ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3303/20 от 19.10.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2020 года                                                                    № Ф03-3303/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: М.А. Басос

судей: А.И. Михайловой, Т.Н. Никитиной

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Оттева В.Г., представитель по доверенности от 14.01.2020                    № 8/141;

от Администрации города Хабаровска: Минина Е.С., представитель по доверенности от 09.01.2020 № 1.1.29-3;

от Правительства Хабаровского края: Пасечник А.А., представитель по доверенности от 28.09.2020 № 12.3.25-14664;

от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Кудряшова В.В., представитель по доверенности от 08.09.2020 № 2.1-15615; Апёнышев М.Е., представитель по доверенности от 08.04.2019 № 2.1-6843;

от Муниципального бюджетного учреждения города Хабаровска «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр»: Тесельский П.П., представитель по доверенности от 14.10.2020 № 1168-к; Ищенко О.Ю., представитель по доверенности от 03.06.2020 № 1;

от общества с ограниченной ответственностью Проектно-Производственное бюро «Новое поколение», общества с ограниченной ответственностью «Городская платежная система», общества с ограниченной ответственностью «Оператор Транспортная карта», Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России», закрытого акционерного общества «Золотая корона»: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,  Администрации города Хабаровска

на решение от 31.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020

по делу № А73-20708/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску

Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, адрес: 680030, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Запарина, д.67)

к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края                 (ОГРН 1022700930010, ИНН 2721027316, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 67)

обществу с ограниченной ответственностью Проектно-Производственное бюро «Новое поколение» (ОГРН 5157746163317, ИНН 9701025232, адрес: 111524, г.Москва, ул.Электродная, д.11, стр.18, этаж 3, пом. 99)

третьи лица:

Администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, д.66)

Правительство Хабаровского края (ОГРН 1022700931868, ИНН 2700000786, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56),

общество с ограниченной ответственностью «Городская платежная система»                (ОГРН 1092801003745, ИНН 2801142346, адрес: 675000, Амурская обл.,               г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 57, оф. 609),

общество с ограниченной ответственностью «Оператор Транспортная карта» (ОГРН 1102724004151, ИНН 2724142395, адрес: 680014, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Промышленная, д. 8А, оф. 311),

Муниципальное бюджетное учреждение города Хабаровска «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» (ОГРН 1092724007518, ИНН 2724000376, адрес: 680021, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, д. 44),

Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19),

закрытое акционерное общество «Золотая корона» (ОГРН 1025402453438,                       ИНН 5406119655, адрес: 630102, Новосибирская обл., г.Новосибирск, ул.Кирова, д. 86)

о признании недействительным конкурса и заключенного по его результатам соглашения

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – антимонопольный орган) к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края (далее – министерство, организатор конкурса), обществу с ограниченной ответственностью Проектно-Производственное бюро «Новое поколение» (далее – общество, оператор) с исковым заявлением, содержащим требования о признании недействительными:

- открытого конкурса по выбору оператора (уполномоченной организации) по реализации на территории Хабаровского края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» (далее – электронная система ЭСОП);

- соглашения от 08.04.2019 № 1 и дополнительных соглашений к нему, заключенных между министерством и обществом по результатам открытого конкурса.

Решением суда от 31.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, в удовлетворении требований отказано в полном объеме.

Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационным жалобам антимонопольного органа и Администрации города Хабаровска (далее – администрация), привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, полагающих, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отмене.

Антимонопольный орган в поданной им кассационной жалобе и дополнениях к ней указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и заявленным требованиям, суть которых заключалась в нарушении при проведении министерством торгов в виде открытого конкурса правил, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Заявитель кассационной жалобы считает, что при проведении конкурса имело место нарушение публичных интересов и (или) прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, что привело к недействительности (ничтожности) торгов и заключенного по его результатам соглашения.

Полагает, что неуказание в конкурсной документации путей интеграции электронной системы ЭСОП и их особенностей с учетом действующей электронной системы оплаты проезда в городе Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе; объединение в один лот работ по организации, установке, внедрению, эксплуатации и сопровождению безналичной электронной системы оплаты проезда,  технологически и функционально не связанных между собой; несоответствие содержания заключенного по результатам конкурса соглашения предмету проведенных торгов, в совокупности являются существенными нарушениями антимонопольных требований к торгам, привели к созданию обществу как участнику торгов преимущественных условий и навязыванию субъектам, осуществляющим деятельность в сфере перевозок пассажиров на транспорте общего пользования невыгодных условий осуществления указанной деятельности.

Антимонопольный орган считает, что принятые судами первой и апелляционной инстанций решение и постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Администрация в кассационной жалобе и письменных пояснениях к ней ставит вопрос о применении к рассматриваемым правоотношениям по проведению открытого конкурса по реализации на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку соглашение, явившееся результатом открытого конкурса, заключено от имени министерства, как органа государственной власти, в рамках исполнения государственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки льготной категории граждан, проведение торгов подлежало регулированию положениями Закона о контрактной системе.

Администрация, указывая, что действует в сфере своих полномочий по организации транспортного обслуживания в городе Хабаровске, поддерживая доводы кассационной жалобы антимонопольного органа в полном объеме, полагает, что в результате проведения конкурса и заключения оспариваемого в настоящем деле соглашения, перевозчикам фактически навязано исключительное взаимодействие с обществом, определенным министерством в качестве краевого оператора, обусловленное необходимостью получения субсидий из бюджета Хабаровского края в целях возмещения затрат, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.

Заявитель кассационной жалобы считает, что в результате действий министерства общество получило возможность осуществлять деятельность на рассматриваемом товарном рынке в условиях ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов, получать определенное в одностороннем порядке вознаграждение за оказываемые услуги; соглашение, заключенное по результатам проведенного министерством конкурса носит антиконкурентный, дискриминационный характер.

В кассационной жалобе администрация считает, что имеются основания для направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Правительство Хабаровского края (далее – правительство), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в представленном суду округа отзыве и письменных пояснениях против доводов кассационных жалоб возражает.

Правительство указывает на правомерность позиции судов, пришедших к выводу, что целью обращения антимонопольного органа с заявленными требованиями, по сути, является восстановление нарушенных прав и интересов конкретных лиц, проигравших в конкурсе. По мнению правительства, правовое регулирование конкурса не связано положениями Закона о контрактной системе.

Правительство указывает, что судами мотивированно отклонены доводы антимонопольного органа о необходимости раздельного выбора операторов для внедрения электронной системы ЭСОП в различных районах и городах (географических границах) Хабаровского края, поскольку разделение лотов повлечет нарушение прав граждан на льготный проезд по социальной транспортной карте на территории края. Работа социальной транспортной карты должна осуществляться на всей территории Хабаровского края, вне зависимости от мест получения, использования, регистрации обладателя карты. 

Правительство не усматривает нарушения антимонопольных правил проведения торгов в связи с неуказанием в конкурсной документации существующих особенностей интеграции в действующую электронную систему оплаты проезда в городе Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе. Считает, что указание такой информации в технической документации означало бы необходимость для потенциально заинтересованных участников конкурса заключать соглашения с конкретными хозяйствующими субъектами, а именно с Муниципальным бюджетным учреждением города Хабаровска «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» (далее -  муниципальное учреждение Хабаровский информационный центр), организующим работу по оборудованию транспортных средств терминальным оборудованием (валидаторами), закрытым акционерным обществом «Золотая корона» - правообладателем электронной системы оплаты проезда, действующей в городе Хабаровске, Дальневосточным банком ПАО «Сбербанк России» - собственником оборудования безналичной электронной системы оплаты проезда (валидаторов).       

Министерство по доводам кассационных жалоб представило суду округа возражения и письменные пояснения, в которых указало на неправомерность позиции администрации относительно необходимости применения к проведенному конкурсу положений Закона о контрактной системе. Отметило, что заключенное с обществом по результатам торгов соглашение не предусматривает расчеты между сторонами, общество по заданию министерства обеспечивает внедрение, эксплуатацию, сопровождение на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП безвозмездно. Министерство считает ошибочными доводы об антиконкурентном характере проведенного на законных основаниях конкурса и заключенного соглашения, поддерживает в указанной части возражения, изложенные правительством.

Общество направило в суд округа письменные возражения на кассационные жалобы, в которых отметило, что обязано по условиям заключенного с министерством соглашения обеспечить интеграцию программного обеспечения электронной системы ЭСОП с уже установленным у перевозчиков оборудованием. Однако, без исполнения встречных действий со стороны владельца действующей в городе Хабаровске автоматизированной электронной системы учета и оплаты проезда (далее – электронная система АЭСУОП), оператор не может осуществить указанную интеграцию. Обращает внимание, что отсутствие в настоящий момент интеграции электронной системы ЭСОП с уже установленным оборудованием электронной системы АЭСУОП, не лишает перевозчиков возможности воспользоваться предусмотренным соглашением способом и взять у оператора соответствующее оборудование для обработки выданных льготным категориям граждан социальных карт. Таким образом, как полагает оператор, факт неисполнения обязательства вследствие невыполнения третьими лицами встречных действий не может расцениваться как нарушение законодательства о конкуренции.

Правительство, министерство и общество просят оставить принятые по делу судебные акты в силе.

Муниципальное учреждение Хабаровский информационный центр представило в суд округа отзыв на кассационные жалобы, в котором заявленные в них доводы поддержало.

В судебном заседании суда кассационной инстанции 19.10.2020 представители антимонопольного органа, администрации на доводах кассационных жалоб настаивали. Представитель муниципального учреждения Хабаровский информационный центр поддержал позиции заявителей кассационных жалоб.

Представители правительства, министерства против доводов кассационных жалоб возражали.

Общество, а также иные лица, участвующие в деле - общество с ограниченной ответственностью «Городская платежная система», общество с ограниченной ответственностью «Оператор Транспортная карта», Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк России», закрытое акционерное общество «Золотая корона», извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационных жалоб.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационных жалобах и отзывах на кассационные жалобы, письменных пояснениях и дополнениях, заслушав мнение явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующему.

Как установили суды и следует из материалов дела, в целях организации проезда льготных категорий граждан на территории Хабаровского края на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края» Правительство Хабаровского края постановлением от 15.02.2019 № 42-пр утвердило Порядок проведения открытого конкурса по выбору оператора (уполномоченной организации) для реализации на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП.

Указанным Порядком министерство определено уполномоченным органом по проведению открытого конкурса по выбору оператора (уполномоченной организации) для реализации на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП и заключению соглашения с победителем конкурса.

В соответствии с преамбулой постановления Правительства Хабаровского края от 15.02.2019 № 42-пр Порядок проведения открытого конкурса по выбору оператора (уполномоченной организации) для реализации на территории Хабаровского края ЭСОП (далее – Порядок № 42-пр) принят на основании статей 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Министерство 15.02.2019 издало Распоряжение № 20-р, которым утвердило Извещение и Конкурсную документацию для проведения открытого конкурса по выбору оператора (уполномоченной организации) в целях реализации на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП, приложением № 1 к которой являлось Техническое задание.

Организатор конкурса 18.02.2019 разместил на своем официальном сайте и сайте правительства утвержденные Извещение о проведении открытого конкурса по выбору оператора (уполномоченной организации) по реализации на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП и Конкурсную документацию.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка № 42-пр, пунктом 1.3 Конкурсной документации предмет конкурса составляет выбор оператора (уполномоченной организации), обеспечивающего внедрение, эксплуатацию и сопровождение (организационное, техническое, информационное, финансовое) на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП, а также защиту персональных данных в соответствии с требованиями федерального законодательства о персональных данных при осуществлении данной деятельности.

Согласно пункту 1.9 Порядка № 42-пр, пункту 1.3 Конкурсной документации организатор конкурса заключает с победителем конкурса Соглашение о реализации на территории края электронной системы ЭСОП.

В соответствии с пунктом 1.10 Порядка № 42-пр, пунктом 1.3 Конкурсной документации Соглашение о реализации на территории края электронной системы ЭСОП заключается на срок до 2026 года.

Порядком № 42-пр и Конкурсной документацией определены полномочия конкурсной комиссии, требования к заявителям, порядок организации конкурса, подачи заявок, порядок проведения конкурса, а также отбора победителя конкурса.

В пункте 7.10 Порядка № 42-пр, пункте 5.13 Конкурсной документации оговорены критерии оценки и сопоставления заявок, количество набранных заявителями баллов определяется в зависимости:

- от размера комиссии, выплачиваемой оператору от каждой совершенной гражданином поездки, для возмещения затрат, связанных с внедрением электронной системы ЭСОП (от 0 до 1 процента от размера тарифа на регулярные перевозки на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением социальной транспортной карты – 40 баллов, от 1,1 до 2 процентов - 30 баллов, от 2,1 до 3 процентов -  20 баллов, от 3,1 до 4 процентов – 10 баллов, от 4,1 до 5 процентов - 5 баллов, свыше 5,1 процента - 0 баллов);

- от количества терминалов на территории Хабаровского края для пополнения социальной транспортной карты (равное 150 и свыше - 5 баллов, менее 150 – 0 баллов);

- от наличия терминалов на территории городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре» и на территориях не менее чем 10 муниципальных районов Хабаровского края -  20 баллов, на территориях не менее чем пяти муниципальных районов Хабаровского края – 10 баллов, на территориях менее чем пяти муниципальных районов Хабаровского края – 0 баллов.

Итоговая оценка конкурсного предложения каждого участника конкурса определяется как сумма количества баллов, выставленных каждым членом конкурсной комиссии. Участнику конкурса, получившему наибольшее количество баллов по результатам оценки его заявки, присваивается первый порядковый номер. Победителем конкурса признается участник конкурса, которому присвоен первый порядковый номер, или участник конкурса, признанный единственным участником конкурса (пункты 7.11 – 7.13 Порядка № 42-пр, пункты 5.14 – 5.16 Конкурсной документации).

Пунктом 1.4  Конкурсной документации предусмотрено, что порядок и условия внедрения электронной системы ЭСОП, требования к оборудованию, необходимому для реализации данной системы, к социальной транспортной карте изложены в Техническом задании.

Техническое задание устанавливает требования к технологии проведения работ по организации, установке, внедрению, эксплуатации и сопровождению на территории Хабаровского края ЭСОП и иные требования в целях обеспечения функционирования данной системы.

В разделе 2 технического задания указана технология проведения работ оператора по организации, внедрению, эксплуатации и сопровождению ЭСОП, в том числе путем

- ввода в эксплуатацию электронной системы ЭСОП

не позднее 01.06.2019 на территориях городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района,

с 01.10.2019 - на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и на остальных территориях муниципальных районов Хабаровского края (пункт 2.2 технического задания);

- установки оператором на транспорте общего пользования оборудования, необходимого для функционирования электронной системы ЭСОП и соответствующего требованиям Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (пункт 2.3 технического задания).

В разделе 3 технического задания установлены требования к программному обеспечению электронной системы ЭСОП и применяемому оборудованию.

Пунктом 3.3 технического задания предусмотрено, что интеграция электронной системы ЭСОП и социальной транспортной карты с электронной транспортной системой и оборудованием, действующими на транспорте общего пользования в городском округе «Город Хабаровск» (терминал NEW 8210, транспортные карты стандарта Mifare plus SIK), должна быть обеспечена без установки дополнительного оборудования.

Интеграция ЭСОП и социальной транспортной карты с электронной транспортной системой, действующей на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (АО СКБ ВТ «Искра», Прим-08Ф и ТГК МК-35Ф. бесконтактные смарт-карты стандарта Mifare plus X 4К, SAM-модули стандарта SAM NXP AV2), должна быть обеспечена без установки дополнительного оборудования (пункт 3.4 технического задания).

Согласно пункту 3.6 технического задания, программное обеспечение и оборудование электронной системы ЭСОП должно обеспечить доступ к считыванию данных интегрированных систем без установки дополнительного программного обеспечения и оборудования.

Информационная совместимость должна обеспечиваться за счет использования стандартных протоколов связи, форматов файлов, способов взаимодействия (пункт 3.7 технического задания).

На участие в конкурсе поступили заявки общества, ООО «Городская платежная система», ООО «Оператор транспортная карта», ООО «Региональные навигационно-информационные системы Камчатского края», ООО «Социальные системы» (протокол вскрытия конвертов от 21.03.2019).

ООО «Оператор транспортная карта», ООО «Региональные навигационно-информационные системы Камчатского края», ООО «Социальные системы» отстранены от участия в конкурсе.

Допущены к участию в конкурсе и признаны участниками конкурса общество и ООО «Городская платежная система».

Победителем конкурса признано общество (протоколы рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 25.03.2019).

По результатам конкурса 08.04.2019 между министерством и обществом заключено соглашение № 1, по условиям которого заказчик поручает, а оператор принимает на себя обязательства обеспечить внедрение, эксплуатацию и сопровождение (организационное, техническое, информационное, финансовое) на территории края электронной системы ЭСОП в соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации.

Организация и порядок проведения торгов, а также заключения договора на торгах урегулированы положениями статей 447, 448 ГК РФ.

По правилу, изложенному в статье 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Кодекса.

Разрешая спор, суды исходили из того, что при рассмотрении иска о признании торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов; целью признания недействительным конкурса является восстановление нарушенных прав и законных интересов проигравшего участника.

Суды рассмотрели проведенный министерством конкурс по отбору оператора, как торги, проводимые исключительно в порядке, предусмотренном положениями статей 447 и 448 ГК РФ.

В этой связи суды оценили содержание Извещения и Конкурсной документации, что в совокупности позволило им установить предмет конкурса, критерии оценки и сопоставления заявок, требования к участникам конкурса, а также подробно проанализировали обстоятельства, связанные с отклонением конкурсной комиссией заявки ООО «Оператор транспортная карта», и признали его обоснованным в связи с наличием заложенности по пеням, начисленным за несвоевременное перечисление обязательных платежей в бюджеты Российской Федерации.

Суды указали, что участие ООО «Оператор транспортная карта» в конкурсе не повлияло бы на результат конкурса, поскольку общество предложило лучшие условия для внедрения ЭСОП, исходя из того, что предложенный им размер комиссии, выплачиваемой оператору от каждой совершенной гражданином поездки, для возмещения затрат, связанных с внедрением электронной системы ЭСОП, по сути основной критерий оценки заявок на участие в конкурсе, составил 2,9 %. Общество на законных основаниях признано победителем, нарушений антимонопольного законодательства в действиях министерства суды не усмотрели.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой, апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с неправильным применением норм материального права.

Суды оставили без внимания следующее.

Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными в случаях, если:

- проведение таких торгов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- в основание для признания соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов недействительными положено нарушение правил, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции (часть 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

         Положения статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещают совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (часть 1 статьи 17).

Наряду с указанным запретом при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов или заказчиками являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Наряду с изложенным при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Из разъяснений, приведенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ, следует, что под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

         В обоснование иска, предметом которого является признание недействительными проведенных торгов (конкурса) и заключенного по его результатам соглашения, антимонопольный орган привел следующие обстоятельства:

1) неуказание в конкурсной документации, техническом задании существующих особенностей интеграции в действующую карточную систему оплаты проезда в городе Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе привело к невозможности потенциальных участников конкурса в полном объеме оценить количество и стоимость материальных затрат инвестора по предмету конкурса с учетом имеющейся действующей системы оплаты проезда на транспорте, просчитать реальный размер получаемой впоследствии комиссии от каждой совершенной гражданином поездки, который является приоритетным критерием оценки при подсчете баллов участникам конкурса, чем нарушены запреты, установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

2) проведение работ по организации, установке, внедрению, эксплуатации и сопровождению (организационному, техническому, информационному, финансовому) на территории Хабаровского края безналичной электронной системы оплаты проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования (водном, автомобильном, электрическом, железнодорожном) совместно с городом Хабаровском и Хабаровским муниципальным районом объединено в один лот (конкурс) неправомерно, чем нарушена часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В иске антимонопольный орган, кроме того, отметил неправомерное отстранение от участия в конкурсе общества с ограниченной ответственностью «Оператор транспортная карта» в связи с наличием задолженности по пеням; изменение существенных условий соглашения в части продления сроков ввода системы в эксплуатацию после проведения конкурса; факт неразмещения на сайте министерства проекта соглашения в составе конкурсной документации.

Таким образом, основанием заявленных антимонопольным органом требований о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам соглашения являлись не обстоятельства неверного определения победителя торгов, либо наличие нарушений, повлиявших на результат торгов, как таковых, а их недействительность в силу нарушения публичных интересов и запретов в сфере недопущения, ограничения или устранения конкуренции. С этой точки зрения требования антимонопольного органа судами фактически рассмотрены не были.

Действительно, предъявив требование к министерству и обществу в порядке части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающей в качестве условия обязательность торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации, антимонопольный орган указал, что поскольку внедрение электронной системы ЭСОП на территории Хабаровского края осуществляется без привлечения бюджетных средств, положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) применению не подлежат.

Суды согласились с позицией антимонопольного органа относительно неприменения к рассматриваемым правоотношениям положений Закона о контрактной системе, признав несостоятельными доводы администрации в этой части.

Суд округа считает приведенные выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права и неверной правовой квалификации правоотношений.

В силу положений статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд определяет, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению к установленным обстоятельствам.

Суд выясняет действительную волю истца, обеспечивая при этом баланс интересов участников процесса и действие принципа состязательности.

В указанной части суды оставили без внимания следующее.

Сфера действия Закона о контрактной системе определена в статье 1 нормативного акта, - это отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Отношения, к которым в виде исключения не применяется Закон о контрактной системе, перечислены в части 2 статьи 1 Закона.

По смыслу положений статьи 2 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок, в том числе заказчиков, и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Законом о контрактной системе урегулирован порядок заключения государственным заказчиком - государственным органом (в том числе органом государственной власти) государственных контрактов, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества)  от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Государственные нужды как самостоятельное понятие в Законе о контрактной системе не определено.

Вместе с тем, по смыслу Закона о контрактной системе, к государственным нуждам следует отнести потребности заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций и полномочий государственных органов, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.


         Министерство социальной защиты населения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим государственные полномочия, отнесенные нормативными правовыми актами Российской Федерации и края к компетенции органов исполнительной власти края в области социальной защиты и социального обслуживания населения, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.

В рамках реализации положений Закона Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 «О Правительстве Хабаровского края», в соответствии с которыми в полномочия Правительства Хабаровского края входит формирование органов исполнительной власти и обеспечение их эффективной работы, постановлением Правительства Хабаровского края от 05.08.2016 № 259-пр утверждено Положение о министерстве социальной защиты населения Хабаровского края (далее – Положение о министерстве).

Положением о министерстве определены основные его задачи, среди которых обозначены разработка основных направлений и реализация единой государственной политики в области социальной защиты населения; участие в формировании и проведении социально-экономической политики края, направленной на реализацию краевого законодательства в установленной сфере деятельности; организация предоставления социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и краевым законодательством (пункты 2.1-2.3).

Во исполнение возложенных задач министерство, в частности занимается предоставлением мер социальной поддержки по оплате проезда льготным категориям граждан на транспорте общего пользования в соответствии с разработанной постановлением Правительства Хабаровского края от 16.05.2012 № 152-пр Государственной программой Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края», результатом реализации которой является увеличение удельного веса денежных выплат отдельным категориям граждан на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда в общем объеме средств, направляемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда, к 2024 году до 100,0 процентов.

Обязанности министерства, как ответственного исполнителя государственной программы Хабаровского края «Развитие социальной защиты населения Хабаровского края», в части предоставления мер социальной поддержки по оплате проезда льготным категориям граждан на транспорте общего пользования, обусловлены действием законодательства, предоставляющим такие льготы, в частности Законом Хабаровского края от 26.01.2005 № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан», Законом Хабаровского края от 26.01.2005 № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», Законом Хабаровского края от 29.05.2013 № 283 «О присвоении звания «Ветеран труда Хабаровского края».

Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2018 № 495-пр, вступившим в силу с 01.01.2019, утверждены Порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края» (далее – Порядок № 495-пр).

Порядком № 495-пр (в первоначальной редакции) установлено осуществление бесплатного проезда граждан льготных категорий на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта Хабаровского края».

Согласно Порядку № 495-пр (в первоначальной редакции) проезд на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты в 2019 году предоставляется следующим образом:

1) граждане реализуют право выбора на получение ежемесячной денежной выплаты либо на предоставление проезда с применением социальной транспортной карты до 30 ноября 2019 г. включительно;

2) проезд на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты на территориях городского округа «Город Хабаровск» и Хабаровского муниципального района предоставляется с 01 июня 2019 г.;

3) проезд на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» и на остальных территориях муниципальных районов Хабаровского края предоставляется с 01 октября 2019 г.

  Пунктом 3 Порядка № 495-пр на министерство возложены задачи:

- обеспечения контроля за организацией на территории края предоставления проезда гражданам, имеющим право на льготный проезд, на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты;

- организации информационно-разъяснительной работы о порядке и условиях предоставления гражданам проезда на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты;

- обеспечения учета граждан, выбравших бесплатный проезд на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законами Хабаровского края от 05.12.2018 № 387 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» денежные средства на выплату субсидий перевозчикам в возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам бесплатного проезда  предусмотрены в структуре расходов краевого бюджета.

Суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод о неприменении к рассматриваемым правоотношениям положений Закона о контрактной системе, ограничились тем, что Конкурсная документация, а также Извещение не содержали сведений об оплате оператору вознаграждения непосредственно за счет средств бюджета, указав, что вознаграждение оператору за внедрение электронной системы ЭСОП будет поступать из предложенного им в составе заявки на участие в конкурсе размера комиссии от каждой совершенной гражданином поездки.

Вместе с тем, конкурс проведен министерством в рамках исполнения им государственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки льготной категории граждан по проезду на транспорте общего пользования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Возмещение затрат, недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки льготных категорий граждан водным, автомобильным, электрическим, железнодорожным транспортом общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения с применением микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта Хабаровского края, производится из бюджета Хабаровского края в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30.04.2019 № 178-пр (далее – Порядок возмещения затрат перевозчикам от 30.04.2019 № 178-пр).

Судами не учтено, что, согласно установленным ими из Конкурсной документации условиям, возмещение оператору затрат, связанных с внедрением электронной системы ЭСОП предполагалось за счет комиссии, выплачиваемой оператору перевозчиками, то есть субъектами, непосредственно осуществляющими деятельность в сфере перевозок граждан транспортом общего пользования, от каждой совершенной гражданином поездки. Размер комиссии являлся критерием оценки участников конкурса.

Порядком возмещения затрат перевозчикам от 30.04.2019 № 178-пр предусматривалось, что размер субсидии определяется равным сумме произведений количества и стоимости транзакций (поездок), совершенных льготными категориями граждан на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты (пункт 3).

Вместе с тем, в соответствии с Порядком возмещения затрат перевозчикам от 30.04.2019 № 178-пр в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 30.08.2019 № 343-пр, размер субсидии определяется равным сумме фактически произведенных перевозчиком затрат, то есть стоимости проезда и комиссии, подлежащей выплате оператору.

Суды не исследовали и оставили без внимания доводы, приводимые участниками процесса, о том, что фактически услуги, являющиеся предметом оспариваемого соглашения, подлежали оказанию оператором на возмездной основе за счет средств бюджета Хабаровского края.

Также судами применительно к установлению нарушений антимонопольных требований к торгам, определенных статьей 17 Закона о защите конкуренции, не исследован вопрос о возможности министерства, как  органа исполнительной власти Хабаровского края, обладающего соответствующими полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате проезда льготным категориям граждан на транспорте общего пользования и осуществляющего в этой области функции контроля за организацией предоставления проезда гражданам и их учета, производить посредством проведенного конкурса выбор оператора (уполномоченной организации), обеспечивающего внедрение, эксплуатацию и сопровождение (организационное, техническое, информационное, финансовое) на территории Хабаровского края электронной системы ЭСОП.

Ввиду того, что суды по факту неверно определили круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, исходя из существа требований, заявленных антимонопольным органом, а также не применили нормы материального права, подлежащие применению, остальные выводы судов, на которых основаны судебные акты, сделаны при отсутствии полного исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.

Заслуживают внимания доводы о том, что министерство проведенным конкурсом фактически определило, что оператор будет получать денежные средства в виде комиссии от каждой совершенной гражданином поездки, для возмещения затрат, связанных с внедрением электронной системы ЭСОП, непосредственно от перевозчиков. Данные обстоятельства не получили оценки с учетом вопроса о том, не имеет ли место в данном случае ограничение хозяйственной деятельности перевозчиков, утративших возможность в условиях действующего рынка осуществлять выбор операторов в целях подключения к электронной системе ЭСОП.

С точки зрения наличия либо отсутствия у министерства соответствующих полномочий по организации оспариваемого конкурса, судами не проверены доводы антимонопольного органа о включении в Конкурсную документацию видов работ, в отношении которых министерство фактически не уполномочено на осуществление такой совокупности действий.

По доводам антимонопольного органа о запрете объединения в один лот товаров, работ и услуг, суды указали, что географическими границами рынка для социальной транспортной карты является территория Хабаровского края, на которой должны быть обеспечены единые возможности для граждан осуществлять бесплатный проезд; раздельный выбор операторов для внедрения электронной системы оплаты проезда на территории города Хабаровска, Хабаровского муниципального района и на территориях остальных муниципальных образований приведет к нарушению прав граждан. Суды отметили, что реализация права бесплатного проезда на территории Хабаровского края может быть достигнута только при условии существования одного краевого оператора, внедряющего одинаковую технологию электронной системы оплаты проезда на всей территории Хабаровского края, а также централизованно выпускающего социальные транспортные карты.

Суд округа считает данные выводы судов сделанными без учета приводимых антимонопольным органом доводов, их надлежащей проверки с учетом положений утвержденной министерством Конкурсной документации и условий заключенного между министерством и обществом соглашения.

Антимонопольный орган в указанной части не заявляет о географических границах действия социальной транспортной карты, либо о разделении карт на операторов, и в связи с этим, выдачи гражданам разных карт.

В основе требований антимонопольного органа в указанной части лежат доводы о разнородности включенных в предмет конкурса и оспариваемого соглашения работ, имеющих существенные технические особенности при их осуществлении - внедрение электронной системы ЭСОП на железнодорожном транспорте, внедрение электронной системы ЭСОП на автомобильном транспорте общего пользования в городе Хабаровске и на иных территориях Хабаровского края.    

Судами не исследованы условия Конкурсной документации и соглашения на предмет однородности и идентичности работ, включенных в предмет конкурса, для разных видов транспорта и территорий Хабаровского края. Доводам антимонопольного органа в указанной части на предмет имеющегося нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции оценка не дана.

Одним из оснований для признания недействительными конкурса и заключенного соглашения антимонопольный орган полагает неуказание в конкурсной документации, техническом задании существующих особенностей интеграции внедряемой электронной системы ЭСОП в действующую карточную систему оплаты проезда в городе Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе, что привело к невозможности потенциальных участников конкурса в полном объеме оценить количество и стоимость материальных затрат по предмету конкурса с учетом имеющейся действующей системы оплаты проезда на транспорте и просчитать реальный размер получаемой впоследствии комиссии от каждой совершенной гражданином поездки, который являлся приоритетным критерием оценки участников конкурса.

Антимонопольный орган полагает, что подобными действиями министерство нарушило запреты, установленные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В указанной части суды установили и следует из материалов дела, что на территории города Хабаровска действует электронная система АЭСУОП «Электронный проездной - Хабаровск». Собственником системы и оборудования является Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк России», правообладателем - закрытое акционерное общество «Золотая корона». Муниципальное учреждение Хабаровский информационный центр является оператором действующей на территории города Хабаровска электронной системы АЭСУОП. Общества с ограниченной ответственностью  «Городская платежная система» и «Оператор транспортная карта» являются операторами на территории Хабаровского края.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что указание в конкурсной документации на необходимость осуществления интеграции с участием указанных лиц явилось бы со стороны министерства навязыванием участникам конкурса потенциально невыгодных условий договора и безосновательным возложением обязанностей на третьих лиц. Суд заключил, что министерство в конкурсной документации правомерно не указало конкретных хозяйствующих субъектов, с участием которых должна быть проведена интеграция.

Поддерживая позицию суда первой инстанции, апелляционный суд посчитал, что проверка наличия какого-либо технического решения по интеграции электронной системы ЭСОП, не являлась предметом оценки конкурса; неуказание особенностей интеграции с участием иных лиц не влияет на законность проведения конкурса, в противном случае для участия на свободном рынке исполнителей услуг по реализации бесплатного проезда необходимо было бы получение предварительного согласия третьих лиц, что привело бы к ограничению числа участников, ограничению конкуренции.

Между тем, в основу позиции антимонопольного органа о наличии информации относительно путей интеграции подлежащей внедрению электронной системы ЭСОП не положены доводы о включении либо невключении в Конкурсную документацию условий о получении согласия третьих лиц на интеграцию системы с указанием данных лиц.

Доводы антимонопольного органа в этой части построены на том, что действующая в городе Хабаровске электронная система АЭСУОП основана на договорных отношениях и взаимодействии ее правообладателя - закрытого акционерного общества «Золотая корона», собственника системы и оборудования - Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России» и   оператора - муниципального учреждения Хабаровский информационный центр. При этом, заключенным по результатам конкурса соглашением на общество возложены обязанности по интеграции электронной системы ЭСОП и социальной транспортной карты с электронной транспортной системой и оборудованием, действующими на транспорте общего пользования в городском округе «Город Хабаровск» без установки дополнительного оборудования, что было предусмотрено Техническим заданием. То есть на оператора возложены обязанности по интеграции внедряемой им системы с системой, правообладателем и собственником которой являются иные лица с условием - без установки дополнительного оборудования, что, по мнению истца, технически невозможно в отсутствие соответствующего взаимодействия. 

В исковом заявлении антимонопольный орган приводит ссылки на представленную в материалы дела переписку, письма муниципального учреждения Хабаровский информационный центр от 18.04.2019 № 103, от 11.02.2019 № 28, договор от 11.12.23017 №ТК-1.12/17, заключенный между Дальневосточным банком ПАО «Сбербанк России» и оператором - муниципальным учреждением Хабаровский информационный центр, иные документы, в частности, протоколы совещаний при администрации и правительстве по вопросам невозможности реализации предложенной оператором концепции интеграции электронной системы ЭСОП.

Вышеизложенные доводы, документы, подлежащие исследованию по указанному вопросу, а также обстоятельства того, что неуказание путей интеграции электронной системы ЭСОП в Конкурсной документации и Техническом задании фактически привело к невозможности потенциальных участников конкурса реально просчитать и представить данные, являющиеся объективными критериями оценки участников конкурса, судебной проверке и оценке не подвергались.

Отношения в сфере проведения закупок для государственных и муниципальных нужд основываются на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

Принцип обеспечения конкуренции означает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).

По смыслу положений Порядка возмещения затрат перевозчикам от 30.04.2019 № 178-пр субсидии, включающие в себя суммы фактически произведенных перевозчиком затрат, то есть в виде оплаты проезда льготных категорий граждан и комиссии, подлежащей оплате оператору, предоставляются перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки льготных категорий граждан транспортом общего пользования по социальной транспортной карте, при  условии заключения с министерством соответствующего соглашения.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка возмещения затрат перевозчикам от 30.04.2019 № 178-пр субсидии предоставляются Главным распорядителем бюджетных средств на основании отчетов, представляемых в электронном виде оператором в отношении перевозчиков, заключивших с оператором договор (соглашение) о присоединении к безналичной электронной системе.

         Антимонопольный орган указывает, что возможность субсидирования льготных перевозок поставлена в зависимость от заключения перевозчиками договоров с конкретным региональным оператором. При этом, в положениях Конкурсной документации отсутствовало упоминание о том, что возмещение взимаемой оператором комиссии фактически будет производиться из краевого бюджета, что повлияло на осведомленность участников конкурса о его условиях, привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке. Данные обстоятельства не исследовались, соответствующая оценка им не давалась.

В силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов, в связи с чем, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении настоящего спора суду следует устранить отмеченные недостатки, правильно применить нормы материального права, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле, в частности доводы антимонопольного органа о нарушении антимонопольных требований и запретов при проведении оспариваемых торгов и заключении соглашения и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.01.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу № А73-20708/2019 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            М.А. Басос                                          

Судьи                                                                                    А.И. Михайлова

                                                                                              Т.Н. Никитина