АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
05 сентября 2022 года № Ф03-3452/2022
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Н.В. Меркуловой
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гермес»
на решение от 17.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022
по делу № А24-5886/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гермес» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684415, <...>)
к Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Гермес» (далее - общество, ООО «Гермес») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - административный орган, РСТ Камчатского края) от 29.11.2021 № 18, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 07.02.2022, принятым в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 17.02.2022) оспариваемое постановление изменено в части назначения меры наказания в виде снижения размера штрафа до 50 000 руб.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 судебный акт первой инстанции оставлен без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, ООО «Гермес» в кассационной жалобе просит Арбитражный суд Дальневосточного округа принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом в РСТ Камчатского края была представлена вся имеющаяся у него информация по установленной форме (информации о стоимости транспортировки топлива у заявителя не было), что свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения. Приводит доводы о привлечении общества к административной ответственности за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу РСТ Камчатского края заявило о своем несогласии с изложенными в ней доводами, считает, что у суда округа оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда с учетом требований статьи 288.2 АПК РФ, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что РСТ Камчатского края во исполнение запроса Федеральной антимонопольной службы от 20.08.2021 № ВК/70098/21 в адрес организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории Камчатского края, в том числе в адрес ООО «Гермес», направлен запрос от 27.08.2021 № 90.01-07/1818 о необходимости предоставления информации о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива за 1 полугодие 2021 года в формате шаблона Федеральной антимонопольной службы (код: WARM.TOPL.Q2.2021.EIAS) в срок до 07.09.2021.
Данное уведомление содержало обязательное представление корректной информации при заполнении ссылок в электронных документах на счета-фактуры организаций по закупочной деятельности на мазут, дизельное топливо и уголь. Также, на листе «Т» должны быть заполнены все ячейки, в том числе информация о затратах на транспортировку топлива различными видами транспорта. При заполнении отчетных форм необходимо руководствоваться требованиями ФАС России, которые отражены в письме от 21.10.2020 № ВК/91503/20. Вышеуказанную информацию необходимо направить на адрес электронной почты PopovaKU@kamgov.ru.
РСТ Камчатского края в дополнение к ранее направленному уведомлению от 27.08.2021 № 90.01-07/1818 «О представлении информации о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива за 1 полугодие 2021 года», в адрес организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения на территории Камчатского края (в том числе, в адрес ООО «Гермес») направлено письмо от 14.09.2021 № 90.01-07/1981 «О направлении информации» об обновлении шаблона WARM.TOPL.Q2.2021.EIAS до версии 2.0.0, которой предусмотрена разбивка используемого топлива на выработку тепловой энергии и на прочие виды деятельности.
РСТ Камчатского края продлен срок предоставления отчетной формы ФАС России - 16.09.2021. Согласно отчету об отслеживании отправления уведомление от 27.08.2021 № 90.01-07/1818 направлено ООО «Гермес» на адрес электронной почты: Ooogermes.78@mail.ru - 27.08.2021. Дополнительное письмо от 14.09.2021 № 90.01- 07/1981 «О направлении информации» направлено ООО «Гермес» на адрес электронной почты: Ooogermes.78@mail.ru - 14.09.2021.
В установленный срок - 16.09.2021, ООО «Гермес» представило информацию о фактических показателях в сфере теплоснабжения за 1 полугодие 2021 года в формате шаблона ФАС России, без предоставления информации о затратах на непосредственно цену топлива и цену транспортировки топлива, несмотря на требование о предоставлении такой информации, содержащейся в письме ФАС России от 21.10.2020 № ВК/91503/20 и формата самой отчетной формы ФАС России.
По факту непредставления испрашиваемой информации, а именно о затратах на непосредственно цену топлива и цену транспортировки топлива, РСТ Камчатского края в отношении ООО «Гермес» составлен протокол об административном правонарушении от 27.09.2021 № 18 по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
29.11.2021 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении РСТ Камчатского края вынесено постановление № 18, которым ООО «Гермес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив постановление административного органа на основе исследования и оценки представленных в дело доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, признал доказанным наличие в действиях общества признаков состава вмененного правонарушения, пришел к выводу о соблюдении административным органом порядка привлечения ООО «Гермес» к административной ответственности, в связи с этим признал привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ обоснованным. Суд не усмотрел оснований для освобождения общества от административной ответственности по признакам малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не выявил всей совокупности обстоятельств, позволяющих применить положения части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП. Между тем счел возможным назначить административное наказание с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
При повторном рассмотрении дела в порядке главы 34 АПК РФ суд апелляционной инстанции оснований для иной правовой оценки обстоятельств данного дела не установил.
Изучение судебных актов, исследование материалов дела показали, что суды первой и апелляционной инстанций исходили из конкретных обстоятельств совершенного обществом административного правонарушения, которым дана верная оценка, правильно применили нормы материального права, поэтому суд округа полагает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Проверяя наличие в бездействии общества признаков вмененного административного правонарушения, суды обоснованно исходили из того, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности; объективную сторону состава административного правонарушения образуют действия (бездействие), выражающиеся в непредставлении или несвоевременном представлении в соответствующий государственный орган сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными актами; субъектами административного правонарушения являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Проанализировав положения статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), приказа Федеральной антимонопольной службы от 13.09.2018 № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования», пункта 6.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пункта 49.1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 424-П, суды исходили из того, что при реализации возложенных полномочий региональная служба с целью определения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций при установлении, изменении тарифов вправе в установленном порядке запрашивать и получать от субъектов регулирования и иных организаций информацию, документы и иные обосновывающие материалы по вопросам государственного регулирования тарифов (цен) и контроля за деятельностью субъектов регулирования, в том числе, информацию о фактических сложившихся ценах и объемах потребления топлива с разбивкой на цену топлива и цену ее транспортировки.
Правильно применив изложенные выше нормы материального права относительно обстоятельств данного дела, установив, ООО «Гермес», являясь организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, на которую возложена обязанность по исполнению обязательных требований Закона о теплоснабжении, в частности, о предоставлении информации по запросам федерального (регионального) органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, не предоставило в административный орган запрашиваемые сведения о затратах на непосредственную цену топлива и цене транспортировки топлива, суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, допустимость и достоверность которых никаких сомнений у судов в своей совокупности не вызвали, они признаны достаточными для установления всех юридически значимых обстоятельств, непротиворечивы и согласуются друг с другом.
Суды установили вину общества в совершении вмененного административного правонарушения. При этом суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что ООО «Гермес» приняты все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, а также доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства.
Таким образом, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении комитетом, а также судами предыдущих инстанций не допущено.
Делая вывод о соблюдении РСТ Камчатского края установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании (цен) тарифов, в данном случае за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, суды руководствовались правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.05.2014 № 58-АД14-3, Арбитражного суда Дальневосточного округа, приведенной в постановлении от 22.04.2022 № Ф03-193/2022. При этом исходили из того, что в рассматриваемом случае объектом посягательства являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, объективная сторона совершенного обществом правонарушения заключается в невыполнении требований законодательства о теплоснабжении, соответственно, применяется срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для правонарушения о теплоснабжении (один год). Оснований не согласиться с данными выводом судов у суда округа не имеется.
В рассматриваемом случае годичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
В целом выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции правовых оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не усматривает.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 по делу № А24-5886/2021 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья Н.В. Меркулова