АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
27 июля 2022 года № Ф03-3293/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Форест»: представитель не явился;
от Управления муниципальной собственности города Владивостока: ФИО1, представитель по доверенности от 17.12.2021 № 28/8137исх;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форест»
на решение от 07.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022
по делу № А51-16592/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Форест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690087, <...>)
к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Форест» (далее – ООО «Форест», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (далее – УМС) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 09.09.2021 № 10769сп/28.
Решением суда от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе ООО «Форест», полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права и подлежат отмене.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что планирует на испрашиваемом земельном участке строительство крематорного комплекса, включающего в себя места для проведения религиозных обрядов, ритуальные магазины и ритуальное производство. Обращает внимание, что общество не планирует заниматься деятельностью, связанной с захоронением и любого вида распоряжением останками умерших.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и муниципальные правовые акты города Владивостока, настаивает на правомерности испрашиваемого имущественного комплекса и отсутствии правовых норм и запретов на его включение в перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, с последующим предоставлением обществу на 49 лет без проведения торгов для размещения объекта капитального строительства колумбарного комплекса, с объектами капитального строительства для осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу УМС и ее представитель в судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, считают доводы кассационной жалобы несостоятельными.
ООО «Форест», извещенное в надлежащем порядке о времени и местерассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно них, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО «Форест» с 10.11.2018 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:1195 площадью 60 874 м2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ритуальная деятельность, историко-культурная деятельность, адрес: <...>; здание с кадастровым номером 25:28:030013:1190, адрес: Владивосток, ул. Патрокл, д. 33; здание с кадастровым номером 25:28:030013:1191, адрес: Владивосток, ул. Патрокл, д. 33; сооружение (Батарея береговая Уссурийская, 1895-1897гг. военный инженер ФИО2) с кадастровым номером 25:28:030013:962, адрес: г. Владивосток, гора Монастырская, вершина горы, на праве собственности принадлежат муниципальному образованию город Владивосток, о чем свидетельствуют сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
21.07.2021 общество обратилось в УМС с заявлением о включении в перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195, расположенного по адресу: <...> а также о предоставлении указанного земельного участка в аренду обществу на 49 лет без проведения торгов для размещения объекта капитального строительства колумбарного комплекса, с объектами капитального строительства под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности.
30.07.2021 общество обратилось в УМС с заявлением о включении в перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195, здания с кадастровым номером 25:28:030013:1191, сооружения с кадастровым номером 25:28:030013:962, расположенных по адресу: <...>, а также предоставлении в аренду сроком на 49 лет для размещения объекта капитального строительства колумбарного комплекса, с объектами капитального строительства под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности.
УМС письмом от 11.08.2021 № 9774сп/28 отказало, указав, что по принадлежности места погребения могут быть только государственные или муниципальные.
13.08.2021 общество обратилось в УМС с заявлением о включении в перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, как единого имущественного комплекса: земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195, здания с кадастровым номером 25:28:030013:1191, здания с кадастровым номером 25:28:030013:1190, сооружения с кадастровым номером 25:28:030013:962, а также предоставлении в аренду сроком на 49 лет, с видом разрешенного использования - для размещения объекта крематория с дополнительными объектами под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности, за исключением деятельности по захоронению на территории имущественного комплекса.
УМС письмом от 09.09.2021 № 10769сп/28 отказало, повторно указав, что по принадлежности места погребения могут быть только государственные или муниципальные.
Не согласившись с решением УМС, считая его незаконным и нарушающим в сфере экономической деятельности права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение понятий субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
На основании подпунктов 1, 3, 4 пункта 1 статьи 14 названного Закона основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно пункта 1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
В силу части 4 статьи 18 названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как установлено частью 4.1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ, порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
В развитие указанных норм права Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт города Владивостока от 17.12.2009 № 197-МПА «Порядок формирования, ведения и опубликования Перечня муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке» (далее - Порядок № 197-МПА, Перечень № 197-МПА).
По правилам пункта 1.2 названного Порядка перечень формируется в виде информационной базы данных, содержащей реестр объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением Перечня. При этом в Перечень включаются объекты муниципального имущества, которые могут быть использованы в целях предоставления их во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественной, в частности, по передаче во владение и (или) в пользование муниципального имущества (земельных участков, сооружений) без проведения торгов, осуществляется при соответствии субъектов малого и среднего предпринимательства, которым такое имущество предоставляется, условиям, предусмотренным муниципальными программами (подпрограммами).
Кроме того, муниципальное имущество в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть включено в соответствующий перечень, утвержденный органом местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно муниципальной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 13.09.2019 № 3331, одной из мер государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы является оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в городе Владивостоке в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества на льготных условиях.
Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывается в соответствии с Порядком оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, указанным в приложении № 11 к муниципальной программе (далее – Порядок № 3331).
Согласно пункту 1.3 данного Порядка муниципальное имущество, предоставляемое в качестве имущественной поддержки, должно быть включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, утвержденный решением Думы города Владивостока от 16.07.2010 № 517.
На основании пункта 2.8 Порядка № 3331 при поступлении только одного заявления субъекта малого и среднего предпринимательства, физического лица, применяющего специальный налоговый режим, об оказании имущественной поддержки в виде предоставления объекта муниципального имущества, включенного в Перечень, договор на имущество заключается в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем предоставления муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Такая муниципальная преференция предоставляется субъекту малого и среднего предпринимательства, соответствующему условиям, предусмотренным частью 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, при наличии положительного решения Координационного совета о возможности предоставления заявителю имущественной поддержки и без предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В случае если на дату принятия решения о предоставлении имущественной поддержки поступило два и более заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, на оказание имущественной поддержки в виде предоставления в аренду конкретного объекта муниципального имущества, договор аренды на такое имущество заключается по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды (пункт 2.9 Порядка № 3331).
Поскольку общество обратилось за оказанием имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих ритуальную деятельность, суды приняли во внимание гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», положения Закона Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ «О погребении и похоронном деле в Приморском крае».
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом вида разрешенного использования земельного участка 12.1 (ритуальная деятельность) включает в себя: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
Также пункты 2.4.5, 2.5.4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014 указывают на то, что крематорий – это объект похоронного назначения; организатором погребения, ответственным за подготовку и осуществление погребения в колумбарную нишу - является смотритель колумбария.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив вышеуказанные нормы права, отметив, что инициатором формирования перечня муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих ритуальную деятельность, является орган местного самоуправления, суды пришли к выводу, что оспариваемый отказ является правомерным, соответствует нормам действующего законодательства.
Отклоняя доводы о возможности предоставления спорного имущественного комплекса обществу на 49 лет без проведения торгов для размещения объекта капитального строительства колумбарного комплекса, с объектами капитального строительства под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности, суды учли, что в рассматриваемом случае защита конкуренции обеспечивается включением имущества в соответствующий общедоступный перечень.
Соответственно обращение субъекта малого или среднего предпринимательства за имущественной поддержкой в виде предоставления в аренду объектов недвижимости, не включенных в перечень муниципального имущества, не может служить безусловным основанием для предоставления этих объектов в аренду без проведения торгов, поскольку ограничивает равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации своих прав через установленные преференции.
При таких обстоятельствах, по верным выводам судов, оспариваемое решение принято УМС при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов общества, оспариваемым решением не были созданы препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Заявляя доводы в кассационной жалобе, направленные на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, заявитель жалобы не учитывает полномочия суда кассационной инстанции, ограниченные нормами части 2 статьи 287 АПК РФ в части установления обстоятельств, исследования доказательств и их оценки, и, по сути, заявляет доводы, направленные исключительно на иную оценку исследованных судами двух инстанций доказательств, что недопустимо при проверке законности судебных актов в порядке кассационного производства (статья 286 АПК РФ), в связи с чем указанные доводы отклоняются судом округа.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу № А51-16592/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи И.М. Луговая
А.И. Михайлова