ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3621/2022 от 18.08.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

19 августа 2022 года № Ф03-3621/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей: Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.,

при участии:

от Акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» - Ткаченко В.В., представитель по доверенности от 25.07.2022 № ЮД-63/22;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю – Мерзлякова Е.М., представитель по доверенности от 26.04.2022 № 3165/01;

от общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Инфосекьюрити Групп» - представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022

по делу № А51-19348/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» (ОГРН 1022500697471, ИНН 2508001449; адрес: 692904, Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, д. 22)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193; адрес: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Инфосекьюрити Групп» (ОГРН 1082537004241, ИНН 2537053890; адрес: 680011, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 18, оф. 6)

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Находкинский морской торговый порт» ) далее – общество, заявитель, Порт, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 03.09.2020 по делу №025/07/3.2-1053/2020.

Определением от 10.20.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ, привлечено ООО «Консалтинговая компания «Инфосекьюрити Групп» (далее – компания).

Решением суда от 17.02.2022 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 решение суда первой инстанции отменено, решение управления от 03.09.2020 признано недействительным, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон); с управления в пользу Порта взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем в суде первой и апелляционной инстанции, в общей сумме 4500 руб.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании суда округа посредством веб-конференции наставали, что заявка компании в связи с предоставлением в составе заявки сведений о предлагаемой цене заключения договора при проведении закупки в виде запроса котировок в электронной форме, отклонена заказчиком необоснованно, так как положения части 21 статьи 3.4 Закона и пункта 10 закупочной документации такую возможность для аукциона в форме запроса котировок, исключают.

Порт в отзыве и его представитель в онлайн судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая постановление апелляционной коллегии оставить без изменения.

Компания отзыв не представила, извещенная в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается и судами установлено, спорная закупка осуществлялась заказчиком на основании разработанного им Положения о порядке закупок товаров, работ, услуг, утвержденного протоколом Совета директоров от 20.11.2018 № 113 и размещенного на официальном сайте 28.11.2018 (далее - Положение о закупках).

10.08.2020 заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 32009390192 и документация о проведении запроса котировок в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» на сайте http://www.rts-tender.ru, на «изготовление и поставку металлоконструкций мачт для пушек пылеподавления УТ-1».

Пунктом 2 документации определены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Согласно данному пункту заявка на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляется с помощью технических и программных средств электронной торговой площадки в соответствии с регламентом данной ЭТП.

Заявка состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом закупки, подтверждение полного соответствия каждого требования, установленного в Техническом задании/Спецификации, в том числе содержать наименование изготовителя и страну происхождения товара, описание комплектации товара, марку, модель и т.п. без указания слов «или аналог («или эквивалент»). Заявка на участие в закупке должна содержать все сведения и документы, перечисленные в пункте 10 настоящей документации.

Все документы (формы, заполненные в соответствии с требованиями настоящей документации, а также иные сведения и документы, предусмотренные настоящей документацией, оформленные в соответствии с требованиями документации), входящие в состав заявки на участие в закупке, должны быть представлены участником закупки через ЭТП в отсканированном виде в доступном для прочтения формате.

В случае содержания в первой части заявки на участие в запросе котировок сведений о ценовом предложении, данная заявка подлежит отклонению.

Согласно форме заявки приложением к ней являются: 1. анкета участника закупки, 2. документы, подтверждающие право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, и предоставление фирменных гарантий производителя товара (копии) (при необходимости); 3. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам (в случаях, предусмотренных документацией о проведении запроса котировок).

В составе документации проект договора и спецификация разделены на разные файлы. Участник заполняет оба файла, но проект договора прикладывает к документам заявки (в соответствии с требованием пункта 10 документации), а спецификацию - к ценовому предложению.

В пункте 10 документации установлен перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия предъявляемым требованиям, включая: заявку по установленной форме (приложение №1) и подписанный и заполненный в соответствующей части проект договора, являющейся неотъемлемой частью документации о закупке.

В пункте 13 документации указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В частности, указано, что заявка на участие будет отклонена от рассмотрения и оценки в случае несоответствия заявки на участие требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, в том числе по своему составу, оформлению, описанию предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке.

В пункте 14 документации закреплен порядок оценки и сопоставления заявок на участие закупке, согласно которому по результатам сопоставления и оценки заявок принимается решение о выборе победителя. Победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в такой документации, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. На основании результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок комиссия по закупке оформляет протокол о результатах запроса котировок.

Из приведенных положений документации, сведений о спорной закупке, размещенных в открытом доступе на официальном сайте zakupki.gov.ru и представленных в материалы дела документов, следует, что заказчиком предусмотрены этапы выявления участников электронного запроса котировок и определения победителя, и при этом на каждом этапе подлежат оформлению протоколы.

Согласно Регламенту работы электронной площадки - ООО «РТС-Тендер» для корпоративных закупок, утвержденным приказом генерального директора от 30.07.2020 № 27-П/20 и действующему на момент проведения рассматриваемой закупки (далее - Регламент), документ регулирует вопросы, связанные с порядком проведения процедур закупок товаров, работ, услуг - в электронной форме, а также участия в них с использованием электронной площадки.

В пункте 8.8 Регламента закреплено, что заявка на участие в запросе котировок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства состоит из одной части и ценового предложения.

Согласно пункту 8.9.1 Регламента при заполнении экранной формы заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе в конкурентных закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательств (за исключением аукционов), клиенту ЭП следует обеспечить раздельное от остальных документов прикрепление документов с ценовым предложением (при необходимости прикрепления таких документов), для чего документы с ценовым предложением прикреплять в соответствующий раздел формы заявки «Ценовое предложение», учитывая при этом, что документы, прикрепленные в соответствующий раздел формы заявки «Ценовое предложение», не будут доступны Заказчику до формирования итогового протокола по закупке, в силу пункта 2 части 10 статьи 3.3 Закона, в соответствии с которым оператор обязан обеспечить конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений участников закупки и предоставлять заказчику сведения о ценовых предложениях только при формировании итогового протокола по закупке. Клиенту ЭП следует учитывать, что заказчиком может быть отклонена заявка на участие, если клиент ЭП прикрепит документы в составе заявки, которые должны быть представлены заказчику до формирования итогового протокола, в раздел формы Заявки «Ценовое предложение», поскольку Заказчик получит доступ к этим документам только при формировании итогового протокола.

Судами установлено, что на участие в закупке подано 9 заявок, допущено к участию 3, отклонено 6, в том числе отклонена заявка компании.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 20.08.2020 заявка компании (№7) отклонена, как не соответствующая по составу, содержанию и оформлению: в составе заявки предоставлены сведения о цене.

Апелляционным судом установлено, участниками дела не оспаривалось, что компания разместила в первой части заявки документы, отражающие ценовое предложение участника закупки (в одном файле и договор, и спецификацию) (том 1 л.д. 102-103).

Не согласившись с отклонением заявки, компания обратилась в управление с жалобой на действия комиссии заказчика, по результатам рассмотрения которой антимонопольным органом принято решение от 03.09.2020 о признании жалобы обоснованной, действий аукционной комиссии заказчика нарушившими часть 21 статьи 3.4 Закона.

Во исполнение решения заказчику выдано обязательное для исполнения предписание.

Порт, полагая, что решение управления от 03.09.2020 не соответствует Закону и нарушает его права, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении заявления отказал, сочтя, что действия заказчика по отклонению заявки недопустимы и нарушили права компании, так как из содержания документации однозначно не ясно, что спецификация с указанием стоимости товара должна быть приложена к ценовому предложению, а не к контракту.

Апелляционная коллегия, с выводами суда первой инстанции не согласилась, действия заказчика по отклонению заявки компании, признав правомерными.

Суд округа соглашается с апелляционным судом, принимая во внимание следующее.

Законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 20 статьи 3.2 Закона определено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно пункту 24 данной статьи конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

В соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 19 статьи 3.4 Закона (в редакции спорного периода – 2020 год) заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.

В силу пункта 22 статьи 3.4. Закона оператор электронной площадки в направляет заказчику, в том числе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме - не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства, установленного в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке.

По итогам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 настоящего Федерального закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе (пункт 24 статьи 3.4 Закона).

Из пункта 13 статьи 3.2 Закона усматривается, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие, в том числе сведения: о дате подписания протокола; о количестве поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дату и время регистрации каждой такой заявки; результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В силу пункта 25 статьи 3.4 Закона оператор электронной площадки в течение часа после размещения в единой информационной системе протокола сопоставления ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений направляет заказчику результаты осуществленного оператором электронной площадки сопоставления ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений, а также информацию о ценовых предложениях, дополнительных ценовых предложениях каждого участника конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса предложений в электронной форме.

В течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в части 25 настоящей статьи, и вторых частей заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер (пункт 26 статьи 3.4 Закона).

После чего, в порядке пункта 27 данной статьи заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Протокол, составленный по правилам пункта 14 статьи 3.2 Закона, является протоколом по итогам конкурентной закупки.

Из совокупного анализа приведенных положений статей 3.2 и 3.4 Закона следует, что при запросе котировок заказчик рассматривает заявки участников на соответствие их по форме и содержанию требованиям извещения и закупочной документации, оформляет и отправляет оператору ЭТП соответствующий пункту 13 статьи 3.2 Закона протокол, затем получает сведения о ценовом предложении от оператора, рассматривает их, определяет наименьшее ценовое предложение, присваивается ему первый номер и оформляет итоговый протокол закупки по правилам пункта 14 статьи 3.2 Закона.

Таким образом, несмотря на то, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме в силу части 19 статьи 3.4 Закона состоит из одной части и ценового предложения, заказчик в силу Закона должен быть ограничен до определенного этапа в получении информации о ценовом предложении участника, заявка которого была рассмотрена и признана допущенной к участию в котировке.

При этом учитывая наличие специального порядка организации закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства, такая закупка осуществляется на ЭТП в соответствии с Регламентом площадки, который обязаны соблюдать и заказчик и участник.

Иными словами оператор торговой площадки не направляет ценовые предложения участников закупки, организованной, в том числе в форме запроса котировок, сразу, а направляет их только после ознакомления заказчика с иными обязательными документами, и оформления им протокола о соответствии или несоответствии заявки участника закупки определенным требованиям.

В данном случае, как было установлено апелляционным судом, и подтверждается материалами дела, наравне с разъяснением, данным заказчиком в пункте 2 документации, в пункте 8.9.1 Регламента оператор ЭТП также разъяснил участникам закупки, что им следует обеспечить раздельное от остальных документов прикрепление документов с ценовым предложением, поскольку заказчиком может быть отклонена заявка на участие, если клиент ЭП прикрепит документы в составе заявки, которые не должны быть представлены заказчику до этапа формирования итогового протокола.

Поэтому по верным выводам суда, подавая заявку на участие в закупке, участник нес риск отклонения его заявки либо наступления иных неблагоприятных для него последствий, связанных с несоблюдением им требований Регламента и документации к порядку оформления включаемых в заявку документов и сведений.

Такие риски обусловили на этапе рассмотрения заявки участника и проверки её на соответствие форме и требованиям документации, принятие заказчиком решения о её несоответствии по составу и оформлению требованиям документации применительно к части 21 статьи 3.4 Закона.

При установленных по материалам дела обстоятельствах размещения компанией в составе заявки сведений о ценовом предложении (одним файлом с договором), суд округа соглашается с апелляционной коллегией в том, что в данном случае заказчиком нарушения требований части 21 статьи 3.4 Закона о закупках не допущено, связи с чем, заявление общества о признании недействительным решения антимонопольного органа от 03.09.2020 судом правомерно удовлетворено.

Поскольку судом апелляционной инстанций правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебный акт - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу № А51-19348/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи Т.Н. Никитина

И.В. Ширяев