АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
11 августа 2021 года № Ф03-3586/2021
Полный текст постановления изготовлен августа 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Басос М.А.
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторонкассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 19.01.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021
по делу № А73-17827/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 105066, <...>)
о взыскании расходов
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по месту нахождения филиала по Восточному военному округу (далее – учреждение, страхователь) с иском о взыскании расходов в сумме 61573,71 рублей, излишне понесенных в связи с недостоверностью представленных сведений.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 19.01.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021, требования удовлетворены.
Учреждение, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой просит их отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о недоказанности фондом социального страхования того факта, что застрахованное лицо при наличии правовых оснований на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет фактически не осуществляло в рассматриваемый период уход за ним. Полагает, что вывод судов о злоупотреблении учреждением правом в части выплаты своему сотруднику дополнительного материального стимулирования основан на неверном толковании положений законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Фонд социального страхования в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил обжалуемые судебные акты оставить в силе.
Учреждение представило свои возражения на отзыв фонда социального страхования.
Кассационная жалоба рассмотрена судом округа единолично без вызова сторон (статья 288.2 АПК РФ, пункты 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа счел принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене на основании следующего.
Судами при рассмотрении дела установлено, что в соответствии Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, Хабаровский край участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок выплаты пособий, в том числе пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется напрямую из средств фонда социального страхования на основании сведений, предоставляемых страхователями.
По результатам проведенной в отношении учреждения выездной проверки за период с 05.06.2017 по 31.12.2019 фонд социального страхования установил, что страхователь в целях назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет застрахованному лицу ФИО1 представил сведения, содержащие, в том числе, данные о среднем заработке указанного лица за расчетный период (508639,07) рублей, а также среднем дневном заработке (696,77 рублей).
На основании представленных страхователем сведений застрахованному лицу назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 9176,85 рублей ежемесячно. За период с 24.05.2019 по 31.12.2019 фонд социального страхования произвел выплату ежемесячного пособия непосредственно застрахованному лицу путем перечисления денежных средств на его счет в кредитном учреждении.
При анализе предоставленных в ходе проверки документов (приказ от 27.05.2019 №230 «О выходе на работу на условиях неполного рабочего дня», табель учета использования рабочего времени за май 2019 - декабрь 2019) установлено, что ФИО1 с 27.05.2019 до достижения ребенком возраста полутора лет установлена 35-часовая неделя с режимом работы: рабочие дни с понедельника по пятницу; выходные дни - суббота, воскресенье; время работы - с 9.00 час. до 16.45 час (перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 13.45 час), всего 7 часов работы, с выплатой на условиях неполного рабочего времени заработной платы пропорционально отработанному времени и пособия по социальному страхованию, о чем фонд социального страхования не был уведомлен страхователем.
По результатам проверки фонд социального страхования пришел к выводу о том, что сокращенный работнику режим неполного рабочего времени на 1 час не может рассматриваться как мера, позволяющая осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка, компенсировать которую возможно путем выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Фонд социального страхования пришел к выводу, что им излишне понесены расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованному лицу ФИО1 за период с 27.05.2019 по 31.12.2019 в сумме 65718,09 рублей.
23.06.2020 фондом социального страхования вынесено решение, которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом социального страхования в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 61573,71 рублей, направлено соответствующее требование.
Неисполнение требования фонда социального страхования послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с требованиями о взыскании расходов, излишне понесенных в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.
Суд первой инстанции требования удовлетворил, поскольку пришел к выводу о том, что расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд.
При этом суды руководствовались следующим.
Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, которым признается, в том числе уход за ребенком в возрасте до полутора лет, является одним из видов социальных страховых рисков, в связи с чем, страховым обеспечением по данному виду обязательного социального страхования является выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком (подпункт 2 пункта 1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ)).
При этом отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, а у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ).
В силу положений статьи 10 Закона № 165-ФЗ застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В свою очередь страховщики имеют право при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая; проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов (пункт 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ).
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) определено, что выплата государственного пособия гражданам, имеющим детей, и, в частности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) статьей 11.1 которого предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
Таким образом, законодательство в сфере обязательного социального страхования связывает наступление права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств фонда социального страхования с фактическим осуществлением ухода за ребенком. Такое право принадлежит лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком и работающему на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжающему осуществлять фактический уход за ребенком.
Статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. При этом размер ежемесячного пособия подлежит полной выплате и не может быть уменьшен в зависимости от сокращения продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не может быть изменен пропорционально утраченному им заработку в связи с уходом за ребенком.
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за ребенком, а не трудовой деятельности. Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неразрывно связано с фактическим осуществлением ухода за малолетним ребенком до достижения им возраста полутора лет (Определение от 27.01.2011 № 179-О-П).
Таким образом, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого за счет средств фонда социального страхования, должен носить компенсационный характер по отношению к утраченному заработку лица, осуществляющего фактический уход за ребенком.
Согласно положениям части 1 статьи 11.2 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом № 81-ФЗ.
Суды установили, что учреждение определило своему работнику ФИО1 с 27.05.2019 (до достижения ребенком полутора лет) режим неполного рабочего времени с целью осуществления ухода за ребенком - 35-часовая неделя, что составило 87,5 % рабочего времени в неделю (35 часов против 40 часов). Режим работы сокращен на 1 час в день. Сокращение рабочего времени до 35 часов в неделю повлекло для работника потерю заработка в размере 12,5 %. В то время как фондом осуществлялась ежемесячная компенсация утраченного заработка в размере 40%. Следовательно, ежемесячный заработок застрахованного лица составил 127,5% от заработной платы.
Сокращение рабочего времени на незначительный период не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, поэтому в такой ситуации пособие по уходу за ребенком уже не будет являться компенсацией утраченного заработка, а приобретет характер дополнительного материального стимулирования работника (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728, от 18.12.2017 № 314-ПЭК17).
Руководствуясь положениями законодательства в сфере обязательного социального страхования, гражданского законодательства, в частности статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации суды удовлетворили требования, заявленные фондом социального страхования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не установил безусловных нарушений норм процессуального права, поименованных в части 4 статьи 288 АПК РФ, а также нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, указанных в части 3 статьи 288.2 АПК РФ, а именно существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, являющихся основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу № А73-17827/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А. Басос