АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
08 августа 2023 года № Ф03-3334/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2023 № 20;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель не явился;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт»
на решение от 06.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023
по делу № А51-16334/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690065, <...>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690091, <...>)
третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690080, <...>)
о признании незаконными приказа и предписания
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее – ПАО «ВМТП») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными приказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – ТУ Росимущества) от 20.06.2022 № 37 о проведении плановой тематической проверки и предписания от 19.08.2022 № 25-04/5813 об обязании провести капитальный ремонт защитных сооружений гражданской обороны.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее – ГУ МЧС России по Приморскому краю).
Решением суда от 06.02.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при неполно установленных обстоятельствах, ПАО «ВМТП» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В представленном отзыве ГУ МЧС России по Приморскому краю в представленном отзыве просило оставить судебные акты без изменения, рассмотреть жалобу в его отсутствие.
ТУ Росимущества отзыв не представило, о месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, законность обжалованных судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами из материалов дела, на основании приказа Росимущества от 29.12.2021 № 280 «Об утверждении плана-графика проведения проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, на 2022 год» руководителем ТУ Росимущества издан приказ от 20.06.2022 № 37, в соответствии с которым в период с 27.06.2022 по 06.07.2022 комиссией Управления с привлечением должностных лиц ГУ МЧС России по Приморскому краю проведена плановая тематическая проверка сохранности и использования федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а именно:
- защитного сооружения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Стрельникова 9, кадастровый номер: 25:28:000000:18647, реестровый номер федерального имущества (далее – РНФИ): П12270001764;
- защитного сооружения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Стрельникова 9, кадастровый номер: 25:28:000000:20111, РНФИ: П12270001768;
- защитного сооружения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Стрельникова 9, кадастровый номер: 25:28:000000:18649, РНФИ: П12270001762;
- защитного сооружения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Стрельникова 9, кадастровый номер: 25:28:000000:19692, РНФИ: П12270001767;
- нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> этаж подвальный, номера на поэтажном плане 1- 27 (III), кадастровый номер: 25:28:020034:1412, РНФИ: П13270001074.
Перечисленные объекты находятся на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании у ПАО «ВМТП» по договору от 26.04.1995 № 7 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны».
По результатам проверки обществу выдано предписание от 19.08.2022 № 25-04/5813 о необходимости принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны.
Полагая, что ТУ Росимущества не является органом, уполномоченным на организацию и проведение плановых и внеплановых проверок выполнения установленных требований в области гражданской обороны, ПАО «ВМТП» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании приказа от 20.06.2022 № 37 о проведении плановой тематической проверки и предписания от 19.08.2022 № 25-04/5813 незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Управления Росимущества правовых оснований для проведения проверки.
Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение № 432), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с пунктом 5 Положения № 432 Росимущество наделено рядом полномочий, в том числе по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранению земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пп. 5.8).
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49 (далее – Положение о ТУ Росимущества в Приморском крае), территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 Положения о ТУ Росимущества оно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, в том числе закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Пунктом 5.3 Положения о ТУ Росимущества установлено, что с целью реализации полномочий в данной сфере деятельности Территориальное управление имеет право организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективности использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации.
Административный регламент по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 26.10.2011 № 598 (далее – Регламент) уполномочивает указанный орган на осуществление контроля и проведение проверок использования федерального имущества.
В соответствии с пунктом 3.25 Регламента основанием для начала административной процедуры является издание приказа (распоряжения) Росимущества, территориального органа Росимущества о проведении проверки и уведомление проверяемого правообладателя (пользователя) о проведении проверки.
Согласно пункту 3.28 Регламента по результатам проверки составляется акт проверки. Положениями пункта 3.40 Регламента установлено, что по результатам проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений структурное подразделение Росимущества, ответственное за проведение проверки, территориальный орган Росимущества готовит и направляет в адрес соответствующего правообладателя (пользователя) в числе прочих и предписание об устранении выявленных нарушений.
Из материалов дела судами установлено, что ТУ Росимущества была проведена проверка фактического использования ПАО «ВМТП» федерального имущества – защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на балансе общества, их целостности и сохранности, по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
При этом, судами установлено, что данное имущество передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование обществу по договору от 26.04.1995 № 7 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны».
В этой связи судами сделаны верные выводы о наличии у ТУ Росимущества полномочий по организации и проведению проверки текущего состояния федерального недвижимого имущества, переданного ПАО «ВМТП».
Доводы заявителя о том, что функциями по контролю и надзору в отношении защитных сооружений, являющихся объектами гражданской обороны, наделено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обоснованно отклонены судами.
Судами верно указано на то, что наличие у проверяемых объектов федерального недвижимого имущества особого статуса защитных сооружений гражданской обороны, в отношении которых ГУ МЧС России по Приморскому краю осуществляет полномочия по организации учета, осуществления методического руководства и контроля за поддержанием их готовности в соответствии с подпунктами 45, 46 пункта 10 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217 не ограничивает ТУ Росимущества по проверке этих объектов, которые также являются и объектами федерального недвижимого имущества, переданного ПАО «ВМТП» на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, проверка фактического использования которых относится к полномочиям Росимущества.
В отношении существа выявленных нарушений судами установлено, что согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила № 583) установлено, что их требования должны выполняться не только в военное время и при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и при эксплуатации в режиме повседневной деятельности.
Согласно пункту 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
- герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
- инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3.2.3 Правил № 583 пути движения, входы в защитные сооружения гражданской обороны и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.
Пунктом 3.2.11 Правил № 583 установлено, что инженерно-техническое оборудование защитных сооружений гражданской обороны должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Между тем проверкой установлено нарушение обществом перечисленных выше требований к порядку эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, что подтверждается актом проверки от 07.07.2022 № 02/07/2022 с приложенными к нему фотоматериалами и не оспаривается заявителем.
В этой связи предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, признано судами обоснованным, вынесенным с соблюдением установленного порядка в рамках предоставленных ТУ Росимущества полномочий.
Судами не установлено признаков неясности или неоднозначности в изложении предписания, в связи с чем оно признано исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений, обязанность по соблюдению которых возложена на общество законом.
Также судами правомерно отклонены доводы общества о том, что указанная проверка проведена в нарушение моратория на контрольные (надзорные) мероприятия, введенного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.
Действительно, пунктом 1 указанного постановления установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Между тем, в отношении ПАО «ВМТП» не проводились какие-либо мероприятия государственного и муниципального контроля в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку проверка проведена в рамках иного правового регулирования.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности приказа ТУ Росимущества о проведении плановой тематической проверки и предписания, принятого по ее итогам.
Выводы судов являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, а сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы ПАО «Владивостокский морской торговый порт» государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 по делу № А51-16334/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.06.2023 № 5886.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи И.М. Луговая
И.В. Ширяев