом конкурсе, в случае если по итогам открытого конкурса будет предоставлено право на получение свидетельства об осуществлении перевозок. Общество «Сити Лайн» заполнило шкалу для оценки критериев, по которым осуществляется сопоставление заявок (приложение №3 к конкурсной документации).

Согласно протоколу от 28.04.2021 комиссия организатора торгов отказала в допуске к участию в открытом конкурсе обществу «Сити Лайн» и предпринимателю ФИО1 Мотивом для отказа в допуске общества «Сити Лайн» послужило отсутствие документов, подтверждающих характеристики указанных в заявке транспортных средств, предполагаемых к использованию при осуществлении перевозок по муниципальному маршруту.

Общество «Сити Лайн» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия комиссии организатора торгов.

Решением от 19.05.2021 по делу №025/10/18.1-567/2021 антимонопольный орган признал жалобу общества «Сити Лайн» обоснованной, а организатора конкурса (администрацию) допустившим нарушение статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

Принимая решение от 19.05.2021 по делу №025/10/18.1-567/2021 антимонопольный орган исходил из того, что условиями конкурсной документации предусмотрено право участника конкурса на предоставление в составе заявки документа, подтверждающего принятие на себя обязательства по приобретению транспортных средств для осуществления перевозок, следовательно, организатором торгов предусмотрено, что на момент подачи заявок у участников могут отсутствовать на праве собственности или на ином законном основании транспортные средства, вместе с тем, конкурсная документация не содержит перечня документов, подлежащих предоставлению в случае принятия на себя обязательства по приобретению транспортных средств.

Антимонопольный орган внес администрации предписание от 19.05.2021 по делу № 025/10/18.1-567/2021, которым обязал организатора конкурса (администрацию) отменить протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; вернуть заявки участникам и внести изменения в конкурсную документацию; осуществить дальнейшее проведение конкурса с учетом решения от 19.05.2021 по делу №025/10/18.1-567/2021.

Несогласие с решением и предписанием антимонопольного органа послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что сведения о транспортных средствах, предполагаемых к использованию в перевозках, должны быть предоставлены всеми участниками конкурса в любом случае независимо от наличия транспортных средств в собственности или на ином законном основании, а в части приложения документов, подтверждающих наличие транспортных средств предусмотрена альтернатива и, в случае отсутствия таких документов, прилагаются документы, подтверждающие принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Суды, руководствуясь положениями частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19, части 2 статьи 21, пунктом 2 части 1 статьи 23, статьи 24 Закона № 220-ФЗ, заключили, что проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок, путем принятия муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок и условия проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории соответствующего муниципального образования.

Проанализировав Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа, утвержденный постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 06.08.2019 №567-па, Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа №4 «Вокзал-Айболит», утвержденный постановлением администрации Арсеньевского городского округа от 23.03.2021 № 141-па, а также конкурсную документацию по проведению конкурса, суды не установили противоречий, имеющихся, по мнению антимонопольного органа, относительно условий конкурса, предусматривающих перечень подлежащих предоставлению документов в обоснование права на участие в конкурсе.

Суды учли, что необходимость предоставления конкретных сведений о характеристиках транспортных средств в составе заявки на участие в конкурсе обусловлена особенностями осуществления деятельности в виде обеспечения регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования.

Необходимость предоставления документов, подтверждающих наличие характеристик транспортных средств, подлежащих использованию при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров и багажа, в том числе и в случае принятия обязательств по приобретению таких транспортных средств, влияет на качество оказания услуг и способствует обеспечению требований безопасности перевозок.

Так, в силу части 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе, предметом которого является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, учитываются следующие обязательные критерии: количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя; опыт осуществления регулярных перевозок; влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств; максимальный срок эксплуатации транспортных средств.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона № 220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

Применив вышеизложенные нормы права к установленным обстоятельствам, связанным с отклонением заявки общества «Сити Лайн, суды пришли к выводу о том, что комиссия организатора торгов правомерно не допустила к участию в открытом конкурсе заявку указанного лица в связи с непредоставлением документов, подтверждающих конкретные характеристики указанных в заявке транспортных средств, предполагаемых к использованию при осуществлении перевозок по муниципальному маршруту.

При таких обстоятельствах суды признали не соответствующим закону решение антимонопольного органа, пришедшего к выводу об обоснованности жалобы общества «Сити Лайн» и неправомерности действий организатора торгов, а соответственно, выданного на его основе предписания.

Доводы кассационных жалоб являлись предметом рассмотрения судов и получили должную правовую оценку.

Заполненная обществом «Сити Лайн» при подаче заявки шкала служит основой для оценки критериев, по которым осуществляется сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, и не свидетельствует о факте предоставления участником документов, подтверждающих характеристики транспортных средств, подлежащих использованию при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров и багажа, оказывающих влияние на качество и безопасность таких перевозок.

Доводы кассационных жалоб не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов и принятие нового судебного акта.

В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.01.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022по делу № А51-9000/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.А. Басос

Судьи Н.В. Меркулова

Л.М. Черняк