АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
февраля 2024 года № Ф03-35/2024
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2024 года .
Полный текст постановления изготовлен февраля 2024 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2, представитель по доверенности от 12.05.2022 б/н;
от индивидуального предпринимателя ФИО3: ФИО2, представитель по доверенности от 12.05.2022 б/н;
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО3
на решение от 03.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023
по делу № А04-5430/2023 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Администрации города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>,а: 675004, Амурская оласть, <...>)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1, индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – предприниматели, заявители) обратились в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Администрации города Благовещенска (далее – администрация) о признании незаконным решения от 06.06.2023 № 19/115, об обязании повторно рассмотреть заявление по вопросу подготовки и утверждения документации по планировке территории 441 квартала г. Благовещенска.
Решением суда от 03.08.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023, в удовлетворении требований отказано
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, считая их незаконными, необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, предприниматели обратились с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просят судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Заявители в жалобе и их представитель в онлайн судебном заседании настаивали, что выводы судов об отсутствии у администрации обязанности по подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки и утверждению документации, ошибочны, противоречат статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Регламенту по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение документации по планировке территории», утвержденному постановлением администрации Благовещенского муниципального округа от 04.04.2023 № 777 (далее – Регламент № 777). Полагают, что исключения из общих правил по подготовке документации на заявителей не распространяются, а самостоятельная разработка предпринимателями документации является их правом. Считают, что отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Администрация в отзыве доводы кассационной жалобы отклонила, предлагая судебные акты оставить без изменения; извещенная в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации прав предпринимателям на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 28:01:010441:0086.
Заявителями получено разрешение от 22.03.2022 № 28-Ru 28302000-16-2022 на строительство объекта бытового обслуживания с магазином и встроенной гостевой автостоянкой на земельном участке кадастровый номер 28:01:010441:86.
25.08.2022 предприниматели обратились в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 08.09.2022 № 2261/16 администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что разработка схемы проведена с нарушением требований, участок является земельным участком общего пользования, проведение аукциона повлечет нарушение прав третьих лиц и приведет к ограничению конкуренции.
Отказ оспорен предпринимателями в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 22.11.2022 по делу № А04-7281/2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.05.2023, в удовлетворении требований отказано, в том числе, по тому основанию, что территория квартал 441 документацией по планировке территории не обеспечена.
Заявители направили в адрес администрации обращение от 30.05.2023 о подготовке и утверждении документации по планировке территории в отношении 441 квартала г. Благовещенска.
Администрация письмом 06.06.2023 № 19/115 отказала предпринимателям в подготовке и утверждении документации по планировке территории квартала 441 г. Благовещенска, указав, что выделение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по градостроительной деятельности на территории муниципального образования города Благовещенска предусматривается в соответствии с муниципальной программой «Развитие градостроительной деятельности и управление земельными ресурсами на территории муниципального образования города Благовещенска». Бюджетные ассигнования на разработку документации по планировке территории квартала 441 в текущем финансовом году и плановом периоде в Программе не предусмотрены. Также администрации сообщила, что согласно части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. Для подготовки документации по планировке территории за счет средств физического или юридического лица необходимо обратиться в администрацию города Благовещенска в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и утверждение документации по планировке территории», утвержденным постановлением администрации города Благовещенска от 13.10.2022 № 5405 (далее – Регламент № 5405).
Считая отказ администрации незаконным и нарушающим их права, предприниматели обратились с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения администрации незаконным, отсутствии нарушения прав, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
В статье 2 ГрК РФ закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, в том числе: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности пунктом 1 части 1 статьи 8 ГрК РФ отнесены подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, муниципальных образований.
Статьей 41 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1 статьи 46 ГрК РФ).
Согласно части 8 статьи 45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Совокупный анализ приведенных положений ГрК РФ позволил судами прийти к обоснованному выводу о том, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами разного уровня, в том числе органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по предложению заинтересованных лиц только на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки соответствующего образования в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
При этом подготовка документации может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В рассматриваем суды обеих инстанций исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, установили, что оспариваемый в данном деле отказ администрации в принятии решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории допустим в силу положений части 8 статьи 45 ГрК РФ и обусловлен объективными причинами, а именно тем, что выделение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по градостроительной деятельности на территории муниципального образования – город Благовещенск и, в частности, на разработку документации по планировке квартала 441 в текущем финансовом году и плановом периоде в муниципальной программе «Развитие градостроительной деятельности и управление земельными ресурсами на территории муниципального образования города Благовещенска», утвержденной постановлении от 07.10.2014 № 4136, не запланировано.
Суды установили, что положения статей 8, 45, 46 ГрК РФ, наделяя органы местного самоуправление городского округа полномочиями по принятию решений о подготовке документов территориального планирования, не создают безусловной обязанности для администрации образования по принятию решения подготовке и утверждению документов по результатам обращения заинтересованных лиц.
Вместе с этим, судами обоснованно учтены обстоятельства иных взаимосвязанных с данным спором дел, сведения о которых размещены картотеке арбитражных дел (№А04-1533/2023, №А04-2104/2022, № А04-7281/2022).
При установленных обстоятельствах, суды правомерно сочли, что администрацией нормы действующего законодательства и законные права предпринимателей не нарушены, в связи с чем, оснований для признания решения администрации от 06.06.2023 незаконным у судов не имелось.
Довод заявителей кассационной жалобы, повторно заявленный суду округа, о неприменении судами к спорной ситуации Регламента № 777, правомерно отклонен судами как несостоятельный, поскольку этот нормативный акт издан для применения на территории Благовещенского муниципального округа, спорный вопрос на территории города Благовещенск регулируется иным документом – Регламентом № 5405, в соответствии с которым администрация рекомендовала предпринимателям подать обращение.
Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, как и полномочий для переоценки сделанных выводов, у суда округа в силу предоставленных полномочий не имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 по делу № А04-5430/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина