ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3405/2023 от 03.08.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

08 августа 2023 года № Ф03-3405/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью ломбард «Золотая Русь»: ФИО1, представитель по доверенности б/н от 03.10.2022;

от Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Банка России: ФИО2, представитель по доверенности от 29.06.2022 № 27АА 1852572;

от Центрального банка Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления Банка России: представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ломбард «Золотая Русь»

на решение от 07.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023

по делу № А51-19510/2022

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью ломбард «Золотая Русь»

к Центральному банку Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления Банка России, Отделению по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Банка России

об отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Золотая Русь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680014, <...>; далее – общество, ломбард) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 107016, <...>; далее – Банк) в лице Дальневосточного главного управления Банка России (далее – управление), Отделению по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Банка России (далее – отделение) об отмене постановления от 13.10.2022 № 22-5200/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-22-5200, решения от 01.11.2022 № ТУ-08-ЮЛ-22-5200/5020-1 в отношении ломбарда в связи с привлечением к административной ответственности должностного лица (генерального директора ФИО3) и об освобождении от административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Решением суда от 07.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023, в удовлетворении требований общества отказано.

В кассационной жалобе ломбард просит суд кассационной инстанции постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, освобождающий его от административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб. По мнению заявителя жалобы, суды ошибочно не применили положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности. Обращает внимание суда округа на то, что за одно и тоже правонарушение административным органом к административной ответственности было привлечено два должностных лица, которые свою вину в совершении правонарушения, а также факт совершения административного правонарушения признали.

В отзывах на кассационную жалобу отделение и управление привели возражения по изложенным в жалобе доводам, просят решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители ломбарда и отделения поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.

Управление, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзывов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.09.2022 Отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения Хабаровск составлено мотивированное заключение о выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в котором отражены следующие эпизоды.

15.10.2021 общество направило в уполномоченный орган сообщение в виде ФЭС (файл: «SNFO3484_01_<***>_272401001 _20211015_002.xml», номер записи: «2021_<***>_272401001_00000041») об операции с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, совершенной 14.10.2021, с указанием недостоверных сведений о дате совершения указанной операции. Дата операции указана 08.09.2021, в то время как следовало указать 14.10.2021.

Также 15.10.2021 общество направило в уполномоченный орган сообщение в виде ФЭС (номер записи: «2021__<***>__272401001_00000042», файл квитанции уполномоченного органа: «UVSNFO SNF03484_01_ <***>_272401001_20211015_003.xml») об операции с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, совершенной 14.10.2021 с указанием недостоверных сведений о сумме совершения указанной операции. Указана сумма операции 13 995 058 руб., в то время как следовало указать 13 963 429 руб.

24.12.2021 общество направило в уполномоченный орган сообщение в виде ФЭС (файл: «SNFO3484_01_<***>_272401001_20211224_003.xml», номер записи: «2021_<***>_272401001_00000066», файл квитанции уполномоченного органа: «UVSNFO SNF03484_01_<***> __272401001__20211224_003.xml») об операции с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, совершенной 22.12.2021, с указанием недостоверных сведений о сумме совершения указанной операции. Указана сумма операции 27 484 176,78 руб., в то время как следовало указать 28 930 712,40 руб.

Также 24.12.2021 общество направило в уполномоченный орган сообщение в виде ФЭС «SNFO 3484_01_<***>_272401001_20211224_004.xml», номер записи: «2021_<***>_272401001_00000067» об операции с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, совершенной 22.12.2021, с указанием недостоверных сведений о сумме совершения указанной операции. Указана сумма операции 29 679 975,81 руб., в то время как следовало указать 31 242 079,80 руб.

В связи с нарушением обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившимся в представлении в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 29.09.2022 № ТУ-08-ЮЛ-22-5200/1020-1.

По результатам рассмотрения административного дела отделением вынесено постановление № 22-5200/3110-1 от 13.10.2022 о наложении штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с жалобой в вышестоящий орган.

Решением от 01.11.2022 № ТУ-08-ЮЛ-22-5200/5020-1 по жалобе обществ постановление от 13.10.2022 № 22-5200/3110-1 оставлено без изменения.

Ломбард, полагая, что постановление от 13.10.2022 № 22-5200/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-22-5200 и решение от 01.11.2022 не отвечают требованиям закона и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за действие (бездействие) по неисполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев неисполнения кредитной организацией требований законодательства в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Неисполнение обязанностей, возложенных Законом № 115-ФЗ, образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности ломбарды (статья 5 Закона № 115-ФЗ).

Судами установлено, что общество включено в Государственный реестр ломбардов 03.12.2007. Таким образом, общество является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ с учётом подпункта 4 пункта 1 статьи 6 указанного закона установлена обязанность организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, в том числе по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (абзац 6 пункта 4 части 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статей 71, 210 АПК РФ, суды установили обстоятельства представления ломбардом недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Вина общества в совершении административного правонарушения последним признана.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, равно как и принятия ломбардом всех зависящих мер по их соблюдению суды в материалах дела не усмотрели.

В этой связи суды не выявили оснований для применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ и отклонили доводы общества об обратном со ссылкой на положения части 3 статьи 2.1 КоАП РФ и разъяснения, приведенные в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При назначении административного наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, обстоятельство, смягчающее административную ответственность (добровольное исполнения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении), и обстоятельство, отягчающее административную ответственность (повторное привлечение к административной ответственности).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых предусмотрен статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судами не выявлено.

Оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение ввиду отсутствия совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 и частью 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ, судами также не установлено.

Основания для применения статьи 4.1.2 КоАП РФ отсутствуют.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы права применены к установленным по делу обстоятельствам правильно, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по делу № А51-19510/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова