ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-351/2022 от 29.03.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

04 апреля 2022 года № Ф03-351/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего Захаренко Е.Н.

судей Лесненко С.Ю., Падина Э.Э.

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 01.09.2021 № 2-207,

от третьих лиц: ФИО2 по доверенности Министерства ЖКХ Хабаровского края от 28.01.2022 № 1-07/1068,

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» судебном заседании кассационную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре

на решение от 09.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021

по делу № А73-4152/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

к управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края»

третьи лица: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края

о взыскании 593 143 руб. 07 коп.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре, ответчик) о взыскании убытков в размере 593 143 руб. 07 коп. за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в связи с применением регулируемой цены на тепловую энергию, поставленную населению микрорайона Старт городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на отопление.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ Хабаровского края) и министерство финансов Хабаровского края (далее – Минфин Хабаровского края).

Решением от 09.07.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.

В кассационной жалобе Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Ссылаясь на положения статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, разъяснения, содержащиеся в пунктах 1, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее – Постановление Пленума № 87), Закон Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Закон № 222), нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), кассатор указывает на то, что возмещение заявленных к взысканию убытков не относится к расходным обязательствам органов местного самоуправления. Обращает внимание на то, что Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Постановление от 01.02.2008 № 35-пр) утверждены порядок расчета возмещения убытков организациям и порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков. В 2020 году субвенции на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в местный бюджет не поступала. Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.08.2020 № 361-пр внесены изменения в Постановление от 01.02.2008 № 35-пр, что послужило основанием для разработки Управлением ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре Порядка предоставления теплоснабжающим организациям гранта в форме субсидии за счет средств субвенции, предоставляемой местному бюджету из краевого бюджета Хабаровского края, утвержденного постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 10.06.2021 № 997-па. В настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт для предоставления субсидии ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за счет средств бюджета муниципального образования.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в отзыве указало на несостоятельность доводов ответчика, просило оставить судебные акты без изменения.

01.03.2022 на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 29.03.2022.

В дополнении к отзыву на кассационную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указало, что правоотношения сторон не регулируются Законом Хабаровского края № 222 и постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр.

В судебном заседании кассационной инстанции 29.03.3022 представители ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Министерства ЖКХ Хабаровского края возражали относительно доводов кассационной жалобы, просили оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Дальневосточного округа, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» функции по обеспечению потребителей Министерства Обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

На основании акта приема-передачи недвижимого имущества (объекты теплового хозяйства) от 01.04.2017 № 2 учреждению в оперативное управление переданы объекты теплового хозяйства, в том числе здания котельной, сети теплоснабжения котельных №№ 18, 45, 88 мкр. Старт г. Комсомольск-на-Амуре, войсковой части 44284 в/г 14,15, войсковой части 83231 в/г 14.

Обладая статусом теплоснабжающей организации, учреждение с января по декабрь 2020 года осуществляло поставку тепловой энергии для населения закрытого военного городка № 14 микрорайона Старт города Комсомольска-на-Амуре.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 № 33/23 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2017-2020 годы» (с учетом изменений, внесенных Постановлением от 18.12.2018 № 42/48) установлены тарифы: с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 4 895,13 руб./Гкал без НДС, с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 4 942 руб./Гкал без НДС.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.09.2019 № 79 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2020 год» установлен предельный максимальный тариф для населения в размере 2 286,74 руб. /Гкал без учета НДС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2019 № 2556-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2020 год.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.11.2019 № 97 «Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на 2020 год» по г. Комсомольску-на-Амуре установлен предельно максимальный индекс на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 0 %, с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 4%.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.03.2014 № 866-па утверждена муниципальная программа городского округа «Повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения муниципального образования городского округа г. Комсомольск-на-Амуре» (далее – Программа).

В развитие положений данной Программы и принятого решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 11.12.2019 № 139 «О местном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Администрацией города Комсомольска-на-Амуре утверждено постановление от 14.01.2020 № 53-па «Об утверждении порядка предоставления субсидий из местного бюджета на компенсацию убытков в связи с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению в 2020 году» (далее – Порядок № 53-па).

Получателями данной субсидий (пункт 1.4 Порядка № 53-па) являются организации, осуществляющие производство и (или) передачу тепловой энергии для нужд населения на территории муниципального образования городского округа, для которых установленные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на 2020 год экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населением муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», превышает установленные Комитетам по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» в Хабаровском крае, но не более предельно максимального тарифа на тепловую энергию для населения, установленную Губернатором Хабаровского края.

На 2019-2023 годы постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 14.12.2018 № 38/1, для АО «ДГК» установлены тарифы для населения городского округа г. Комсомольск-на-Амуре (с учетом изменений, внесенных постановлением от 18.12.2019 № 42/6): с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 1 479,87 руб. Г/кал. без учета НДС, с 01.06.2020 по 31.12.2020 – 1 539,06 руб. Г/кал. без учета НДС.

В целях возмещения недополученных доходов от применения регулируемых тарифов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России направило 19.12.2019 в адрес Управления ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края направлено обращение о необходимости заключения соглашения о предоставлении субсидии.

В ответе от 26.02.2020 № 5-18/127 ответчик указал на отсутствие правовых оснований для заключения соглашения.

Истец в течение 2020 года при начислении потребителям платы за отопление применял тарифы, утвержденные постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 14.12.2018 № 38/1 для АО «ДГК», в результате чего возникла межтарифная разница - 593 143 руб. 07 коп.

Истец направил в адрес ответчика претензию от 10.02.2021 № 370/У/4/2/5/488 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая последним оставлена без ответа и удовлетворения.

Невыполнение обязанности по выплате субсидии послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования в заявленном размере, суды обеих инстанций руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 157.1 ЖК РФ исходя из доказанности наличия на стороне истца спорного убытка, образовавшегося ввиду невозможности применения истцом тарифа, превышающего предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги и возникновения на стороне ответчика обязанности возместить указанный ущерб, фактически представляющий собой межтарифную разницу, общий правовой подход к природе компенсации которой изложен в Постановлении Пленума № 87 и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П.

По существу спор разрешен судами правильно.

В силу положений пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (статья 307 ГК РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в том числе принципов обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (статьи 7,8 Закона о теплоснабжении).

Частью 13 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с Законом о теплоснабжении, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.

Наряду с льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель могут устанавливаться при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации либо акта муниципального образования.

В рассматриваем случае обязанность ответчика по компенсации межтарифной разницы возникла с принятием Администрацией города Комсомольска-на-Амуре постановления от 14.01.2020 № 53-па. На основании данного акта ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России наделено правом при использовании в течение 2020 года в расчетах с населением тарифов, утвержденных для АО «ДГК», возместить свои расходы до размера предельно максимального тарифа на тепловую энергию для населения, установленную Губернатором Хабаровского постановлением от 30.09.2019 № 79.

Требование о взыскании межтарифной разницы является универсальным способом защиты нарушенного права и наличие установленного законом механизма по возмещению неполученных доходов ресурсоснабжающей организации, оказывающей услуги для определенной группы потребителей по льготному тарифу, в виде субсидирования, гарантирует ресурсоснабжающей организации возмещение финансовых потерь, связанных с применением мер государственного регулирования.

Исходя из общего подхода к правовой природе компенсации, высказанного в Постановлении Пленума № 87 и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, она гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путем исполнения публично-правовым образованием установленного обязательства. При этом право на взыскание обусловлено общими обязательственными нормами гражданского права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии.

Субсидии юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

На основании пункта 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абзац второй); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац третий); заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (абзац четвертый).

В силу пункта 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Как следует из Приложения № 3 к решению Комсомольской–на-Амуре городской Думы от 11.12.2019 № 139 (информация является общеизвестной, доступна в системе Интернет (часть 1 статьи 69 АПК РФ)) применение регулируемых (цен) тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, на 2020 год обеспечено за счет местного бюджета в размере 31 451 713,26 руб., выделение субвенций либо иных межбюджетных трансферов не предусмотрено.

Как установили суды обеих инстанций, в спорный период (2020 год) муниципальным образования принят нормативный акт, предусматривающий порядок и размер выделения субсидий на компенсацию понесенных расходов, а истец соответствует требованиям, предъявляемым к получателям субсидии по действующему Порядку № 53-па.

Поскольку муниципальное образование предоставило населению городского округа, в составе которого находится закрытый военный городок № 14 микрорайона Старт, право производить оплату за отопление по льготным тарифам АО «ДГК» и гарантировало компенсировать ресурсоснабжающим организациям расходы до размера максимального тарифа на тепловую энергию для населения, установленную Губернатором Хабаровского края, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у истца права на компенсацию в размере 593 143 руб. 07 коп. за счет главного распорядителя средств местного бюджета по предоставлению субсидии - Управления ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре (пункт 1.3 Порядка № 53-па).

Поддерживая выводы судов обеих инстанций, суд кассационной инстанции дополнительно исходит из того, что спорным не являлся как сам факт оказания услуг истцом, так и объем предоставленных им услуг, а расчет субсидий, подготовленный истцом, в полной мере соответствует положению пункта 3.1 Приложения № 1 к Порядку № 53-па в 2020 году.

Суд округа критически оценивает доводы кассатора об отсутствии порядка для компенсации понесенных истцом расходов, поскольку постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2020 № 53-па является действующим. Ответчик фактически уклонился от подписания соглашения о предоставлении субсидии, нарушив положения Порядка № 53-па и создав ситуацию, при которой имел формальные основания не выплачивать компенсацию.

Доводы кассатора о том, что данная межтарифная разница не относится к расходным обязательствам муниципального органа, судом округа отклоняются.

Заявитель жалобы не учитывает, что с ответчика взыскивается не разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.09.2019 № 79 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2020 год», компенсация которых относится к обязательствам субъекта на основании Закон № 222 и Постановления от 01.02.2008 № 35-пр. К возмещению заявлены расходы, составляющие разницу между иными тарифами – льготным тарифом для населения, установленным для АО «ДГК», и предельным максимальным тарифом на тепловую энергию на 2020 год, установленным Губернатора Хабаровского края от 30.09.2019 № 79. Данная межтарифная разница - расходное обязательство муниципального образования, возникшее с принятием Комсомольской-на-Амуре городской думой решения от 11.12.2019 № 139 «О местном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2020 № 53-па, предоставившее дополнительную льготу населению по оплате тепловой энергии с компенсацией указанных расходов ресурсоснабжающим организаций.

Несогласие кассатора с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

Переоценка фактических обстоятельств дела, на что фактически направлены доводы кассатора, не входит в компетенцию суда округа в силу статей 286, 287 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по делу № А73-4152/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.Н. Захаренко

Судьи С.Ю. Лесненко

Э.Э. Падин