ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3670/20 от 16.09.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2020 года                                                                  № Ф03-3670/2020

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей Меркуловой Н.В., Ширяева И.В.,

при участии:

от Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» - ФИО1, представитель по доверенности от 21.05.2020 № КЭ-18-18-20/275Д; ФИО2, представитель по доверенности от 15.08.2019 № КЭ-18-18-19/586Д;

от Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю – представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»

на решение от 21.01.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020

по делу №  А24-7898/2019 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683000, <...>)

к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (ОГРН <***>,               ИНН <***>, адрес: 683032, <...> в/г 3)

опризнании недействительным предписания

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – управление) о признании недействительным предписания от 25.07.2019 № 870/9-1611.

Решением суда от 21.01.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, обществу в удовлетворении требований отказано.

Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество в жалобе и его представители в судебном заседании суда округа, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ посредством организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Камчатского края, настаивали, что предписание от 25.07.2019 незаконно, так как возлагает на общество обязанность по выполнению дополнительных мероприятий, которые не предусмотрены паспортом безопасности, не устанавливались межведомственной комиссией и не были отмечены должностным лицом управления, входившим в её состав. Указывают, что оспаривают все пункты предписания, но особо обращают внимание на пункт 4, которым предписано оборудовать караульное помещение обособленным выходом на территорию станции ТЭЦ-1, поскольку помещение является действующим объектом и не находится на стадии проектирования.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрения дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

         Из материалов дела судами установлено, что в соответствии с Планом проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год управлением в период с 28.06.2019 по 25.07.2019 проведена плановая выездная проверка обеспечения безопасности «Станция ТЭЦ-1» филиала ПАО «Камчатскэнерго» - Камчатские ТЭЦ.

Обстоятельства проверки отражены в акте  от 25.07.2019 № 870/9-1612,  согласно которому установлено нарушение обществом «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 (далее – Правила), а именно:

 - в нарушение пункта 85 Правил, не установлено дополнительное ограждение на крыше одноэтажного корпуса контрольно-пропускного пункта станции ТЭЦ-1, примыкающего к основному ограждению станции ТЭЦ-1;

 - в нарушение пункта 112 Правил, все входы в КПП станции ТЭЦ-1 и управляемые преграждающие конструкции не оборудованы средствами охранной сигнализации;

- в нарушение пункта 165 Правил, а также приложения № 3 к данным Правилам, в караульном помещении подразделения охраны станции ТЭЦ-1 отсутствует комната для чистки оружия, душевая, второй туалет и помещение пультовой технических средств охраны. Также отсутствует комната для инструктажа караула. Инструктаж личного состава караула производится в комнате приема пищи. Фактическая площадь комнаты для хранения оружия и боеприпасов (5,87 м2) не соответствует предъявляемым требованиям (9 м2);

- в нарушение подпункта «д» пункта 243 Правил система оперативной связи станции ТЭЦ-1 в круглосуточном режиме работы не обеспечивает оперативный мониторинг абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

- в нарушение подпункта «е» пункта 243 Правил система оперативной связи станции ТЭЦ-1 в круглосуточном режиме работы не обеспечивает прослушивание записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции;

- в нарушение подпункта «г» пункта 161 Правил отсутствует обособленный выход из караульного помещения на территорию станции ТЭЦ-1.

В целях устранения выявленных нарушений управлением обществу выдано предписание от 25.07.2019  № 870/9-11611, которым  в срок до 25.10.2020 и 25.07.2020 предписано:

- установить дополнительное ограждение на крыше одноэтажного корпуса КПП станции ТЭЦ-1, примыкающего к основному ограждению станции ТЭЦ-1;

-  оборудовать средствами охранной сигнализации все входы в КПП станции ТЭЦ-1 и управляемые преграждающие конструкции;

-  в караульном помещении подразделения охраны станции ТЭЦ-1 оборудовать соответствующие комнату для чистки оружия, комнату для хранения оружия и боеприпасов, помещение пультовой технических средств охраны, душевую, второй туалет и комнату для инструктажа караула;

- оборудовать караульное помещение обособленным выходом на территорию станции ТЭЦ-1 в соответствии с подпунктом «г» пункта 161 Правил;

-  обеспечить работу системы оперативной связи станции ТЭЦ-1 в круглосуточном режиме по оперативному мониторингу абонентских радиосредств (отображение места нахождения на графическом плане) с отображением результатов на мониторе оператора (номера абонентских радиостанций, статистические данные выхода в эфир);

- обеспечить работу системы оперативной связи станции ТЭЦ-1 в круглосуточном режиме по прослушиванию записанных радиопереговоров с поиском по времени и номерам радиостанций, аудиопрослушивание обстановки в зоне выделенной радиостанции.

Не согласившись с предписанием, и считая, что оно нарушает его права, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований, придя к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона № 256-ФЗ, пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон № 226-ФЗ), подпунктом 20 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Положение № 510), на управление возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется в соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067 (далее - Правила № 1067).

Пунктом 2 Правил № 1067 определено, что мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта ТЭК, проверке объектов ТЭК на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов ТЭК и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в соответствии с Законом о безопасности объектов ТЭК.

В силу пункта 3 Правил № 1067 осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.

Полномочия должностных лиц подразделений войск национальной гвардии на выдачу руководителям и должностным лицам организаций в ходе осуществления контроля за обеспечением безопасности объектов топливноэнергетического комплекса обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений установлены также частью 3 статьи 9 Закона № 226-ФЗ.

В соответствии с требований части 1 статьи 6 Закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, то есть физически и юридическими лицами, владеющими на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Закона № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

При проведении категорирования учитывается, в том числе наличие на объекте уязвимых мест.

С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности (часть 2 статьи 5 Закона № 256-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

На основании результатов категорирования объекта топливно-энергетического комплекса составляется паспорт безопасности данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Закона № 256-ФЗ (часть 2 статьи 8).

Принимая во внимание положения действующего законодательства, суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку «Станция ТЭЦ-1» филиала ПАО «Камчатскэнерго» - Камчатские ТЭЦ применительно к статье 2 Закона № 256-ФЗ является объектом топливно-энергетического комплекса, которому в установленном порядке присвоена средняя категория опасности (паспорт безопасности объекта, утвержденный 10.10.2018), то у управления имелись полномочия на проведение плановой проверки и вынесение спорного предписания от 25.07.2019.

Вместе с этим суды правомерно заключили, что общество, являясь субъектом топливно-энергетического комплекса, обязано выполнять установленные требования по обеспечению безопасности объекта ТЭК.

Однако из материалов дела усматривается, что в ходе осуществления контрольных мероприятий по контролю обеспечения безопасности объекта, оформленных актом проверки от 25.07.2019 № 870/9-1612, управлением выявлены нарушения обязательных требований Правил, а именно: пункта 85, пункт 112, подпункта «г» пункта 161, пункта 165, приложения № 3 к Правилам № 458, подпунктов «д», «е» пункта 243.

Обозначенные выше нарушения, допущенные обществом при эксплуатации объекта ТЭК средней категории опасности, что обществом не отрицается, материалами дела подтверждено.

В силу обязанности субъекта ответственности соблюдать Правила для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, выводы судов о законности спорного предписания от 25.07.2019 № 870/9-1611, предписывающего устранить выявленные нарушения в срок до 25.10.2019 и 25.07.2020, правомерны и обоснованны.

При этом довод подателя кассационной жалобы о необоснованном вменении ему нарушения подпункта «г» пункта 161 Правил мотивировано отклонен судами, поскольку, как верно отметили суды, обязанность устранить нарушение обусловлена, в том числе и уровнем современных рисков террористической активности.

Также судами дана верная оценка доводам заявителя о незаконности предписания ввиду того, что ранее в 2018 году при работе межведомственной комиссии  и должностного лица управления в её составе по вопросу анализа уязвимости объекта и составления по результатам акта обследования объекта, составления паспорта объекта, выполнение мероприятий, указанных в предписании, не предполагалось.

Суды указали, что сами по себе результаты работы межведомственной комиссии по смыслу императивных положений статьи 7 Закона № 256-ФЗ не освобождают субъекты топливно-энергетического комплекса от выполнения и соблюдения Правил. При этом в соответствии с пунктом 23 Правил, объекты высокой и средней категории опасности обследуются межведомственной комиссией не реже одного раза в год; результаты плановой проверки могут быть учтены при очередном обследовании.

Таким образом, выводы судов о законности предписания соответствуют материалам дела, подлежащим применению нормами действующего законодательства.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.01.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 27.01.2020), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу №  А24-7898/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       И.М. Луговая                       

Судьи                                                                                Н.В. Меркулова              

                                                                                     И.В. Ширяев