ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3550/2023 от 17.08.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

18 августа 2023 года № Ф03-3550/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.

при участии:

от ООО «Статус+»: представитель не явился;

от КГАУ ДПО Камчатский институт развития образования»:Козлинская Ю.А. представитель по доверенности от 05.05.2023 №215;

от ООО «ЧОО «Тайфун» - Бандурко О.Г. представитель по доверенности от 15.05.2023 б/н, Гончарова Н.В. представитель по доверенности от 28.06.2023 б/н;

рассмотрев в онлайн судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Тайфун», Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования»

на решение от 30.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023

по делу № А24-6685/2022 Арбитражного суда Камчатского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Статус+» (ОГРН 1164101054732, ИНН 4101175861, адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т 50 лет Октября, д. 9/2, помещ. 37)

к Краевому государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования» (ОГРН 1024101028709, ИНН 4100016851, адрес: 683001, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 26); обществу с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Тайфун» (ОГРН 1062721056672, ИНН 2721136273, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Павловича, д. 3А, офис 8)

о признании недействительным запроса котировок, признании недействительным контракта и применении последствий недействительности сделки

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Статус+» (далее – истец), обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Краевому государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования» (далее - учреждение, заказчик) и обществу с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Тайфун» (далее – общество, охранная организация) о признании недействительным запроса котировок в электронной форме №32211829298, оформленного протоколом от 16.11.2022 № 1 «на оказание услуг по охране и обеспечению комплекса мер, направленных на охрану, защиту материального имущества объекта, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов», договора от 30.11.2022, заключенного между заказчиком и обществом и применении последствий недействительности сделки в виде прекращения действия договора на будущее время.

Решением суда от 30.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023, требования удовлетворены.

Общество и учреждение, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, считая их незаконными, необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права, обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которых просят судебные акты отменить, принять новый судебный об отказе в удовлетворении требований.

Общество и учреждение в жалобах и их представители в суде округа и посредством участия в веб-конференции полагали ошибочным толкование судами положений законодательства, регулирующих частную охранную деятельность. Считали, что поскольку при проведении спорного запроса котировок никаких иных требований к участникам закупки, кроме наличия действующей лицензии на частную охранную деятельность с перечнем требуемых к оказанию услуг, заказчиком не предъявлялось, и такая лицензия была предоставлена, выводы судов об отсутствии оснований считать победителя закупки правомочным осуществлять охранную деятельность на территории Камчатского края по разрешительному документу, выданному и продленному иным территориальным органом федерального органа власти (Управлением Росгвардии по Хабаровскому краю) без предварительного уведомления территориального органа субъекта по месту фактического оказания охранных услуг, со ссылкой на часть 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), несостоятельны. Настаивали, что положения статьи 18 Закона № 99-ФЗ к ситуации не применимы, и следовало учесть только часть 2 статьи 9 данного Закона о праве осуществлять лицензируемую деятельность на всей территории Российской Федерации.

Истец в отзыве судебные акты предлагал оставить без изменения, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Судами установлено, из материалов дела усматривается, что 09.11.2022 учреждением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещено извещение № 32211829298 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, «на оказание услуг по охране и обеспечению комплекса мер, направленного на охрану, защиту материального имущества объекта, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов» (далее – запрос котировок).

Согласно извещению срок оказания услуг – с 01.01.2023 по 31.12.2023; дата окончания подачи заявок и подведения итогов – 16.11.2022.

На участие в запросе котировок подано 2 заявки: ООО «ЧОО «Тайфун» и ООО «Статус+», которые протоколом от 16.11.2022 № 1 признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем закупки признано общество, предложившее наименьшую цену договора.

Полагая, что общество, не предоставившее уведомление лицензирующего органа на территории Камчатского края о намерении оказывать услуги в регионе в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 9 Закона № 99-ФЗ, статьей 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее - далее постановление Правительства РФ № 957), неправомерно признано победителем запроса котировок, истец обратился с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд, который прийдя к выводу о том, что допуск к участию в торгах и определение победителя проведены заказчиком с нарушением требований действующего законодательства и условий участия в закупке, определенных документацией, признал торги и заключенный по их результатам договор недействительными.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, принимая во внимание следующее.

Пунктом 1 статьи 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из содержания пункта 1 статьи 49 ГК РФ усматривается, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В силу пункта 3 данной статьи право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Части 2 данной статьи закреплено, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно понятиям, данным в статье 3 Закона №99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - это производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.

Частью 2 статьи 9 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

Частью 5 данной статьи установлено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона № 99-ФЗ отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются данным Федеральным законом.

Исключением из общего правила регулирования являются отношениям, связанным с осуществлением лицензирования, прямо и исчерпывающе закрепленные в части 2 данной статьи.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Закона №99-ФЗ частная охранная деятельность, является лицензируемым видом деятельности, подпадает под действие общих положений настоящего Федерального закона, с особенностями, касающимися только порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, которые могут устанавливаться федеральными законами.

Таким законом является Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), статьей 2 которого определено, что правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11.2. Закона об охранной деятельности определено, что предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Постановлением Правительства РФ № 957, определен порядок предоставлении лицензий на осуществление частной охранной деятельности уполномоченным органом, которым является Росгвардия в лице её территориальных органов, действующих в соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2016 №510.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 957 в редакции Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 №1559, предусмотрено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

В уведомлении указываются, в том числе, следующие сведения:

- полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности, которые указываются при необходимости в дополнение к почтовому адресу либо вместо него при его отсутствии, а также номера телефонов и адреса электронной почты юридического лица;

- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности, которые указываются при необходимости в дополнение к почтовому адресу либо вместо него при его отсутствии, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефонов и адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

- сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому месту, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Закона № 99-ФЗ;

К уведомлению прилагается заявление о внесении изменений в реестр лицензий.

В силу пункта 8 части 1 статьи 18 Закона №99-ФЗ в редакции Федерального закона от 11.06.2021 №170-ФЗ внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Частью 1.1. статьи 18 Закона № 99-ФЗ в редакции этого же Закона предусмотрено, что Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.

Из содержания Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», установление таких видов работ, услуг не усматривается.

Вместе с тем, частью 2 статьи 18 Закона № 99-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, определено, что до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по месту, не указанному в реестре лицензий.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона № 99-ФЗ в редакции Закона №170-ФЗ в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не требуется внесение изменений в реестр лицензий в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются это место и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Таким образом, независимо от доводов кассаторов и периодов действия Закона № 99-ФЗ во времени, обязанность по обращения лицензиата с соответствующим заявлением в уполномоченный орган об изменении адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, не изменилась: до 01.03.2022 заявление являлось основанием для переоформления лицензии, а с 01.03.2022 - основанием для внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.

Равно как и не изменилась обязанность лицензиата по представлению в уполномоченный орган, на территории которого он планирует осуществлять лицензируемый вид деятельности, соответствующего по содержанию и форме уведомления, предусмотренного Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 957.

Вместе с этим, обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений обеспечивается положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться, в частности принципами:информационной открытости закупки; равноправия, справедливости отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 Закона о закупках запрос котировок является конкурентным способом закупки, под которым понимаются торги, при которых победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (пункт 20 статьи 3.2 названного Закона).

Частью 19.7. статьи 3.4 Закона о закупках определено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.

Согласно пункту 11 части 19.1. данной статьи в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке.

Таким образом, из буквального содержания приведенных положений законодательства, следует, что частная охранная деятельность может осуществляться, в частности, юридическим лицом, имеющим специальное для этого разрешение (лицензию) с обязательным соблюдением совокупности требований, которые установлены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для достижения целей и задач лицензирования.

В свою очередь, заказчик обязан при организации конкурентной закупки обязан установить в закупочной документации необходимые требования к участникам закупки, если такие требования, определены действующим законодательством в отношении товара, работы, услуги, являющихся предметом контракта и применять такие требования ко всем без участникам закупки, руководствуясь принципами конкурентных торгов, закрепленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с чем, довод учреждения об отсутствии необходимости представления участниками закупки лицензии или сведений из реестра лицензий с закрепленным адресом места осуществления деятельности на территории Камчатского края и соответствующего предварительного уведомления уполномоченного органа на указанной территории, несостоятельны, так как противоречат вышеприведенным нормам действующего законодательства.

Суд округа отмечает, что указанная обязанность заказчика и лицензиата не зависит от вида способа размещения конкурентной закупки.

В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается, что в разделе 9 Информационной карты извещения о проведении запроса котировок, заказчик установил требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно: о наличии лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность, выданную в соответствии с Законом №99-ФЗ с наличием в перечне разрешенных видов работ, услуг, в соответствии с пунктами 1 - 4, 6, 7 части третьей статьи 3 Закона об охранной деятельности, действующей на момент подачи заявки на участие в запросе котировок.

В разделе 3 Информационной карты о предмете договора, отражено, что местом оказания услуг является: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 26.

В составе заявки на участие в закупке общество представило лицензию на осуществление частной охранной деятельности с перечнем разрешенных видов услуг от 27.04.2006 №399-КР с продленным сроком действия до 27.04.2026 на основании приказа ЦЛПР Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Хабаровскому краю, первоначально выданную УМВД России по Хабаровскому краю.

Таким образом, в составе заявки общества - участника спорной закупки не была предоставлена лицензия по предмету торгов с указанием в ней адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Камчатского края и не было представлено уведомления в адрес лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, как это определено законодательством и, фактически положениями котировочной документации (так как имелась ссылка на Закон № 99-ФЗ и иные регулирующие частную охранную деятельность нормативные акты).

При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что в таком случае на момент подачи заявки на участие в закупке общество оказывать услуги на территории Камчатского края было не вправе, обоснованы.

Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640 и поддержанной в определениях от 29.03.2023 № 303-ЭС23-6639 и от 02.03.2023 №303-ЭС23-6.

В связи с изложенным, выводы судов о нарушении учреждением требований законодательства о закупках и лицензировании, повлекшие нарушение Закона № 223-ФЗ в части определения победителя спорных торгов - запроса котировок, правомерны.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 №739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 №10623/03, положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.

По смыслу изложенного, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Основанием для признания торгов недействительными может служить нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.

При рассмотрении настоящего арбитражного дела судами факт нарушения законодательства, действовавшего в период проведения закупки, а также нарушение защищаемого права или интереса установлены и подтверждены материалами дела.

При этом выявленные судом в ходе проведения спорных торгов нарушения являются существенными, что по верному заключению судов влечет признание их и заключенного по их итогу между заказчиком и обществом договора от 30.11.2022 недействительными.

Допущенные судами некоторые неточности по тексту судебных актов, правильных по существу спора выводов судов не опровергают, и с учетом полномочий суда кассационной инстанции, основанием для отмены оспариваемых судебных актов, являться не могут.

На основании изложенного, и поскольку в данном случае все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства судами установлены, нормы материального права относительно установленных обстоятельств применены правильно, судебные акты первой и апелляционной инстанций отмене, а кассационные жалобы удовлетворению, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023по делу № А24-6685/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи А.И. Михайлова

И.В. Ширяев