АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2019 года № Ф03-3479/2019
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Черняк Л.М.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом ТЕХНОПЛАЗА»: представитель не явился;
от Владивостокской таможни: ФИО1, представитель по доверенности от 01.10.2018 № 296;
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 22.03.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019
по делу № А51-19242/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Самофал Д.А., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Шевченко А.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом ТЕХНОПЛАЗА» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Багаева д. 6Б, оф. 6, <...>)
к Владивостокской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Посьетская д. 21А, <...>)
третье лицо: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ФИО2 проезд, д. 7, <...>)
об оспаривании решений
установил: общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом ТЕХНОПЛАЗА» (далее – ООО «ТД ТЕХНОПЛАЗА», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Владивостокской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 06.07.2018 № 04-02-23/2370 и от 16.07.2018 № 08-19/34382 о порядке расчета утилизационного сбора. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать таможню возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 681 750 руб. и пени в размере 58 104,04 руб.
Определением суда от 17.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – третье лицо, Минпромторг России).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Законность судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе таможенного органа полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы и его представитель в заседании суда кассационной инстанции приводят доводы о правильном применении таможенным органом вступивших 13.06.2018 в законную силу изменений в части применения базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним для целей получения паспорта самоходной машины (далее – ПСМ), поскольку при исчислении утилизационного сбора необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФот 06.02.2016 № 81). Считает, что поскольку проверка правильности исчисленного и уплаченного утилизационного сбора таможенным органом осуществляется именно на дату подачи заявления о выдаче ПСМ, то и должна применяться базовая ставка на дату представления расчета утилизационного сбора с заявлением о выдаче ПСМ с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
ООО «ТД ТЕХНОПЛАЗА» надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило, отзыв на жалобу не представило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителя таможенного органа, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение внешнеторгового контракта обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию ввезен товар - кран стреловой на колесном ходу КАТО SR-300LS, VIN 5613119, дата выпуска 01.05.2018, желтый, кузов отсутствует, груз. мощность 200 кВт/271,92 л.с., предназначен для погрузо-разгрузочных работ.
В целях таможенного оформления указанного товара таможенный представитель – ООО «Таможенный портал» в интересах заявителя подал в таможню декларацию на товары № 10702030/040618/0009192 (далее – ДТ № 9192) с приложением расчета утилизационного сбора на сумму 4 545 000 руб.
При расчете утилизационного сбора декларантом применен идентификационный код товара - G03, вид и категория самоходных машин - «Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000): тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.)», коэффициент расчета размера утилизационного сбора - 30,3 от базовой ставки в размере 150 000 руб.
05.06.2018 товар был выпущен в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
13.06.2018 таможенный представитель направил в таможенный орган письмо о выдаче паспорта самоходной машины с приложением расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним на сумму 4 545 000 руб. и платежного поручения от 07.06.2018 № 179 на сумму 4 545 000 руб.
Письмом от 06.07.2018 № 04-02-23/2370 таможенный орган уведомил таможенного представителя об отказе в выдаче паспорта самоходной машины ввиду того, что расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходной машины произведен с применением базовой ставки, не подлежащей применению с 13.06.2018.
25.06.2018 обществом направлена начальнику таможни жалоба на действия таможенного поста об отказе в выдаче паспорта самоходной машины в связи неполной уплатой утилизационного сбора, в ответ на которую таможенный орган письмом от 16.07.2018 № 08-19/34382 пояснил, что поскольку заявление о выдаче ПСМ поступило от таможенного представителя 13.06.2018, то есть в момент вступления в силу новых размеров коэффициентов для расчета и уплаты утилизационного сбора, то для целей получения паспорта самоходной машины обществу необходимо представить новый пакет документов в соответствии с вступившими изменениями.
25.07.2018 таможенный представитель в интересах декларанта представил в таможню новый расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в размере 5 226 750 руб., в котором в отношении товара «Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000): мощностью силовой установки не менее 250 л.с.» применил коэффициент расчета размера утилизационного сбора 30,3 от базовой ставки 172 500 руб.
Платежным поручением от 09.08.2018 № 322 на сумму 5 226 750 руб. общество произвело уплату утилизационного сбора, а заявлением от 14.08.2018 исх. № 68 просило произвести списание пени по утилизационному сбору в сумме 58 104,04 руб. с определенных платежных поручений. По факту уплаты утилизационного сбора и соответствующих пеней таможней были оформлены таможенные приходные ордера № 10702030/130818/ТС-2436525 и № 10702030/140818/ТС-2436526.
13.08.2018 обществу выдан паспорт самоходной машины.
Не согласившись с порядком исчисления и уплаты утилизационного сбора и полагая, что уплата утилизационного сбора была произведена в завышенном размере, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования установив, что расчет утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним должен быть произведен с учетом базовой ставки, установленной на момент ввоза транспортного средства, равной 150 000 рублей, то есть в редакции Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила № 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень № 81).
Пунктом 5 Правил № 81 определено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил № 81).
Согласно пункту 7 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов на самоходные машины в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.
Судами из материалов дела установлено, что отказывая в выдаче паспорта самоходной машины, таможенный орган исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 № 639 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81» (далее - Постановление № 639), вступившим в действие с 13.06.2018, была изменена базовая ставка для исчисления и уплаты утилизационного сбора, в соответствии с которым с 13.06.2018 для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним подлежит применению базовая ставка, равная 172 500 руб. (до 13.06.2018 применялась ставка 150 000 руб.) и которая не была использована обществом при расчете утилизационного сбора, поданном вместе с заявлением о выдаче ПСМ от 13.06.2018.
Вместе с тем, как верно отметили суды, опираясь на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона № 89-ФЗ, а также на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, именно с ввозом транспортного средства (самоходной машины) на таможенную территорию закон связывает обязанность по расчету и уплате утилизационного сбора.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
По смыслу статей 104, 105 ТК ЕАЭС юридический факт ввоза транспортных средств подтверждается при таможенном декларировании путем подачи декларации на товары.
На основании вышеизложенного, установив, что выпуск спорной самоходной машины по ДТ № 9192 произведен 05.06.2018, расчет утилизационного сбора на сумму 4 545 000 руб. осуществлен обществом одновременно с подачей таможенной декларацией, а его уплата произведена платежным поручением от 07.06.2018 № 179 и принимая во внимание, что правоотношения по ввозу в Российскую Федерацию самоходной машины возникли 04.06.2018, а его расчет и уплата осуществлены 07.06.2018, то есть до вступления в силу Постановления № 639, суды нижестоящих инстанций обоснованно признали правомерным применение базовой ставки для исчисления и уплаты утилизационного сбора в размере 150 000 руб.
Таким образом, довод заявителя жалобы о том, что при уплате утилизационного сбора должны применяться коэффициенты, действующие на день представления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 Постановления Правительства РФ № 81, основан на неверном толковании норм права и противоречит имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем подлежит отклонению.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, суды пришли к верному выводу о том, что решение таможенного органа от 06.07.2018 № 04-02-23/2370 об отказе в выдаче паспорта самоходной машины ввиду неполной уплаты утилизационного сбора, а равно решение от 16.07.2018 № 08-19/34382 о необходимости представления пакета документов в целях получения ПСМ в соответствии с вступившими изменениями, были приняты при отсутствии на то правовых оснований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому судом округа не принимаются.
С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу № А51-19242/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Н.В. Меркулова
Е.П. Филимонова