ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3565/19 от 21.08.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

августа 2019 года                                                                   № Ф03-3565/2019

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен августа 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Черняк Л.М.

Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.

при участии:

от Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края: представитель не явился;

от администрации Быстринского муниципального района: Рудковский А.Л., представитель по доверенности от 31.05.2019;

от Контрольно-счетной палаты Камчатского края: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации Быстринского муниципального района

на решение от 02.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019

по делу №  А24-726/2019 Арбитражного суда Камчатского края Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в апелляционном суде судьи: Солохина Т.А., Пяткова А.В., Сидорович Е.Л.

по иску Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (ОГРН 1084101000059,                                ИНН 4101121200, адрес: ул. Владивостокская, д. 2/1, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683024)

к администрации Быстринского муниципального района                                  (ОГРН 1024101228975, ИНН 4104000161, адрес: ул. Терешковой, д. 1,           с. Эссо, Быстринский р-н, Камчатский край,  684350)

третье лицо: Контрольно-счетная палата Камчатского края (ОГРН: 1084101003095, ИНН 4101124539, адрес: ул. Владивостокская, д. 2/1, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683017)

о взыскании 2 500 000 руб.

установил: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании с администрации Быстринского муниципального района (далее – администрация, ответчик) субсидии в размере 2 500 000 руб., предоставленной по соглашению от 23.11.2016 № 03/257 «О предоставлении субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию основного мероприятия «Обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края».

Определением суда от 04.02.2019 к участию в деле на стороне министерства в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Камчатского края (далее - третье лицо, КСП Камчатского края).

Решением суда от 02.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019, исковые требования удовлетворены.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование кассационной жалобы администрация приводит доводы о том, что гражданин Ч. признан нуждающимся по пункту 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), что подтверждается поквартирной карточкой, выписками из ЕГРП на недвижимое имущество, представленными в суд на дату получения субсидии; считает, что отсутствие заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма не может быть основанием для возврата субсидии; жена гражданина Ч. также является работником ООО «Оленевод», состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма; 01.12.2016 постановлением администрации           № 437 в состав семьи включен сам гражданин Ч., таким образом, вся семья на 01.12.2016 состояла на учете; нарушения допущены самим министерством, а не ответчиком, который действовал в рамках действующего Приказа от 26.09.2016 № 29/102 с изменениями к нему по Приказу от 04.07.2017 № 29/93; у администрации отсутствовали основания для отказа в выделении субсидии поскольку при обращении за ее оформлением были представлены все необходимые документы; имеет место не нарушение условий предоставления субсидии, а возможно нарушение порядка (процедуры), что не является основанием для возврата субсидии; условия субсидирования выполнены ответчиком в полном объеме.

 Министерство и КСП Камчатского края в отзывах на кассационную жалобу против доводов администрации возражают, просят решение арбитражного суда первой и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Министерство и КСП Камчатского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие их представителей.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение требований процессуального законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, между Министерством и администрацией заключено соглашение от 23.11.2016 № 03/257 «О предоставлении субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию основного мероприятия «Обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края» (далее - соглашение от 23.11.2016 № 03/257) в целях реализации подпрограммы 2 «Развитие животноводства» государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2020 годы».

Согласно пункту 2.1 соглашения от 23.11.2016 № 03/257 истец принял на себя обязательство по софинансированию расходных обязательств муниципального образования по реализации названной программы в объеме 6 000 000 руб.

В силу положений пунктов 3.2.4, 3.2.3 указанного соглашения ответчик принял на себя обязательство обеспечить целевое использование полученных бюджетных средств, а также возвратить остатки субсидий, неиспользованных в текущем финансовом году, в срок до 30 декабря текущего финансового года.

Во исполнение своих обязательств по соглашению от 23.11.2016                  № 03/257 истец 25.11.2016 перечислил ответчику субсидию в размере                       6 000 000 руб. по платежному поручению № 13380. Сумма субсидии в размере 3 500 000 руб. возвращена ответчиком истцу как неиспользованная.

01.12.2016 между гражданами К. (продавец») и Ч. (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной в с. Эссо Быстринского района Камчатского края.

29.12.2016 ответчик на основании распоряжения администрации от 28.12.2016 № 954 платежным поручением № 331009 перечислил продавцу сумму в размере 2 530 000 руб.

КСП Камчатского края в период с 30.05.2017 по 16.06.2017 проведена плановая проверка соблюдения администрацией законности и результативности использования трансфертов, предоставленных из краевого бюджета, соблюдения условий их получения, результаты которой отражены в акте от 09.06.2017, и установлено, что в нарушение положений подпункта «г» пункта 2 Типового положения о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности Камчатского края, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от 26.09.2016 № 29/102 (далее – Типовое соглашение о порядке предоставления субсидии), администрацией предоставлена социальная выплата покупателю, который не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и не являлся в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

КСП Камчатского края также направила информацию о проведенной проверке в прокуратуру Камчатского края, которая, в свою очередь, вынесла истцу представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Министерство направило в адрес администрации претензию (уведомление) от 17.12.2018 № 29.03/3776 о возврате средств субсидии в размере 2 500 000 руб.

Неисполнение администрацией указанного требования явилось основанием для обращения министерства с иском в арбитражный суд.

Суды обеих инстанций, руководствуясь нормами бюджетного законодательства, Типовым положением о порядке предоставления субсидии, признали требования министерства обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд округа, поддерживая выводы предыдущих судебных инстанций, исходит из следующего.

Реализация одного из приоритетов региональной политики в сфере развития агропромышленного комплекса Камчатского края - устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения Камчатского края - осуществляется в рамках Государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П (далее - Госпрограмма).

Порядок предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию основного мероприятия «Поддержка и развитие северного оленеводства в Камчатском крае» (далее - субсидии), критерии отбора муниципальных образований установлены приложением 5 к Госпрограмме.

В целях обеспечения жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах и проживающих в сельской местности Камчатского края, в октябре 2016 года Министерством был проведен отбор на предоставление субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию указанного основного мероприятия (далее - субсидия).

Рабочей группой по отбору муниципальных образований в Камчатском крае для предоставления субсидии (далее - Рабочая группа), созданной согласно приказу Министерства от 24.10.2016 № 29/118, были рассмотрены все поступившие заявки от муниципальных образований.

В соответствии с принятым решением Рабочей группы (протокол от 03.11.2016 № 1) заявка администрации прошла конкурсный отбор, субсидия из краевого бюджета была выделена в заявленной потребности, в размере                 6 000,00 тыс. руб.

23.11.2016 с администрацией было заключено соглашение о предоставлении субсидий местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию мероприятия, направленного на обеспечение жильем граждан, работающих в оленеводческих хозяйствах № 03/257 (далее - Соглашение), 25.11.2016 денежные средства в размере 6 000 000 рублей были перечислены на лицевой счет финансового отдела администрации.

Приказом Минсельхозпищепрома Камчатского края от 26.09.2016                № 29/102 утверждено Типовое положение о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности Камчатского края, согласно приложению № 2 к названному приказу (далее – Типовое положение), которое определяет правила предоставления за счет средств краевого бюджета социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, работающим в оленеводческих хозяйствах и проживающим в сельской местности Камчатского края органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Типового положения о порядке предоставления социальных выплат, в редакции на момент предоставления социальной выплаты, правом на получение социальной выплаты, имели граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу положений частей 3 и 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма», граждане, для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления заявление с приложением обосновывающих документов.

Таким образом, жилищным законодательством предусмотрен заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, в том числе в составе семьи.

Как было установлено судами по состоянию на 01.12.2016 гражданин Ч. не обращался в администрацию с заявлением о признании его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Поскольку установленный жилищным законодательством порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соблюден, следовательно, гражданин Ч. не мог быть включен в список участников мероприятия, поскольку не соответствовал условию подпункта «г» пункта 2 Типового положения (в редакции от 26.09.2016).

Оценив представленные сторонами доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ суд округа признает обоснованным вывод судов о том, что администрацией при предоставлении субсидии были нарушены условия, установленные соглашением от 23.11.2016 № 03/257, а также подпунктом «г» пункта 2 Типового соглашения о порядке предоставления субсидии, что является в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ основанием к возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации полученной субсидии.

Таким образом, предоставив гражданину Ч. социальную выплату на приобретение жилого помещения, администрация Быстринского муниципального района допустила нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2530,0 тыс. рублей, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным подпрограммой 2 «Развитие животноводства» государственной программы Камчатского края, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П, а также Типовым положением, утвержденным приказом Министерства от 26.09.2016 № 29/102, которые являются правовым основанием предоставления средств субсидии.

Согласно статьям 28 и 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу положений пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.11 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 523-П, субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на лицевой счет Министерства в течение 30-ти дней со дня получения уведомления Министерства Камчатского края.

На основании изложенного, вопреки доводу жалобы, несоблюдение администрацией условий предоставления субсидий является основанием для возврата средств субсидии администрацией, а не гражданином.

Доводы администрации о том, что предоставлении субсидии на всю семью работников ООО «Оленевод» (жена гражданина Ч. гражданка С. также является работником, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма, 01.12.2016 постановлением администрации № 437 в состав семьи включен сам гражданин Ч.) только улучшает жилищные условия всей стоящей на учете на 01.12.2016 семье оленеводов, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не подтверждает законности учета гражданина Ч. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и, следовательно, соблюдения администрацией условий предоставления субсидии на приобретение жилья.

При этом судами установлено, что представленная в материалы дела карточка учета малоимущих граждан свидетельствует о том, что малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающимся в жилом помещении признан иной гражданин – гражданка С. (супруга Ч.).

Кроме того, расчет размера доходов семьи с учетом дохода каждого члена семьи с целью признания гражданина малоимущим для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий администрацией также не производился.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии предприятия с той оценкой, которую суд второй инстанции дал фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в судах, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 по делу № А24-726/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Л.М. Черняк                        

Судьи                                                                                Н.В. Меркулова              

                                                                                     Е.П. Филимонова