ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-342/2022 от 19.04.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

26 апреля 2022 года № Ф03-342/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Яшкиной Е.К.

судей Головниной Е.Н.,Захаренко Е.Н.

при участии: от истца: Борзова Ю.В. (директор)

от ответчика: Буевич П.Е. - представитель по доверенности от 10.01.2022 № 2/22

от Администрации: Коршунова А.Е. – представитель по доверенности от 24.02.2022 № 01/2224

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия городского округа Большой Камень «Городское хозяйство», администрации городского округа Большой Камень

на решение от 23.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021

по делу № А51-23269/2019 Арбитражного суда Приморского края

по иску акционерного общества «Теплоэнергетическая компания»

к муниципальному унитарному предприятию городского округа Большой Камень «Городское хозяйство»

третьи лица: Агентство по тарифам Приморского края, Государственная жилищная инспекция Приморского края, администрация городского округа Большой Камень, общество с ограниченной ответственностью «РЦ», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края

о взыскании 2 333 360 руб.

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Теплоэнергетическая компания» (ОГРН 1072503000778, ИНН 2503025767, адрес 692802, Приморский край, г. Большой Камень, ул. имени В.А. Маслакова, д.10, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному унитарному предприятию городского округа Большой Камень «Городское хозяйство» (ОГРН 1142503000100, ИНН 2503031369, адрес 692801, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Блюхера, д. 25, далее – Предприятие) о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 333 359,99 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в размере 463,48 руб. за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы долга начиная с 12.08.2019 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по тарифам Приморского края (далее – Агентство по тарифам), Государственная жилищная инспекция Приморского края, администрация городского округа Большой Камень (далее – Администрация), общество с ограниченной ответственностью «РЦ», Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.

Решением суда от 23.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением и апелляционным постановлением, Предприятием и Администрацией поданы кассационные жалобы, в которых, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, заявители просят судебные акты отменить, отказав истцу в удовлетворении иска.

Администрация в своей кассационной жалобе, настаивая на отсутствии у ответчика неосновательного обогащения, сослалась на неполучение спорной суммы с населения. Основываясь на имеющейся в деле справке от ООО «РЦ» от 15.11.2021 № 1161, указала, что фактически сумма полученных от населения денежных средств в спорный период составила 1 293 763,68 руб., в связи с чем полагает недоказанным размер неосновательного обогащения. Также заявитель считает неправомерным вывод суда об отсутствии у истца оснований для сбора с населения платежей за спорный период, поскольку с момента смены теплоснабжающей организации именно ответчик как новая ресурсоснабжающая организация несет расходы по оказанию услуг теплоснабжения и вправе производить расчеты с потребителями, при этом истец обязан был произвести окончательный расчет платы потребителям с проведением корректировки до момента утраты статуса теплоснабжающей организации.

В обоснование своей кассационной жалобы Предприятие, поддерживая позицию Администрации о неисполнении истцом обязанности по корректировке начислений при смене теплоснабжающей организации, недоказанности размера неосновательного обогащения, привело доводы о том, что судами оставлены без внимания аргументы ответчика о том, что с даты утверждения тарифа он приобрел статус ресурсоснабжающей организации и вправе производить расчеты с потребителями. Кроме того, Предприятие полагает несоответствующим нормам права вывод суда о праве ответчика на оплату только фактически оказанных услуг теплоснабжения с ноября 2019 года за октябрь 2019 года, несмотря на приобретение последним статуса теплоснабжающей организации с июня 2019 года. Считает, что судами не исследован вопрос о фактически понесенных затратах АО «Теплоком» в спорный период, когда им уже был утрачен статус ресурсоснабжающей организации.

Агентство по тарифам в отзыве на кассационную жалобу, поддерживая доводы кассационных жалоб, указало на отсутствие у АО «Теплоком» права выставлять счета потребителям после утраты статуса ресурсоснабжающей организации, и, как следствие, права требовать с новой теплоснабжающей организации полученную им плату с потребителей в спорный период.

В судебном заседании, которое неоднократно откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ, представители Администрации, Предприятия и Агентства по тарифам поддержали доводы своих кассационных жалоб и отзыва, против чего возражал представитель АО «Теплоком», настаивая на законности принятых судебных актов. В судебном заседании от 04.04.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена состава суда и сформирован следующий судебный состав: Яшкина Е.К., Головнина Е.Н., Захаренко Е.Н.

Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.

Как установлено судами из материалов дела, 31.08.2009 между Управлением имущественных отношений администрации городского округа ЗАТО Большой Камень (арендодатель) и АО «Теплоком» (арендатор) посредством торгов в форме открытого аукциона заключен договор аренды муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры № 355, сроком действия до 01.09.2019, по условиям которого арендатор принял в аренду имущество теплоэнергетического комплекса в составе котельных, тепловых сетей, зданий, сооружений для целей эксплуатации муниципального имущества и оказания услуг по обеспечению теплоснабжением и горячим водоснабжением населения и иных потребителей услуг на территории городского округа в установленных договором срок аренды.

Постановлением и.о. главы администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24.12.2014 № 1565 утверждена схема теплоснабжения ГО ЗАТО Большой Камень на период с 2014 по 2028 годы, истцу присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 13.12.2017 № 70/1 установлен льготный тариф на тепловую энергию для потребителей истца на 2018 год; постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 28.11.2018 № 63/4 на период с 2019 по 2023 годы.

Постановлением администрации ЗАТО г. Большой Камень от 10.12.2004 № 1033 установлены нормативы потребления коммунальных услуг для определения размеров платы с потребителей.

Пунктом 1.2 части 1 Постановления № 1033 установлены предельные нормативы потребления коммунальных услуг на отопление жилищного фонда. В соответствии с приложением № 2 к Постановлению № 1033 годовой норматив теплопотребления на отопление жилищного фонда установлен в размере 0,19955 Гкал/кв. м.

В силу требований норм Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2016 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» № 603 нормативы потребления коммунальных услуг, установленные на территории городского округа Большой Камень Постановлением 1033, подлежат применению до 31.12.2019 включительно.

АО «Теплоком» осуществляло деятельность по теплоснабжению территории городского округа Большой Камень, начисление платы по отоплению населению производилось равномерно в течение календарного года. Начало отопительного сезона на период 2018 - 2019 годы установлено постановлением главы администрации городского округа Большой Камень от 10.10.2018 № 1212. Окончание отопительного сезона на территории городского округа Большой Камень в 2019 году установлено постановлением главы администрации городского округа Большой Камень от 06.05.2019 № 543.

Таким образом, равномерное распределение платы за коммунальную услугу по отоплению на календарный год начинается с октября 2018 года по октябрь 2019 года включительно.

Постановлением главы городского округа Большой Камень от 06.05.2019 № 544 истец был лишен статуса единой теплоснабжающей организации в связи с односторонним отказом от договора.

В тоже время постановлением главы городского округа Большой Камень от 05.06.2019 № 696 статус единой теплоснабжающей организации присвоен МУП «Городское хозяйство». Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 24.07.2019 № 29/1 установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ответчиком на период 2019-2021 годы.

Таким образом, истец перестал выполнять функции теплоснабжающей организации, с 05.06.2019 его функции перешли к ответчику, который является теплоснабжающей организацией на территории городского округа Большой Камень, который с 29.07.2019 производит начисление и сбор платы за отопление с населения.

В обоснование иска истец указал, что, поскольку оплата за отопление производится населением не в течение отопительного периода, а в течение календарного года равными частями в размере 1/12 от общего годового потребления, он недополучил плату за период с 29 по 31 июля 2019 года за тепловую энергию, которая фактически поставлена населению. При этом, как полагает истец, ответчик (Предприятие), начисляя плату за отопление населению за указанный период, фактически получает денежные средства за период, когда тепловая энергия им не производилась и не поставлялась. По расчету истца стоимость тепловой энергии, которую он должен был получить в течение года, но не смог начислить в полном объеме населению в связи со сменой теплоснабжающей организации, с учетом действующих в соответствующие периоды тарифов на тепловую энергию, составила 2 333 359,99 руб.

Как полагает истец, указанная сумма является неосновательным обогащением, возникшим на стороне ответчика, который с 29.07.2019 выставляет к оплате населению счета по неоплаченной коммунальной услуге, оказанной в период с октября 2018 года по май 2019 года.

Неурегулирование разногласий в досудебном порядке послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.

Исследуя обстоятельства спора, суды установили, что в спорный период истец утратил статус теплоснабжающей организации; данный статус присвоен ответчику; порядок оплаты коммунальной услуги на территории городского округа Большой Камень установлен равномерно в течение календарного года; исполнив обязательства по предоставлению коммунальной услуги теплоснабжения в заявленный в иске период с учетом избранного порядка оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года, истец объективно утратил возможность сбора денежных средств с населения, которые получил ответчик, не оказывая (по мнению истца) услуги теплоснабжения; возможность проведения корректировки, связанной с изменением объемов потребления, ввиду определения таких объемов нормативным методом, отсутствует.

При такой ситуации с учетом установленного постановлением администрации городского округа Большой Камень от 09.10.2019 «О начале отопительного периода 2019-2020 годов» № 1358 начала отопительного периода 2019-2020 годов, суды сделали вывод о том, что услуги теплоснабжения ответчик начал оказывать с октября 2019 года (начало отопительного сезона в 2019 году) и ранее этой даты не вправе был осуществлять сбор денежных средств с потребителей. В связи с невозможностью выставления истцом счетов потребителям по фактически поставленным объемам тепловой энергии за отопительный сезон 2018-2019 г.г., непроведения последним корректировки начислений, фактического получения ответчиком стоимости оказанных истцом услуг в спорный период, суды констатировали, что иного способа компенсации истцом недополученной платы за поставленные коммунальные ресурсы в связи с разверсткой этого объема на календарный год не имелось. Как следствие, суды признали установленным факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения (за период с 29 по 31 июля 2019 года) в размере 2 333 359,99 руб., подлежащего возврату истцу.

Между тем, судами не учтено следующее.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

По смыслу положений Закона о теплоснабжении, Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» единой теплоснабжающей организацией является теплоснабжающая организация, которой уполномоченным органом в отношении системы теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В силу статьи 2 Закона о теплоснабжении, положений Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения) реализация тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения. Подлежащие государственному регулированию тарифы на тепловую энергию, теплоноситель устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.

Согласно пункту 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Тарифы на тепловую энергию действуют в течение периода времени, установленного органами регулирования.

В силу пункта 15 Основ ценообразования срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.

Согласно пункту 7 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года, за исключением ряда случаев, в частности при принятии решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

По смыслу вышеназванных норм права с момента присвоения лицу статуса теплоснабжающей организации с установлением в отношении этой организации тарифа на тепловую энергию, последняя приобретает право на оказание услуг по теплоснабжению и получение оплаты с потребителей по установленному тарифу.

В рассматриваемой ситуации, как установлено судами и следует из материалов дела, таковой статус ответчик приобрел с 29.07.2019 в связи с вступлением законную силу постановления Департамента по тарифам Приморского края от 27.07.2019 № 29/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую МУП городского округа Большой Камень «Городское хозяйство» на период с 2019 по 2021 годы», которым установлены тарифы для ответчика и отменены соответствующие тарифы для истца.

Таким образом, с 29.07.2019 ответчик фактически приступил к осуществлению деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации, оказывая на законных основаниях услуги потребителям, приобретя право на получение денежных средств в оплату своих услуг с потребителей.

При этом установленный на территории городского округа Большой Камень порядок оплаты коммунальной услуги - равномерно в течение календарного года и период отопительного сезона, не могут быть признаны обстоятельствами, влияющими на статус ответчика, его право на оказание услуг по теплоснабжению и на получение оплаты от потребителей с момента признания его ресурсоснабжающей организацией.

В этой связи вывод судов об обратном нельзя признать соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на нормах права, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения.

Обращаясь к ответчику с настоящими требованиями истец указал на недополучение затрат, понесенных им в отопительный сезон 2018-2019 г.г., учитывая утрату им статуса РСО с 29.07.2019 и распределение платы за коммунальную услугу по отоплению на календарный год (смена РСО произошла в середине этого календарного года). При этом объем и размер своих неполученных расходов истец определяет исходя из годового норматива теплопотребления на отопление жилищного фонда, установленного Постановлением № 1033, и своего тарифа, отмененного постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 27.07.2019 № 29/1.

Между тем, утрата истцом статуса теплоснабжающей организации, отмена тарифа и, как следствие, фактическое неоказание услуг по теплоснабжению лишает его права на получение такой оплаты с потребителей. При этом проведение корректировки начислений потребителям (в данном случае население) ввиду установленного на территории городского округа Большой Камень порядка оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года недопустимо, учитывая, что в связи со сменой РСО потребители продолжали оплачивать стоимость коммунальной услуги в том же порядке вплоть до октября 2019 года и двойное взыскание с потребителя стоимости коммунальных услуг недопустимо. В свою очередь, у ответчика отсутствует обязанность по возврату истцу обоснованно полученных платежей с населения в связи с законным осуществлением деятельности по оказанию услуг по теплоснабжению в спорный период.

Фактически требования истца направлены на возмещение своих затрат, связанных не с оказанием услуг по теплоснабжению (в спорный период истец такие услуги не оказывал), а возникших в связи с разбивкой оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года и неполученных истцом в связи с утратой статуса РСО до истечения этого календарного года. По сути, затраты истца представляют собой дополнительные расходы (связанные с подготовкой к отопительному сезону 2018-2019 г.г., осуществлением деятельности в период отопительного сезона, содержанием теплоэнергетического комплекса), понесенные лицом, не являющимся ресурсоснабжающей организацией, и недополучившим свои затраты, заложенные в тариф за весь календарный год. При этом данные затраты не могут быть определены исходя из всего состав затрат, заложенных в тариф. Такие затраты, при их наличии, не могут быть возложены ни на потребителей, оплативших отпущенный ресурс в пределах установленного тарифа и установленного норматива равномерно в течение календарного года иному получателю (в данном случае произошла смена ресурсоснабжающей организации), ни на вновь созданную ресурсоснабжающую организацию, фактически приступившую к оказанию услуг теплоснабжения и применившую свой экономически обоснованный тариф при расчетах с потребителями.

Вопрос о возмещении таких затрат при их обоснованности подлежит разрешению между собственником теплоэнергетического комплекса и утратившей статус ресурсоснабжающей организации и лежит за пределами предмета настоящих требований.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца в данном случае не имелось.

В соответствии с пунктом 2 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить обжалуемые судебные акты полностью или в части, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. Данное полномочие может быть реализовано судом кассационной инстанции в случае, когда фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применена норма права.

В связи с тем, что суды установили фактические обстоятельства дела и не требуется установления новых обстоятельств, однако неправильно применили нормы материального права, регулирующие правоотношения в сфере теплоснабжения и тарифообразования, применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным отменить судебные акты и не передавая дело на новое рассмотрение - отказать истцу в удовлетворении иска.

Государственная пошлина по иску, отсрочка по уплате которой была предоставлена истцу при обращении с иском в суд, в силу статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с истца.

Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу № А51-23269/2019 Арбитражного суда Приморского края отменить.

В удовлетворении иска отказать.

Взыскать с акционерного общества «Теплоэнергетическая компания» (ОГРН 1072503000778, ИНН 2503025767, адрес 692802, Приморский край, г. Большой Камень, ул. имени В.А. Маслакова, д.10) в доход федерального бюджета 34 667 руб. государственной пошлины по иску.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.К. Яшкина

Судьи Е.Н. Головнина

Е.Н. Захаренко