ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3431/2023 от 10.08.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

11 августа 2023 года № Ф03-3431/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.

при участии:

от Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Партизанский психоневрологический интернат»: представитель не явился;

от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Партизанский психоневрологический интернат»

на решение от 09.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023

по делу № А51-19304/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Партизанский психоневрологический интернат» (ОГРН 1022500800189, ИНН 2509003784, адрес: 692860, Приморский край, г. Партизанск, ул. Лозовый ключ, д. 13Б)

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН 1032502257050, ИНН 2540019970, адрес:690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 44)

о признании незаконным решения о прекращении регистрации транспортного средства

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Партизанский психоневрологический интернат» (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (отделение № 3 Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю) (далее - управление, орган регистрационного учета) о признании незаконным решения от 22.08.2022 о прекращении регистрации транспортного средства: автобуса категории «D», марка HYUNDAI AEROTOWN, VIN KMJNN 19RPАC305771, 2010 года выпуска и обязании управления совершить регистрационные действия по восстановлению регистрационного учета транспортного средства.

Решением от 09.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, требования удовлетворить.

Учреждение в жалобе настаивало, что судами неверно истолкованы положения действующего законодательства, а экспертное заключение не опровергает законность ввоза и приобретения транспортного средства, использование его по назначению, прохождение ежегодных технических осмотров и получения диагностической карты для подтверждения безопасного участия в дорожном движении.

Управление в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, предлагая судебные акты оставить без изменения; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Учреждение, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для её удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела 17.08.2012 на территорию Российской Федерации ООО «Альтерна» ввезло транспортное средство марки HYNDAI AEROTOWN, 2010 года выпуска, двигатель D6BR, шасси KMJNN 19RPAC305771, которое было 20.08.2012 поставлено на государственный регистрационный учет с выдачей паспорта транспортного средства 25 УР 615716.

12.10.2012 на основании агентского договора на покупку товара от 16.09.2012 произведена регистрация транспортного средства за ООО «Торговая компания «Орлан», которое по договору поставки от 25.06.2013 реализовало его Фроловой Л.А.

По результатам открытого аукциона в электронной форме, оформленного протокол подведения итогов от 24.04.2013, права на транспортное средство по договору от 25.06.2013 перешли к учреждению и 12.07.2013 органом регистрационного учета транспортное средство зарегистрировано за учреждением с выдачей государственного номера Н079КН, свидетельства о регистрации транспортного средства и с проставлением соответствующей отметки в ПТС.

Согласно спецификации (приложение № 1 к договору от 25.06.2013) предметом поставки является автобус, б/у, мест: 35, HYUNDAI AEROTOWN, год выпуска: 2010.07.15, VIN: KMJNN 19RPАC305771, шасси VIN: KMJNN 19RPАC305771, кузов: отсутствует, дизельный двигатель D6BR-Y035956, V-7545 куб. см, груз.мощ. 181 л.с./135,75 кВт, цвет белый.

24.05.2022 в ходе государственного технического осмотра автобуса на пункте технического осмотра ООО «Транзит» сотрудником ГИБДД ОМВД России по г. Партизанску выявлено, что идентификационный номер шасси автобуса имеет признаки изменения.

По данному факту ОМВД России по г. Партизанску зарегистрирован материал проверки КУСП от 24.05.2022 № 2304, по результатам рассмотрения которого было вынесено постановление от 23.06.2022 о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту подделки неустановленным лицом в неустановленное время первоначального содержания маркировочного обозначения номера шасси.

В ходе доследственной проверки экспертом экспертно-криминалистического отдела ОМВД России по г. Находка на основании постановления от 24.05.2022 о назначении автотехнической экспертизы было проведено экспертное исследование, результаты которого были оформлены заключением от 19.07.2022 № 58, и согласно которому первичное (заводское) содержание идентификационного номера шасси (VIN) представленного на экспертизу автобуса «HYUNDAI AERO TOWN» с пластинами государственного регистрационного знака Н 079 КН 125 RUS подвергалось изменению: первичный (заводской) идентификационный номер шасси (VIN) имел следующее содержание «KMJNN 19RPYC305771».

По данному факту оформлен рапорт о необходимости прекращения (аннулирования) регистрационного учета автомобиля; по результатам рассмотрения рапорта управлением принято решение о прекращении (аннулировании) регистрационного учета спорного транспортного средства, о чем внесены соответствующие сведения в информационно-справочную систему учета, и в карточке учета ТС проставлена отметка о прекращении регистрации 22.08.2022.

Решение о прекращении государственного учета транспортного средства доведено до сведения учреждения уведомлением от 10.11.2022.

Не согласившись с решением управления, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу о наличии оснований для принятия оспариваемого решения, в удовлетворении требований отказал.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ» О полиции» (далее - Закон №3-ФЗ) на полицию, в том числе возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, а также за соблюдением специализированными организациями установленных требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, за деятельностью изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; осуществлять государственную регистрацию транспортных средств; выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске автомототранспортных средств к перевозке опасных грузов; участвовать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в техническом осмотре автобусов.

Для выполнения возложенных обязанностей полиции предоставлено право задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах (пункт 21 части 1 статьи 13 Закона № 3-ФЗ).

Реализация названных полномочий обеспечивается Госавтоинспекцией, которая на основании подпункта «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 входит в состав полиции и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711 (далее - Положение № 711), и в соответствии с пунктом 2 которого обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ), задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно части 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые регистрационными подразделениями, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (постановление от 12.05.2011 № 7-П, определения от 01.10. 2008 № 670-О-О, от 26 .01.2010 № 124-О-О, от 23.12.2014 № 2945-О и др.).

Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 283-ФЗ) закрепляет наряду с прочими регистрационными действиями прекращение государственного учета транспортного средства, под которым понимает включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, и возобновление государственного учета транспортного средства, представляющее собой отмену ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства (пункты 3, 4 части 4 статьи 10).

Пунктом 6 части 1 статьи 18 названного Закона, закреплено одно из возможных основания прекращения государственного учета транспортного средства, а именно: если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части статья 20 устанавливающей основания для отказа в совершении регистрационных действий запрещается совершение регистрационных действий: в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства;в случае замены имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.

Согласно понятиям, данным в статье 3 Закона № 283-ФЗ идентификация транспортного средства - проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства);

Идентификационный номер - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов (часть 1 статьи 13 Закона № 283-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 Закона № 283-ФЗ действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.

Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.

Согласно пунктам 3 и 4 части 4 данной статьи к регистрационным действиям относятся: прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении; возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства.

Прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется в порядке, установленном пунктами 55 - 61 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 №1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – Правила)

Возобновление государственного учета транспортного средства - в соответствии с указанной статьей, в порядке, установленном пунктами 62 - 68 Правил.

Согласно пункту 55 Правил прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 18 Закона № 283-ФЗ, путем включения регистрационным подразделением в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении.

В силу 59 Правил прекращение государственного учета транспортного средства в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 18 Закона № 283-ФЗ, осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).

Согласно пункту 65 Правил возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил, осуществляется после устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 63 настоящих Правил, с проведением осмотра транспортного средства.

Вместе с этим, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 принят Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011), устанавливающий требования к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

Пунктом 18 Техрегламента предусмотрено, что каждое транспортное средство имеет индивидуальный идентификационный номер. Требования к идентификации выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) установлены приложением № 7 к настоящему техническому регламенту.

Идентификационный номер, нанесенный на транспортное средство, должен соответствовать указанному в регистрационных документах на это транспортное средство (пункт 12.1 Техрегламента).

Также согласно ОСТ 37.001.269-96 «Транспортные средства. Маркировка» обязательным элементом маркировки является идентификационный номер транспортного средства (VIN), под которым понимается комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации. Такой номер индивидуален для каждого транспортного средства, в нем кроме порядкового заводского номера содержится информация о стране-изготовителе, автозаводе, варианте двигателя, годе выпуска, расположении руля, виде привода.

В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается, что транспортное средство - автобус HYUNDAI AEROTOWN, 2010 г.в., шасси VIN NKMJNN 19RPАC305771, зарегистрировано Госавтоинспекцией за учреждением 12.07.2013 с выдачей необходимых номеров, документов и с проставлением соответствующей отметки в ПТС.

Однако в распоряжение управления поступили материалы доследственной проверки, а именно: информация о проведенной экспертизе от 19.07.2022, согласно которой маркировочное обозначение первичного идентификационного номера транспортного средства, имеет признаки изменения.

В ходе экспертного исследования были установлены признаки (следы), указывающие на изменение первичной идентификационной маркировки VIN на раме/шасси представленного автобуса: на вертикальной панели в салоне автобуса (справа от двери) имеется маркировочная табличка с кодовыми обозначениями комплектации и идентификационным номером шасси, которая установлена самодельным способом взамен первичной, поскольку не соответствует способу изготовления, применяемому заводом-изготовителем при производстве табличек в процессе производства автобусов данной марки.

При осмотре шасси/рамы представленного автобуса выявлено, что на вертикальной поверхности правового лонжерона рамы в задней части автобуса имеются рельефные, углубленные знаки идентификационного номера. При этом поверхность в зоне расположения знаков маркировки неровная; имеются следы механической обработки поверхностного слоя металла, локализованные в зоне расположения знаков маркировки; конфигурация, размеры и способ нанесения знаков маркировки не соответствует оригинальному шрифту, применяемому заводом-изготовителем.

С целью установления первоначального содержания идентификационного номера шасси (VIN) исследуемого автобуса, а также определения способа изменения экспертом проведено травление зоны расположения знаков маркировки с использованием химических реактивов, в результате чего правее от знаков вторичной маркировки выявлены элементы знаков «K», «M», «J», «N», «N», «1», «9», «R», «P», «Y», «C», «3», «0», «5», «7», «7», «1».

Данные обстоятельства позволили эксперту прийти к категоричному выводу о том, что первичное (заводское) содержание идентификационного номера шасси (VIN) подвергалось изменению путем механического удаления поверхностного слоя металла с первичными знаками маркировочного обозначения и нанесением самодельным способом вторичных, имеющихся знаков «KMJNN 19RPАC305771», а также путем демонтажа заводской таблички с последующей установкой другой таблички, изготовленной не в условиях завода-изготовителя.

При этом первичный (заводской) идентификационный номер шасси (VIN) был иной - «KMJNN 19RPYC305771».

Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, заявленному повторно, экспертом сделаны выводы о несоответствии способа изготовления маркировочной таблички, о несоответствии шрифта имеющегося идентификационного номера оригинальному шрифту, которые подтверждены фотоснимками, включая иллюстрацию № 6, указывающую на наличие первичного заводского идентификационного номера шасси.

При таких обстоятельствах, в отсутствие иных доказательств, опровергающих соответствующее требованиям законодательства заключение эксперта, и учитывая вышеприведенные нормоположения о безопасности дорожного движения и требований к идентификации транспортных средств, и поскольку установлено, что транспортное средство имеет идентификационный номер, который не соответствует идентификационному номеру, указанному в документах, выданному в отношении данного транспортного средства, и содержащему в учетных базах Госавтоинспекции, что не позволяет идентифицировать такое транспортное средство, выводы судов обеих инстанций о наличии у управления правовых оснований для принятия оспариваемого решения о прекращении (аннулировании) регистрационного учета спорного транспортного средства, обоснованны.

Также следует признать, что судами правильно и мотивировано отклонены доводы учреждения относительно незаконности действий управления ввиду прохождения транспортным средством технического осмотра и выдаче в отношении спорного транспортного средства диагностической карты.

На основании изложенного и поскольку суды обоснованно согласились с управлением в том, что спорное транспортное средство не может быть допущено к эксплуатации на территории Российской Федерации без устранения причин, послуживших основаниям для прекращения регистрации, в удовлетворении заявления учреждения судами отказано правомерно.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 по делу № А51-19304/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи А.И. Михайлова

И.В. Ширяев