ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3337/2023 от 24.08.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

24 августа 2023 года № Ф03-3337/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.

при участии:

от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2023 № 1юр/1.1.1-08;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 19.12.2022 № Дов-164;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

на решение от 14.02.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023

по делу № А73-19401/2022 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680030, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>)

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - заявитель, Росимущество, управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - регистрирующий орган, Росреестр) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении от 09.01.2023 №КУВД-001/2022-43088576/9 об отказе в государственной регистрации прав и обязании произвести регистрацию прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:22:0010901:3, расположенный по адресу: <...> западнее собственной территории.

Решением суда первой инстанции от 14.02.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, заявитель обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

Росимущество в жалобе и его представитель в суде округа настаивали на праве обратиться с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок в порядке статей 44, 53 ЗК РФ, поскольку объект «шламонакопитель», зарегистрированный по решению суда как недвижимое имущество, таковым не является и в октябре 2022 был снят с кадастрового учета. В связи с чем, полагают, что соблюдения специального порядка отказа от прав на землю не требуется.

Росреестр в отзыве и его представитель в суде округа доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

Судами установлено, из материалов дела усматривается, что во исполнение решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 21.03.2011 по делу №2-94/2011, объект «шламонакопитель», расположенный в границах земельного участка кадастровый номер 27:22:0010901:3, зарегистрирован 13.07.2012 на праве собственности за Российской Федерацией и внесен 12.07.2016 в реестр федерального имущества в составе казны Российской Федерации согласно выписке из реестра №42/1.

По заявлению от 02.06.2016 представителя управления по доверенности Росреестром было зарегистрировано право собственности на земельный участок кадастровый номер 27:22:0010901:3, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации прав от 16.06.2016.

По договору 11.07.2019 земельный участок передан в безвозмездное пользование ООО «СибСпецСтрой» в целях исполнения государственного контракта с ВНИИ «Экология» сроком с 08.07.2019 по 07.07.2022.

На основании акта обследования кадастрового инженера, согласно которому объект «шламонакопитель» не является объектом недвижимости, объект снят Росреестром с государственного кадастрового учета 22.09.2022.

В связи с тем, что расположенный на земельном участке объект перестал являться объектом недвижимости, управление обратилось в Росреестр с заявлением от 29.09.2022 об отказе от права собственности на земельный участок.

Уведомлением от 05.10.2022 государственная регистрация прав приостановлена до 09.01.2023.

Росимущество обратилось с заявлением 06.10.2022 об отказе от права собственности на земельный участок в связи с отсутствием на участке объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации со ссылкой на пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), статьи 44, 53 Земельного кодекса Российской Федерации.

10.10.2022 Россреестр направил управлению уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.

Уведомлением от 09.01.2023 Росреестр отказал в государственной регистрации в порядке статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в виду не представления документов, в соответствии с требованиями действующего законодательства и ссылкой на положения статей 17, 44, пункт 4 статьи 87 главы V.5 ЗК РФ, постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее – Положение о Росимуществе), постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее – Перечень документов), приказ Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 № 270 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность» (далее – Административный регламент).

Не согласившись с решениями Росреестра и полагая их незаконными и нарушающими его права, Росимущество обратилось с соответствующим заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в арбитражный суд, который, придя к выводу об отсутствии правовых оснований для испрашиваемой управлением регистрации прав в отношении спорного земельного участка, в удовлетворении заявления отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, принимая во внимание следующее.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются положениями Закона № 218-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8); наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункт 9).

Согласно части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 данной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 1 статьи 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае основаниями для приостановления государственной регистрации прав в отношении земельного участка, как и для отказа в регистрации прав, явилось утверждение Росреестра о непредставлении Росимуществом требуемых в соответствии с действующим законодательством документов,

Суды согласились с таким утверждением.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В силу части 2 статьи 16 Кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 17 Кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Частью 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ закреплено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 25 Кодекса определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Согласно статье 44 Кодекса, закрепляющей основания прекращения права собственности на земельный участок, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Частью 2 статьи 53 ЗК РФ об условиях и порядке отказа лица от права на земельный участок предусмотрено, что отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

В данном случае судами установлено, материалами дела подтверждается, что право собственности на земельный участок зарегистрировано в 2016 году в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, по заявлению представителя Росимущества - правообладателя объекта «шламонакопитель», внесенного в реестр федерального имущества в составе казны Российской Федерации в связи с решением суда общей юрисдикции, признавшего неисполнение управлением условий о надлежащем содержании и сохранности федерального имущества

В связи с чем, выводы судов о том, что право федеральной собственности на земельный участок возникло в силу закона, правильны.

Росимущество в соответствии с Положением о нем является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктом 5.40 Положения о Росимуществе, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности и, в частности, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 5.8. Положения Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В силу пункта 5.13. названного Положения Росимущество приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

Таким образом, вывод судов о том, что в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочий по отказу от права на них у Росимущества не имеется, обоснован.

Вместе с этим, по верным выводам Росреестра и в дальнейшем судов, согласно буквальному содержанию статьи 44 Кодекса, закрепляющей основания прекращения права собственности на земельный участок, право собственности на земельный участок может быть прекращено при отчуждении собственником своего земельного участка в установленном порядке другим лицам.

Такой порядок для Росимущества определен Административным регламентом, в разделе 2.4. которого обозначен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества на иной уровень собственности.

В постановлении Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 конкретный перечень документов для спорной ситуации раскрыт.

В связи с чем, довод управления о том, что соблюдения специального порядка передачи земельных участков от которых отказался собственник, и, в частности, собственник федерального имущества, не требуется, ошибочен и правомерно отклонен судами.

Также, по верному замечанию судов, факт снятия объекта – «шламонакопитель» с государственного кадастрового учета не повлек его исключение из реестра федерального имущества; и вместе с этим такое обстоятельство в качестве основания для прекращения права собственности на земельный участок в статье 44 ЗК РФ не названо.

Таким образом, в удовлетворении требований управлению судами отказано обоснованно.

В связи с изложенным, и поскольку в данном случае все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства судами установлены, нормы материального права относительно установленных обстоятельств применены правильно, судебные акты первой и апелляционной инстанций отмене, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.02.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по делу № А73-19401/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи А.И. Михайлова

И.В. Ширяев